ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В современных исследованиях внимание рассматривается в тесной связи с
проблемой деятельности личности. Взаимодействие личности с окружающей
действительностью осуществляется в деятельности. В этом процессе
складывается определенное отношение субъекта к объекту. Внимание
выражает это отношение и заключается в направлении и сосредоточенности
сознания на объекте деятельности.
Внимание как таковое не является самостоятельно существующим психическим
процессом и не относится к свойствам личности. Оно характеризует степень
сосредоточенности и направленности различных психических процессов:
восприятия, воображения, мышления и др. Внутри этих процессов внимание и
проявляется. Природа внимания как активного состояния психической
деятельности личности давно стала объектом пристального изучения.
Наиболее дискуссионен вопрос о роли биологического и социального в
проявлении активности личности. Выражением тотальной биологизации причин
активности личности явилось в психологии фрейдистское направление (3.
Фрейд). Активность личности в рамках этого направления объяснялась
исключительно инстинктивными побуждениями. Неофрейдисты (К. Хорни,
Э.Фромм), наоборот, поставили в полную зависимость степень активности
личности от окружающей среды.
Ни в одном из этих направлений не рассматривалось соотношение
биологического и социального в проявлении активности личности.
Эта проблема была фундаментально исследована с
диалектико-материалистических позиций советскими психологами.
Для специальной психологии проблема внимания имеет принципиально важное
значение. Л. С. Выготский, специально занимавшийся изучением внимания,
установил, что недоразвитие его высших форм у умственно отсталых детей
объясняется «расхождением их органического и культурного развития».
Чтобы успешно осуществлять коррекционную работу с умственно отсталыми
детьми, надо знать особенности их внимания и его физиологические
механизмы. Характерное для умственно отсталых преобладание
непроизвольного внимания над произвольным объясняется особенностями их
нейродинамики: слабостью внутреннего торможения и резко выраженным
внешним торможением. Трудно регулируемое внешнее торможение лежит в
основе частых отвлечений внимания и его неустойчивой направленности.
Слабая сосредоточенность внимания олигофренов объясняется нарушениями
концентрации процесса возбуждения. Сложности распределения и
переключения внимания обусловливаются патологической инертностью
процессов возбуждения и торможения. Так как органический дефект,
приводящий к нарушению внимания, сам по себе устранить невозможно, то
коррекционную работу следует направить на поиски адекватных дефекту
средств воспитания внимания в непосредственной учебной и других видах
деятельности.
Произвольное внимание развивается при постановке и решении посильных
задач. Предлагаемое учащимся задание первоначально носит игровой
характер. Затем выполнение задания постепенно приобретает характер
учебной деятельности. Выработка в этих условиях активного внутреннего
торможения приводит к уменьшению случаев отвлекаемости внимания,
нарушению его концентрации и т. п.
Осуществляя коррекционное развитие внимания, необходимо учитывать
особенности высшей нервной деятельности различных клинических групп: а)
со сбалансированным соотношением процессов возбуждения и торможения; б)
с преобладанием процесса возбуждения; в) с преобладанием процесса
торможения.
Воспитание внимания тесно связано с формированием личности умственно
отсталых школьников, в частности таких черт, как настойчивость,
самостоятельность, дисциплинированность и т. д.
Проблема внимания умственно отсталых детей дошкольного и школьного
возраста относится к числу малоразработанных. При изучении темы будущий
педагог найдет в литературных источниках несколько указаний, весьма
скупо характеризующих особенности внимания умственно отсталых детей.
Выходом из создавшейся ситуации может служить самостоятельное
экспериментальное изучение особенностей внимания умственно отсталых
школьников при посещении школы и специально организованное наблюдение за
вниманием учащихся на уроке. Но этому должно предшествовать тщательное
знакомство с теоретическими проблемами внимания. Целесообразно
обратиться к изучению литературы, освещающей внимание нормально
развивающихся детей, помня о том, что самые основные закономерности
психического развития нормальных и умственно отсталых детей общие.
Проводя на уроке наблюдения за вниманием умственно отсталых учащихся,
желательно вести протокол таким образом, чтобы особенности внимания,
представляющего направленность и сосредоточенность психической
деятельности, органически связывались с характеристикой таких
познавательных процессов личности, как память, речь, мышление,
восприятие и т. д. Изучая внимание умственно отсталых школьников,
необходимо проследить его зависимость (в особенности произвольного) от
структуры дефекта учащихся. Динамику произвольного внимания
целесообразно изучить в возрастном плане.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ
Тема семинарского занятия: Особенности внимания умственно отсталых
школьников
1. Свойства внимания умственно отсталых школьников.
2. Недоразвитие высших форм внимания и его причины.
3. Связь внимания с другими психическими явлениями: а) мышление и
внимание; б) интересы и внимание; в) воля и внимание; г) потребности и
внимание.
4. Значение внимания в учебной деятельности умственно отсталых
школьников.
5. Коррекционная работа по развитию внимания у учащихся вспомогательной
школы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
2. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. \\
Хрестоматия по вниманию. - М., 1976.
3. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.,
1935.
4. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной
школе. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1980. - С. 63—71.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1946. Гл. «Внимание».
Тема лабораторного занятия: Экспериментальные методики исследования
внимания умственно отсталых школьников
1. Изучение устойчивости внимания
Необходимый материал: бланк корректурной пробы.
Ход выполнения задания
Испытуемому предлагается, прослеживая строку за строкой, вычеркивать
какие-нибудь две буквы (например, к, и). По сигналу экспериментатора
(одновременно включается секундомер) испытуемый начинает вычеркивать
заданные буквы. По истечении каждой минуты исследователь ставит
вертикальную черту в том месте бланка, где ученик остановился (отсчет
минут необходим для установления динамики устойчивости внимания).
Обработка данных:
После выполнения задания подсчитывается количество ошибок (корректур) в
каждой строчке и затраченное время. Устойчивость внимания определяется
по формуле: Q = S/M , где Q — показатель устойчивости, s — количество
строк, m — общее количество ошибок. Близкая к норме устойчивость равна
единице.
Примечание. В приведенной здесь таблице
красный цвет представлен полужирным шрифтом.
Ход выполнения задания
1-я серия. Испытуемому предлагается показать по
таблице числа черного цвета в возрастающем порядке от 1 до 9.
2-я серия. Испытуемому предлагается показать по таблице числа красного
цвета в убывающем порядке от 9 до 1.
3-я серия. Испытуемому предлагается показать по таблице числа черного
цвета в возрастающем порядке и сразу же показать числа красного цвета в
убывающем порядке.
Обработка полученных данных
Проводя три серии исследования, следует определить суммарное время,
затраченное на выполнение первой и второй серий эксперимента. Затем надо
установить разницу между этим суммарным временем и временем, затраченным
на выполнение задания третьей серии. Полученная разница и будет временем
переключения.
3. Изучение распределения внимания
Необходимый материал: бланк корректурной пробы.
Ход выполнения задания
Просматривая корректурную пробу, испытуемый должен как можно быстрее
найти и зачеркнуть букву в, а подчеркнуть букву о. По истечении каждой
минуты экспериментатор ставит вертикальную черту на месте предела. На
основании этих знаков представляется возможность учитывать динамику
продуктивности деятельности.
Обработка данных
Подсчитывается количество ошибок и количество строк. Распределение
внимания подсчитывается по формуле R == s/ m, где R — показатель
распределения, s — количество строк, m — количество ошибок.
Близкая к норме распределяемость равна единице.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Блейхер В. М. Психологическая диагностика интеллекта и личности. -
Киев, 1976.
2. Мерлин В. С. Сборник задач по общей психологии. - М., 1974.
Тема лабораторного занятия: Развитие и воспитание внимания умственно
отсталых учащихся на уроке
Программа наблюдений за вниманием умственно отсталых учащихся во
вспомогательной школе.
1. Изучение объективных условий, способствующих мобилизации и
поддержанию внимания умственно отсталых школьников.
Под объективными условиями, которые обеспечивают мобилизацию и
поддержание внимания учащихся на оптимальном уровне, следует понимать
состояние дисциплины в школе и классе, авторитет педагогического
коллектива школы и класса, оформление класса, его
санитарно-гигиеническое состояние и пр. Объектом наблюдения сразу же по
приходе в школу должны стать: внешний вид школьников и преподавателей,
выполнение режима классных занятий, оформление и санитарное состояние
школы и класса, педагогический авторитет учителя, умение управлять
классным коллективом, профессиональная компетентность
педагога-дефектолога, его дефектологические знания.
2. Изучение приемов и способов, используемых учителем па уроке для
мобилизации и поддержания внимания умственно отсталых учащихся.
Следует зафиксировать приемы активизации внимания, характеризующие
педагогическое мастерство учителя. Среди них надо выделить следующие:
умение учителя осуществлять индивидуальный подход с учетом структуры
дефекта отдельных учащихся, применение наглядных средств на уроке,
чередование методов обучения, учет возраста учащихся класса, умение
распределять объем (отдельные части) учебного материала в течение урока,
использование прочих способов привлечения внимания учащихся на уроке.
После посещения урока следует выделить использовавшиеся учителем
основные приемы активизации внимания учащихся; охарактеризовать виды
внимания школьников (непроизвольное, произвольное); проанализировать
обнаружившиеся свойства внимания (распределяемость, переключение,
устойчивость, объем); отметить частоту отвлечений внимания какого-либо
произвольно выбранного ученика; сравнить проявления внимания у отдельных
учащихся.
Данное занятие целесообразно провести как итоговое по изучению
особенностей внимания умственно отсталых школьников.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте.\\
Хрестоматия по вниманию. - М, 1976.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - Гл. «Внимание».
РЕШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Задача 1
Выделите факторы, обусловливающие в ходе урока мобилизацию произвольного
и непроизвольного внимания:
а) установка на значимость изучаемого раздела;
б) новизна учебного материала;
в) постановка перед собой определенной цели деятельности;
г) создание привычных условий деятельности;
д) деятельность с постоянной опорой на оперативную память;
е) яркость приводимых примеров.
Задача 2
Скажите, о каких свойствах и недостатках внимания идет речь в следующих
случаях:
а) Объясняя материал урока, учитель в то же время успевает выделить
отвлекающихся учеников, заметить реакции отдельных учащихся,
использовать наглядное пособие, сделать запись на классной доске.
б) По дороге из школы ученик перебирал в уме возможные варианты решения
заданной на дом задачи и не заметил, как оказался на середине улицы в
самой гуще проезжающих машин.
Задача 3
Охарактеризуйте внимание в описанном случае и раскройте физиологические
механизмы этого явления.
Шел урок биологии. Уроки по биологии проходили всегда живо и интересно.
И в этот раз ученики с неподдельным интересом слушали учителя,
нетерпеливо поднимали руки, эмоционально отвечали на вопросы. Вдруг за
окном класса произошло оживление: остановилась большая машина, из нее
выскочили люди и стали выносить какие-то приборы, провода, лампы.
Учащиеся заметно снизили точность ответов, смотрели и па учителя и в
окно, часто отвечали невпопад, переговаривались. Замечания учителя мало
помогали в изменении поведения учащихся.