ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ

 

  Главная       Учебники - Педагогика      Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка (Виноградова Л.Д.) - 1985 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 
Тема 11.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ



Деятельность рассматривается как проявления активности человеческой личности. В деятельности совершается становление и развитие личности.
Существуют сложные взаимоотношения между деятельностью и психикой. С одной стороны, психика формируется и проявляется в деятельности, с другой — регулирует ее.
Психика выступает как регулятор действий и движений на различных уровнях психического отражения. Так, на уровне ощущений и восприятий происходит мускульная дозировка силы и характера движений; решение же мыслительных задач регулируется второй сигнальной системой.
Личность в процессе деятельности побуждается определенными мотивами и стремится к достижению конкретных целей. В процессе деятельности большое значение имеет и уровень притязаний: при высоком уровне притязаний и ограниченных возможностях может возникнуть конфликт личности с окружающими людьми.
У умственно отсталых детей наблюдаются различные нарушения компонентов, влияющих на деятельность: незрелость мотивов и целей деятельности, неумение подобрать необходимые средства реализации для решения поставленной задачи, некритичное отношение к полученным промежуточным и итоговым результатам деятельности и т. д. В связи с этим возникает ряд недостатков и особенностей в структуре и протекании деятельности.
Всем видам деятельности умственно отсталых присущи следующие недостатки:
1. Нарушение целенаправленности, которое во многом объясняется плохой ориентировкой в условии задачи, неумением преодолевать встречающиеся трудности, непониманием значимости результатов деятельности.
2. Трудность переноса прошлого опыта в новые условия.
3. Узость мотивации, возникающая вследствие низкого уровня осознания мотивов и целей деятельности; неустойчивость, скудность, ситуативность, одномоментность мотивов, а также неумение планировать свою деятельность и предвидеть ее результаты.
4. Недостаточное понимание словесной инструкции, низкая произвольность внимания, неспособность осознать содержание всей инструкции в целом и др.
В процессе деятельности у школьников с умственной отсталостью формируются различные учебные и трудовые навыки. Навык — упрочившийся способ выполнения действий. В основе большинства навыков лежит развернутое осознанное действие. Физиологической основой навыка является выработка и упрочнение условнорефлекторных связей.
Проторение нервных путей и их закрепление в результате постоянного повторения действий приводит к точной локализации процесса возбуждения в определенных нервных структурах.
В результате органического поражения мозга у умственно отсталых прослеживается ряд особенностей высшей нервной деятельности, затрудняющих формирование навыков.
Во-первых, слабость замыкательной функции коры головного мозга, приводящая к слабой дифференцировке уже выработанных условнорефлекторных связей. При формировании условнорефлекторных связей у умственно отсталых требуется большое количество повторений. Уже сформированные связи без длительного подкрепления имеют тенденцию быстро утрачиваться. Этот недостаток приводит к тому, что у умственно отсталых формирование любого навыка требует специально организованной длительной работы.
Во-вторых, слабость протекания нервных процессов, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения. Это затрудняет локализацию процесса возбуждения при формировании навыка. Разлитое торможение осложняет его концентрацию.
Недоразвитие психики обусловливает вместе с тем различные трудности процесса формирования навыков письма у учеников вспомогательной школы. Например, при формировании этого навыка обнаруживаются следующие недостатки:
 недоразвитие мелких мышц кистей рук, слабая дифференцированность мышечного напряжения;
 неточность отдельных ощущений (зрительных, кинестетических, тактильных и др.),
 недостаточная дифференцированность восприятий и представлений;
 нарушение фонематического слуха;
 недоразвитие аналитико-синтетической деятельности;
 грубое (у определенных групп) нарушение моторики, некоординированность движений, параличи, парезы и др.
В результате этого навык письма формируется на протяжении гораздо более длительного времени, чем у нормальных школьников.
У умственно отсталых школьников затруднено формирование всех видов навыков: двигательных, интеллектуальных, сенсорных, поведения, общения и др.
Теперь мы рассмотрим вопрос об особенностях включения умственно отсталых детей в различные виды деятельности.
Ведущим видом деятельности в дошкольном периоде является игра. У умственно отсталых игровая деятельность занимает большое место не только в дошкольный, но и в школьный период развития и обучения.
Игра — это отражение ребенком мира взрослых, это путь познания окружающей действительности. В первые два года ребенок овладевает движениями. На этом этапе возникают так называемые функциональные игры. Их сменяют более сложные конструктивные и сюжетные игры, способствующие осмыслению значения предметов и отношений между людьми.
Недоразвитие психики вызывает у умственно отсталых детей нарушения игровой деятельности. В младшем дошкольном возрасте умственно отсталые дети по своей инициативе редко участвуют в игре, они не понимают назначения игрушек. Детей привлекает яркая окраска. Однако их действия с игрушками носят неосмысленный манипулятивный характер. Даже у умственно отсталых в возрасте 4—5 лет можно наблюдать наличие функциональных игр. Если специально не учить умственно отсталого дошкольника игре, то вплоть до школы у него отсутствуют конструктивные игры.
Умственно отсталые дошкольники не понимают смысла сюжетных игр. Под руководством взрослого или нормального ребенка умственно отсталый в возрасте 5—6 лет может принять участие в сюжетной игре, выполняя определенную роль, которой его научили. Но сам он не может быть организатором или активным участником сюжетной игры, так как не понимает ее содержания в целом. Игровую деятельность умственно отсталого дошкольника отличает низкая речевая активность: он не участвует в игровых диалогах, не оречевляет действий, не поясняет хода игры и т. д. Кроме того, умственно отсталый не проявляет к играм соответствующего интереса.
В процессе игровой деятельности он мало активен, безынициативен и часто, не понимая содержания игры, отказывается вообще в ней участвовать.
В процессе школьного обучения умственно отсталые под руководством взрослых и при соответствующей коррекции включаются в игровую деятельность. Их обучают коллективным играм, знакомят с различными сюжетными, спортивными, подвижными и другими играми. Активное включение умственно отсталых в игровую деятельность способствует формированию у них личностных свойств и коррекции познавательной деятельности.
Учение — это процесс систематического овладения знаниями, умениями, навыками, умственными действиями под руководством учителя. Одна из важнейших целей учения — подготовить школьника к самостоятельной трудовой деятельности после окончания вспомогательной школы.
Учение носит воспитывающий и развивающий характер. Во вспомогательной школе осуществляется комплекс мероприятий, имеющих целью создание адекватных структуре дефекта условий обучения и воспитания для каждого ребенка.
В процессе учения большое место отводится трудовой деятельности. Во вспомогательной школе представлены различные виды труда, направленные на формирование специальных умений и навыков, необходимых умственно отсталому для будущей жизни. В частности, это пропедевтический, бытовой, общественно полезный труд и работа в производственных мастерских. Участие в различных видах трудовой деятельности обеспечивает коррекцию и всестороннее развитие личности умственно отсталого школьника, подготавливает его к профессиональному труду.
При изучении дальнейших тем курса олигофренопсихологии необходимо возвращаться к рассматриваемой в этой главе теме с целью более углубленного понимания недостатков умственно отсталых школьников.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ
Тема семинарского занятия: Особенности деятельности умственно отсталых школьников
1. Общие проявления и недостатки деятельности умственно отсталых школьников.
2. Особенности формирования учебных и трудовых навыков у умственно отсталых школьников.
3. Особенности протекания различных видов деятельности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста.
4. Влияние трудовой деятельности на коррекцию личности и познавательной деятельности умственно отсталых.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М., 1969.
2. Дульнев Г. М. Формирование личностных качеств у учащихся вспомогательной школы в процессе трудового обучения. \\ Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе/ Под ред. Г. М. Дульнева. М., 1971.
3. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. - М., 1971.
4. Лурье И. Б. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми. - М., 1962.
5. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.
6. Турчинская К. М. Профориентация во вспомогательной школе. - Киев, 1976.

Тема лабораторного занятия: Изучение особенностей деятельности умственно отсталых школьников
Организуйте и проведите наблюдение за учебной деятельностью учеников вспомогательной школы с целью определения ее особенностей.
Программа наблюдения
1. Наметьте группу учащихся в количестве 5—6 человек, за которыми будет проводиться наблюдение, отобрав их по успеваемости (сильный, средний, слабый).
2. В процессе наблюдений обратите внимание на:
а) целеустремленность и целенаправленность деятельности;
б) умение использовать прошлый опыт в новой ситуации;
в) возможность преодолевать встречающиеся трудности;
г) понимание словесной инструкции.
3. Охарактеризуйте уровень сформированности навыков письма, чтения, счета на основе изучения продуктов деятельности учащихся.
4. Установите основные причины недостатков деятельности у разных групп детей, за которыми проводилось наблюдение: пробелы в знаниях, недостаточный уровень сформированности навыков, влияние индивидуальных личностных особенностей, недоразвитие познавательной деятельности, особенности дефекта.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. /Под ред. Г. М. Дульнева. - М., 1971.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ. ЛИТЕРАТУРА
1. Особенности деятельности учащихся вспомогательной школы.
2. Особенности формирования навыков у учащихся вспомогательной школы.
1. Общая психология. /Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова. - М., 1981.
2. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.
3. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979.






 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..