ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Деятельность рассматривается как проявления активности человеческой
личности. В деятельности совершается становление и развитие личности.
Существуют сложные взаимоотношения между деятельностью и психикой. С
одной стороны, психика формируется и проявляется в деятельности, с
другой — регулирует ее.
Психика выступает как регулятор действий и движений на различных уровнях
психического отражения. Так, на уровне ощущений и восприятий происходит
мускульная дозировка силы и характера движений; решение же мыслительных
задач регулируется второй сигнальной системой.
Личность в процессе деятельности побуждается определенными мотивами и
стремится к достижению конкретных целей. В процессе деятельности большое
значение имеет и уровень притязаний: при высоком уровне притязаний и
ограниченных возможностях может возникнуть конфликт личности с
окружающими людьми.
У умственно отсталых детей наблюдаются различные нарушения компонентов,
влияющих на деятельность: незрелость мотивов и целей деятельности,
неумение подобрать необходимые средства реализации для решения
поставленной задачи, некритичное отношение к полученным промежуточным и
итоговым результатам деятельности и т. д. В связи с этим возникает ряд
недостатков и особенностей в структуре и протекании деятельности.
Всем видам деятельности умственно отсталых присущи следующие недостатки:
1. Нарушение целенаправленности, которое во многом объясняется плохой
ориентировкой в условии задачи, неумением преодолевать встречающиеся
трудности, непониманием значимости результатов деятельности.
2. Трудность переноса прошлого опыта в новые условия.
3. Узость мотивации, возникающая вследствие низкого уровня осознания
мотивов и целей деятельности; неустойчивость, скудность, ситуативность,
одномоментность мотивов, а также неумение планировать свою деятельность
и предвидеть ее результаты.
4. Недостаточное понимание словесной инструкции, низкая произвольность
внимания, неспособность осознать содержание всей инструкции в целом и
др.
В процессе деятельности у школьников с умственной отсталостью
формируются различные учебные и трудовые навыки. Навык — упрочившийся
способ выполнения действий. В основе большинства навыков лежит
развернутое осознанное действие. Физиологической основой навыка является
выработка и упрочнение условнорефлекторных связей.
Проторение нервных путей и их закрепление в результате постоянного
повторения действий приводит к точной локализации процесса возбуждения в
определенных нервных структурах.
В результате органического поражения мозга у умственно отсталых
прослеживается ряд особенностей высшей нервной деятельности,
затрудняющих формирование навыков.
Во-первых, слабость замыкательной функции коры головного мозга,
приводящая к слабой дифференцировке уже выработанных условнорефлекторных
связей. При формировании условнорефлекторных связей у умственно отсталых
требуется большое количество повторений. Уже сформированные связи без
длительного подкрепления имеют тенденцию быстро утрачиваться. Этот
недостаток приводит к тому, что у умственно отсталых формирование любого
навыка требует специально организованной длительной работы.
Во-вторых, слабость протекания нервных процессов, неуравновешенность
процессов возбуждения и торможения. Это затрудняет локализацию процесса
возбуждения при формировании навыка. Разлитое торможение осложняет его
концентрацию.
Недоразвитие психики обусловливает вместе с тем различные трудности
процесса формирования навыков письма у учеников вспомогательной школы.
Например, при формировании этого навыка обнаруживаются следующие
недостатки:
недоразвитие мелких мышц кистей рук, слабая дифференцированность
мышечного напряжения;
неточность отдельных ощущений (зрительных, кинестетических, тактильных
и др.),
недостаточная дифференцированность восприятий и представлений;
нарушение фонематического слуха;
недоразвитие аналитико-синтетической деятельности;
грубое (у определенных групп) нарушение моторики, некоординированность
движений, параличи, парезы и др.
В результате этого навык письма формируется на протяжении гораздо более
длительного времени, чем у нормальных школьников.
У умственно отсталых школьников затруднено формирование всех видов
навыков: двигательных, интеллектуальных, сенсорных, поведения, общения и
др.
Теперь мы рассмотрим вопрос об особенностях включения умственно отсталых
детей в различные виды деятельности.
Ведущим видом деятельности в дошкольном периоде является игра. У
умственно отсталых игровая деятельность занимает большое место не только
в дошкольный, но и в школьный период развития и обучения.
Игра — это отражение ребенком мира взрослых, это путь познания
окружающей действительности. В первые два года ребенок овладевает
движениями. На этом этапе возникают так называемые функциональные игры.
Их сменяют более сложные конструктивные и сюжетные игры, способствующие
осмыслению значения предметов и отношений между людьми.
Недоразвитие психики вызывает у умственно отсталых детей нарушения
игровой деятельности. В младшем дошкольном возрасте умственно отсталые
дети по своей инициативе редко участвуют в игре, они не понимают
назначения игрушек. Детей привлекает яркая окраска. Однако их действия с
игрушками носят неосмысленный манипулятивный характер. Даже у умственно
отсталых в возрасте 4—5 лет можно наблюдать наличие функциональных игр.
Если специально не учить умственно отсталого дошкольника игре, то вплоть
до школы у него отсутствуют конструктивные игры.
Умственно отсталые дошкольники не понимают смысла сюжетных игр. Под
руководством взрослого или нормального ребенка умственно отсталый в
возрасте 5—6 лет может принять участие в сюжетной игре, выполняя
определенную роль, которой его научили. Но сам он не может быть
организатором или активным участником сюжетной игры, так как не понимает
ее содержания в целом. Игровую деятельность умственно отсталого
дошкольника отличает низкая речевая активность: он не участвует в
игровых диалогах, не оречевляет действий, не поясняет хода игры и т. д.
Кроме того, умственно отсталый не проявляет к играм соответствующего
интереса.
В процессе игровой деятельности он мало активен, безынициативен и часто,
не понимая содержания игры, отказывается вообще в ней участвовать.
В процессе школьного обучения умственно отсталые под руководством
взрослых и при соответствующей коррекции включаются в игровую
деятельность. Их обучают коллективным играм, знакомят с различными
сюжетными, спортивными, подвижными и другими играми. Активное включение
умственно отсталых в игровую деятельность способствует формированию у
них личностных свойств и коррекции познавательной деятельности.
Учение — это процесс систематического овладения знаниями, умениями,
навыками, умственными действиями под руководством учителя. Одна из
важнейших целей учения — подготовить школьника к самостоятельной
трудовой деятельности после окончания вспомогательной школы.
Учение носит воспитывающий и развивающий характер. Во вспомогательной
школе осуществляется комплекс мероприятий, имеющих целью создание
адекватных структуре дефекта условий обучения и воспитания для каждого
ребенка.
В процессе учения большое место отводится трудовой деятельности. Во
вспомогательной школе представлены различные виды труда, направленные на
формирование специальных умений и навыков, необходимых умственно
отсталому для будущей жизни. В частности, это пропедевтический, бытовой,
общественно полезный труд и работа в производственных мастерских.
Участие в различных видах трудовой деятельности обеспечивает коррекцию и
всестороннее развитие личности умственно отсталого школьника,
подготавливает его к профессиональному труду.
При изучении дальнейших тем курса олигофренопсихологии необходимо
возвращаться к рассматриваемой в этой главе теме с целью более
углубленного понимания недостатков умственно отсталых школьников.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ
Тема семинарского занятия: Особенности деятельности умственно отсталых
школьников
1. Общие проявления и недостатки деятельности умственно отсталых
школьников.
2. Особенности формирования учебных и трудовых навыков у умственно
отсталых школьников.
3. Особенности протекания различных видов деятельности умственно
отсталых детей дошкольного и школьного возраста.
4. Влияние трудовой деятельности на коррекцию личности и познавательной
деятельности умственно отсталых.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. -
М., 1969.
2. Дульнев Г. М. Формирование личностных качеств у учащихся
вспомогательной школы в процессе трудового обучения. \\ Коррекционная
роль обучения во вспомогательной школе/ Под ред. Г. М. Дульнева. М.,
1971.
3. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. - М., 1971.
4. Лурье И. Б. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми
детьми. - М., 1962.
5. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под
ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.
6. Турчинская К. М. Профориентация во вспомогательной школе. - Киев,
1976.
Тема лабораторного занятия: Изучение особенностей деятельности умственно
отсталых школьников
Организуйте и проведите наблюдение за учебной деятельностью учеников
вспомогательной школы с целью определения ее особенностей.
Программа наблюдения
1. Наметьте группу учащихся в количестве 5—6 человек, за которыми будет
проводиться наблюдение, отобрав их по успеваемости (сильный, средний,
слабый).
2. В процессе наблюдений обратите внимание на:
а) целеустремленность и целенаправленность деятельности;
б) умение использовать прошлый опыт в новой ситуации;
в) возможность преодолевать встречающиеся трудности;
г) понимание словесной инструкции.
3. Охарактеризуйте уровень сформированности навыков письма, чтения,
счета на основе изучения продуктов деятельности учащихся.
4. Установите основные причины недостатков деятельности у разных групп
детей, за которыми проводилось наблюдение: пробелы в знаниях,
недостаточный уровень сформированности навыков, влияние индивидуальных
личностных особенностей, недоразвитие познавательной деятельности,
особенности дефекта.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. /Под ред. Г. М.
Дульнева. - М., 1971.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ. ЛИТЕРАТУРА
1. Особенности деятельности учащихся вспомогательной школы.
2. Особенности формирования навыков у учащихся вспомогательной школы.
1. Общая психология. /Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А.
А. Степанова. - М., 1981.
2. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под
ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.
3. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.,
1979.