ОСОБЕННОСТИ ВОЛИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ

 

  Главная       Учебники - Педагогика      Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка (Виноградова Л.Д.) - 1985 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 



Тема 18.

ОСОБЕННОСТИ ВОЛИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Воля — это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Воля должна рассматриваться в связи с познанием. Содержание воли заключено в представлениях и понятиях, которыми оперируют мышление и воображение. Волевое регулирование поведения — это сознательное направление чувств, действий, физических умений на достижение цели или проявление сдержанности. Специфическая функция воли выражена в регуляции деятельности: начало движений и действий, их задержка и возобновление, прекращение. Волевое действие — это действие осознанное и обдуманное. Воля неразрывно связана с познавательными процессами: мышлением, воображением, наблюдением, запоминанием, воспроизведением и др. Воля тесно связана с чувствами, которые выполняют роль мотива действий, поступков.
Развитие волевого поведения и воспитание волевых качеств у нормальных детей — длительный и сложный процесс. Воспитание воли у детей с умственной отсталостью еще более длительное и сложное дело. Это объясняется тем, что все психические функции, процессы, качества, с которыми связана воля, у умственно отсталых школьников имеют ряд нарушений.
Из курса общей психологии известно, что физиологические механизмы воли очень сложны. Чтобы объяснить недостатки воли у умственно отсталых детей, необходимо остановиться на анализе физиологических основ волевых действий.
Волевые действия имеют условнорефлекторную природу. На базе временных нервных связей образуются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что создает условия для целенаправленного поведения.
В теменной части коры больших полушарий находится двигательная область; в ней расположены корковые концы двигательных анализаторов. Она связана со всеми участками коры и подкорки, а также с ретикулярной формацией, имеющей важное значение в общем механизме волевого регулирования поведения. Возникшее в каком-либо участке коры возбуждение попадает в двигательную область. Получив информацию, двигательные клетки посылают приказ о действии. Таким образом, связь двигательной области коры с другими участками мозга — предпосылка осознанных движений и действий человека.
Человек способен накапливать информацию и действовать на ее основе, обобщать при помощи второй сигнальной системы полученные извне сведения и знания. На основе второсигнальных связей осуществляется вся сознательная регуляция человеческого поведения.
Физиологические механизмы воли умственно отсталых на страницах имеющихся литературных источников не раскрываются. Однако, вспомнив, как это происходит в норме, и зная основные недостатки высшей нервной деятельности умственно отсталых, можно отметить у них некоторые нарушения механизмов воли.
Известно, что у умственно отсталых отмечается диффузное поражение нервных клеток коры головного мозга. Это вызывает нарушение функционирования корковых концов всех анализаторов. Такое нарушение происходит, в частности, в двигательной области коры, расположенной в ее теменной области. Все это может стать причиной неполноценной регуляции движений.
Свойственные умственно отсталым нарушения нейродинамики, взаимодействия первой и второй сигнальных систем, взаимосвязи коры и подкорки отрицательно сказываются на целостной работе мозга и обусловливают недоразвитие воли.
Умственно отсталые не могут самостоятельно поставить перед собой цель, недостаточно осознают поставленные перед ними цели, не умеют спланировать свою деятельность, выбрать способ выполнения деятельности. Их действия слабо мотивированы.
Умственно отсталые дети малоинициативны. Они не в состоянии управлять волевыми действиями, действовать в соответствии с перспективными целями. Умственно отсталый ребенок не может подчинить свое поведение определенной задаче, спланировать свои действия. У умственно отсталых отсутствует самостоятельность и целеустремленность. Они не могут проявлять волевое усилие и преодолевать встречающиеся трудности.
Однако слабость воли обнаруживается у умственно отсталых не всегда и не во всем. Она отчетливо выступает в тех случаях, когда они знают, как надо действовать, но при этом не испытывают потребности в этом действии. Так, при обычной вялости, безынициативности поведения у тех же детей можно наблюдать настойчивость, безудержность и непреодолимость отдельных желаний.
Ввиду присущего умственно отсталым слабоволия они легко внушаемы. Так, например, они легко отвлекаются oт выполнения нужного дела, если несознательные дети или взрослые предлагают им что-нибудь развлекательное, например пойти в кино или поиграть в мяч. Вместе с тем они могут проявлять неслыханное, невероятное упрямство даже тогда, когда им приводят разумные доводы в пользу необходимости действовать в нужном в данный момент направлении.
Такие контрасты в проявлении воли являются результатом незрелости личности, недоразвития духовных потребностей.
Умственно отсталые дети подвластны аффективным импульсам, непосредственным воздействиям окружающей ситуации, не склонны к самостоятельной переработке этих воздействий с позиции собственных убеждений и духовных потребностей.
Эти краткие сведения об особенностях воли умственно отсталых детей необходимо учитывать в процессе изучения данной темы. При этом следует иметь в виду, что недостатки волевых проявлений у умственно отсталых должны длительно изучаться посредством наблюдений. Те же кратковременные исследования, которые предлагается выполнить студентам, дадут лишь некоторое представление об особенностях воли учеников вспомогательной школы. Поэтому в дополнение к рекомендуемым заданиям полезно провести специальные наблюдения в ходе всего изучения учеников. При этом надо обращать внимание на целенаправленность деятельности, ее мотивацию, умение переносить прошлый опыт в незнакомые ситуации и преодолевать встречающиеся трудности.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ
Тема семинарского занятия: Особенности развития воли у умственно отсталых детей
1. Соотношение мотивов, потребностей, целей, побуждений и особенностей поведения у умственно отсталых детей.
2. Основные недостатки воли умственно отсталых.
3. Сущность волевой незрелости и контрасты поведения умственно отсталых детей.
4. Протекание волевого действия у умственно отсталых школьников.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Общая психология. /Под ред. В. В. Богословского и др. - М, 1981. - Гл. 17.
2. Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.
3. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962.
4. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. - Гл. 13.
5. Царцидзе М. Г. Особенности развития воли у умственно отсталых детей. \\ Дефектология. – 1975. № 2.

Тема лабораторного занятия: Изучение особенностей воли умственно отсталых школьников в деятельности
1. «Метод пресыщения» А. Карстен.
Ученику дается задание нарисовать на листе бумаги кружочки. При этом экспериментатор говорит: «Постарайся нарисовать так много, как только сможешь. И мы сейчас же закончим эту работу».
Экспериментатор должен обратить внимание на мотивы работы ученика, длительность выполнения задания, наличие стремления соблюсти инструкцию, особенности отвлечений, характер окончания задания.
2. Игра «Пройди через лабиринт».
Экспериментатор предлагает ученику «пройти» по одному из вариантов лабиринта: «Как мышке попасть в свою норку? Как мальчику пройти домой?»
Затем надо проанализировать целенаправленность, настойчивость и планомерность выполнения задания.
3. Ученику предлагается построить на подставке достаточно высокую пирамиду из кубиков, а затем перенести ее с одного места на другое, не разрушив. Если пирамида разрушается, нужно предложить выполнить задание сначала.
В процессе выполнения задания надо обратить внимание на целенаправленность, настойчивость, поведение в ситуации неуспеха, длительность выполнения задания, отметить мотивы действий.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМА ДОКЛАДА. ЛИТЕРАТУРА
Особенности воли умственно отсталых школьников
Общая психология. /Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева и др. - М., 1981. - Гл. 17.
Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.
Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. - М, 1973. -Гл. 9.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. - Гл. 13.
Царцидзе М. Г. Особенности развития воли у умственно отсталых детей. \\ Дефектология. – 1975. - № 2.

РЕШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Задача 1. Дайте характеристику этапов волевого действия умственно отсталых школьников:
1. Постановка цели и стремление ее достичь.
2. Осознание возможностей достижения цели и борьба мотивов.
3. Планирование действия и предвидение различных способов его выполнения.
4. Принятие одного из выборов в качестве решения.
5. Осуществление решения и борьба с препятствиями.
6. Выполнение действия и достижение цели.
7. Самоанализ процесса и результатов действия.

Задача 2. Анализ задач-ситуаций.
Проанализируйте примеры поведения и деятельности умственно отсталых школьников:
Васю послали в магазин за хлебом. Он вышел во двор, огляделся и пошел по дороге к булочной. Навстречу ему с мячом в руках выбежал Сережа и позвал его играть. Вася с радостью согласился. Они долго играли. Вася так и не вспомнил, куда он должен был идти.
Таня увлекалась занятиями в кружке мягкой игрушки. Она очень любила шить разные изделия, но у нее не все хорошо получалось. Как только руководитель кружка предлагал ей работу, которая ей не удавалась, она неизменно говорила: «Ну это что, я могу и не такое сделать». А после этого выполняла другую работу, которая у нее всегда получалась.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..