ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

 

  Главная       Учебники - Педагогика      Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка (Виноградова Л.Д.) - 1985 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22 

 



Тема 19.

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

История учения о характере знает разнообразие определений этого стержневого качества личности. Термин «характер», означающий «черта, примета, признак, особенность», введен в обиход древнегреческими учеными. В характере выражаются индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие, на его поведение, поступки. Эти черты отличают данного человека от других. Кроме того, характер — это сложившиеся особенности социального поведения человека. Он отражает уклад жизни личности в социальной группе и проявляется прежде всего в отношениях к людям, к окружающей действительности, к порученному делу. Специфические для человека отношения, способы действий и поведения формируются в процессе познания окружающей действительности, деятельности личности, воспитания и самовоспитания. Характер зависит от разнообразия деятельности, круга впечатлений.
В формировании характера определенную роль играет природная организация человека. В частности, человек получает по наследству особенности строения мозга, рецепторных аппаратов, двигательных органов, ряд функциональных свойств нервной системы, в том числе ее большую или меньшую пластичность и подвижность.
В процессе развития анатомо-физиологические задатки могут подвергаться определенным изменениям. Поэтому все данные признаки необходимо рассматривать в диалектическом единстве с позиций развития и формирования личности. Характер формируется в результате активного взаимодействия личности со средой. Среда оказывает решающее воздействие на характер, который в свою очередь влияет на проявление природных свойств личности. Неверно говорить о фатальной предопределенности характера. Человек, познавший законы внешнего мира, может изменять обстоятельства жизни и свое поведение.
У умственно отсталых детей имеется ряд анатомо-физиологических предпосылок, влияющих на формирование характера. Так, например, у них наблюдаются такие нарушения высшей нервной деятельности, как слабость нервных процессов, их неуравновешенность, нарушение пластичности и подвижности нервной системы. Кроме того, у этих детей можно отметить нарушения эндокринной системы, наличие текущих психических заболеваний, нарушение моторики и т. д. Эти особенности определенным образом сказываются на формировании и проявлениях характера.
Определенное воздействие на характер умственно отсталых детей оказывает наличие текущего заболевания. Вопрос о соотношении болезни и характера в настоящее время изучен недостаточно. Практика вспомогательного обучения и наблюдения за детьми данной категории (страдающими деменцией) показывают, что у детей, перенесших одно и то же заболевание, часто могут проявляться сходные, в том числе и отрицательные, черты характера. Так, например, у эпилептиков могут наблюдаться такие черты, как скупость, злопамятность. К более старшему возрасту у них начинают обнаруживаться такие черты характера, как педантичность, подхалимство, угодничество. Наряду с этим может проявляться мелочность и пр. У детей с гидроцефалией наблюдаются лживость, раздражительность, отсутствие целеустремленности в действиях, поступках и др.
Встает вопрос о том, какую роль играет болезнь в проявлении и формировании патологических черт характера, насколько эти черты неизбежны.
Можно отметить, что болезнь создает определенные особенности динамики нервных процессов. Она является одним из важных условий жизни ребенка, к которым он как-то приспосабливается. Так, например, эпилептик после тяжелых припадков страдает западениями памяти. Подобные ситуации приучают его держать свои вещи в определенных местах. Это явление может способствовать формированию у него аккуратности, доходящей до болезненной педантичности. Припадки у детей-эпилептиков часто служат поводом для насмешек со стороны товарищей. Это приводит к тому, что эпилептик ищет со стороны взрослого определенного покровительства. А чтобы заслужить его, начинает заискивать, подхалимничать, что в определенных условиях становится чертой характера. Вместе с тем, желая возместить свою обиду, эпилептик злобно относится к более младшим и слабым. Это в свою очередь приводит к формированию таких черт характера, как мстительность, злобность, злопамятность.
Если в процессе воспитательной работы устранить указанные выше ситуации, то отрицательных черт характера может не возникнуть. Отсюда следует, что отрицательные черты характера, связанные с определенными заболеваниями, не являются фатально неизбежными. Решающую роль в формировании характера играют воспитание, условия жизни в конкретной обстановке.
Характер — это целостное образование, система свойств личности. Определить структуру характера — значит выделить основные компоненты, или свойства, установить обусловленные ими специфические черты в их отношениях и взаимодействии. Структуру характера нужно рассматривать всесторонне, в различных взаимосвязях, в развитии, в зависимости от условий жизни и воспитания.
В сформировавшемся и нравственно определившемся характере ведущее место занимает система убеждений. Убежденность определяет принципиальность поведения человека, его непреклонность в борьбе, уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдает свои силы. Коммунистическое мировоззрение — основа личного убеждения советского человека — позволяет правильно соотносить личное и общественное, определять свое поведение в соответствии с коммунистическими идеалами.
Формирование мировоззрения и убеждений у учащихся вспомогательной школы является очень трудным делом. Однако правильное воспитание и обучение умственно отсталых школьников в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Педагогический коллектив школы может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали содержанию основных норм коммунистической морали.
Когда говорят о характере, имеют в виду и сложившиеся качества ума: гибкость ума, глубину анализа и т. д. Все эти качества ума не достигают у умственно отсталых того уровня развития, которое отмечается у их здоровых сверстников. Однако в процессе правильно построенной учебно-воспитательной работы они приобретают и постепенно совершенствуют эти качества.
В структуре характера занимают определенное место потребности и интересы. В зависимости от преобладающих потребностей и интересов складывается своеобразный характер человека. Преобладание потребностей в труде, общественных интересов в структуре характера определяет общественно ценный, цельный и активный характер личности.
У умственно отсталых детей наблюдается определенная дисгармония в развитии элементарных и высших потребностей. В силу присущих им особенностей какое-то время преобладают элементарные физиологические потребности, например потребность в еде. Раз возникнув, они приобретают большую побудительную силу.
Это происходит вследствие недостаточной развитости духовных потребностей и отсутствия личностной оценки переживаний и действий.
Однако и здесь под влиянием целенаправленного учебно-воспитательного воздействия возможен существенный прогресс, т. е. установление правильного соотношения между духовными и элементарными потребностями и интересами. В конце концов удается добиться того, что преобладающими становятся духовные потребности.
Существенное место в структуре характера занимают чувства, которые, как известно, представляют собой эмоциональные отношения к различным сторонам природной и социальной жизни.
Незрелость личности умственно отсталых детей, обусловленная в первую очередь особенностями развития их потребностей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей их эмоциональной сферы. Так, например, слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит к тому, что у учащихся вспомогательных школ с опозданием и с трудом формируются так называемые высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности и т. д. Такие чувства могут быть воспитаны у умственно отсталых детей в процессе специальной воспитательной работы. Своевременная и настойчивая работа учителя и семьи, направленная на развитие интеллекта и формирование высших духовных интересов, способствует формированию высших чувств и обеспечивает им ведущую роль.
Стержнем сформированности положительного характера являются морально-волевые качества личности.
Отмечаемые у умственно отсталых детей особенности проявлений воли (безынициативность и безудержность, внушаемость и упрямство и т. д.) являются выражением незрелости личности. Сущностью этой незрелости является опять-таки недоразвитие духовных потребностей. Следовательно, развитие этих потребностей — путь к формированию воли.
Одним из путей формирования положительных черт характера умственно отсталых учеников является воспитание у них положительных привычек.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ.
Тема семинарского занятия: Особенности характера умственно отсталых детей
1. Роль заболевания в формировании черт характера.
2. Причины, обусловливающие развитие особенностей характера умственно отсталых детей.
3. Роль привычек в характере умственно отсталых детей.
4. Волевые качества, чувства и характер умственно отсталых детей.
5. Роль учителя и классного коллектива в формировании характера умственно отсталых учащихся.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. - М., 1971.
2. Общая психология. /Под ред. В. В. Богословского и др. - М., 1981. - Гл. 19.
3. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. - Гл. 16.

Тема лабораторного занятия: Изучение особенностей характера умственно отсталых школьников
Проверьте сформированность нравственных черт характера у умственно отсталых учащихся с помощью следующих рассказов:
1. Весь класс поехал на экскурсию. Ребята вошли в трамвай, в нем было много свободных мест, на которые они сразу же уселись. На остановках входили пассажиры: взрослые и дети, старики и старушки. «Ну и пусть стоят, я пришла раньше их»,— думала Лена. А что думали другие ребята?
2. Уходя на работу, мама оставила Тане деньги, чтобы она купила в магазине продукты. Деньги мама положила на стол. Скоро к Тане пришла подруга и позвала ее покупать мороженое. «У меня нет денег»,— сказала Таня. «А вот деньги, на столе лежат»,— сказала подружка. Таня ответила: «Это мама оставила для покупки хлеба и крупы». «Ну, скажешь ей, что потеряла», - посоветовала Тане подружка. Что, по-вашему, сделала Таня? Почему?
3. В 5-м классе учился мальчик. Он успевал хорошо, но физически был слабым, редко играл с детьми, вел себя спокойно. Некоторые ребята над ним смеялись. Правильно ли они делали? Почему?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМА РЕФЕРАТА. ЛИТЕРАТУРА
Особенности характера умственно отсталых учащихся
Банщиков В. М., Гуськов В. С., Мягков И. Ф. Медицинская психология. - М., 1967.
Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. - М., 971.
Ковалев А. Г. Психология личности. - М., 1970. - Гл. XI.
Левандовский Н. Г. О структуре характера. \\ Вопросы психологии. – 1970. - № 3.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. - Гл. 16.

РЕШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
В семьях часто неправильно относятся к воспитанию умственно отсталых детей. Одни родители их балуют, оберегают от забот, выполняют все их капризы. Другие — постоянно одергивают, ругают, незаслуженно наказывают за различные мелкие провинности, противопоставляют им нормальных детей.
Ответьте на вопросы:
Каким должно быть отношение родителей к умственно отсталому ребенку? Почему?
Какие черты характера могут сформироваться у умственно отсталого ребенка при указанном в примерах воспитании?




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22