ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ
УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Личность, реализуя свою социальную сущность, в течение жизни
непосредственно общается с людьми. Это общение происходит в контактных
группах: малой, первичной, условной, реальной, формальной, неформальной,
референтной. Контакты могут быть различного рода: по эмоциональным
отношениям, деловым связям, интересам, способу выполнения задания и др.
Умственно отсталые так же, как и нормальные школьники, в процессе
общения и во время учебной деятельности вступают в контакты со
сверстниками.
В классе ученики вступают в контакты, основанные на общности
деятельности, близости взглядов, интересов. Поэтому возникают и
неофициальные группы. Формирование и функционирование контактных групп
умственно отсталых школьников имеет свои отличительные признаки.
Наблюдается, например, задержка, неустойчивость, слабая
дифференцированность в развитии межличностных отношений.
При поступлении в школу умственно отсталые дети объединяются в
официальную (формальную) группу — класс. Многие из них долгое время не
вступают между собой в выраженные контакты. Особенно ярко это
проявляется у детей с преобладанием процесса торможения, с грубым
недоразвитием личности, с некоторыми текущими заболеваниями, например
шизофренией. Это объясняется сниженной потребностью в общении, малой
инициативой, отсутствием интереса к совместной игровой и учебной
деятельности и т. д.
Если у нормальных школьников большая динамичность неофициальных групп
существует только в младших классах, то у умственно отсталых эта
неустойчивость сохраняется вплоть до старших классов. К тому же группам
умственно отсталых часто свойственны аморфность и ситуативность.
Началом формирования официальной контактной группы умственно отсталых
школьников является зачисление в 1 класс. Каждый ученик имеет цели,
интересы, связанные с учебной, трудовой и общественной деятельностью.
При коррекционном влиянии со стороны учителя устанавливаются деловые
контакты, образуется коллектив. Во вспомогательной школе возможно
создание коллектива, если есть общая цель, планируется ее выполнение,
намечаются перспективы и линии развития коллектива, а члены коллектива
стремятся к осуществлению общей деятельности, оказывая взаимопомощь.
Однако в связи с тем, что ученики вспомогательной школы не могут
самостоятельно намечать цели, планировать их выполнение, предвидеть
перспективные линии развития, особенность их коллектива заключается в
том, что руководящая и корригирующая роль всегда принадлежит учителю.
В группах и коллективах умственно отсталых также, как в массовой школе,
деловые и личные контакты составляют отношения межличностные. При
изучении межличностных отношений умственно отсталых школьников
исследователям удалось обнаружить следующие особенности. Во-первых, не
всегда удается распознать неофициальных лидеров. И если в массовой школе
довольно часто возможно совмещение в одном лице официального и
неофициального лидера, то это не всегда удается в школе вспомогательной,
так как на систему межличностных отношений влияет дефект умственного
развития учеников вспомогательной школы. Так, например, нельзя сделать
официальным лидером ребенка с текущей эпилепсией ввиду его возможной
мстительности и агрессивности. Во-вторых, у умственно отсталых
школьников имеются связанные с дефектом сложные индивидуальные
проявления: неконтактность, сниженная потребность в общении, грубое
нарушение эмоциональной сферы.
Все это осложняет развитие коммуникативных связей.
В контактных группах умственно отсталых детей нередко лидеры выделяются
по случайному признаку. При этом среди лидеров иногда оказываются
носители отрицательных личностных качеств, негативно влияющие на своих
товарищей по классу. Вместе с тем есть лидеры, которые обладают
положительными качествами (хорошо учатся, умеют что-то делать лучше
других и т. п.).
В коллективе умственно отсталых встречаются ученики, которые совершенно
не имеют связи друг с другом. Характерно также большое количество мелких
микрогрупп. Изолированных учеников примерно раза в три-четыре больше,
чем в массовой школе. Это явление связано с характером дефекта.
Отторгаются чаще всего школьники вспыльчивые, аффективные, обидчивые,
неуравновешенные в поведении.
Будущий педагог должен в совершенстве овладеть методикой изучения
межличностных взаимоотношений учащихся в коллективе. Изучение
особенностей межличностных отношений, существующих в контактных группах
умственно отсталых школьников, поможет студенту за короткое время узнать
состав класса, особенности общения между учениками, характер каждого
ученика. При изучении этого вопроса надо иметь в виду, что формальные
группы, как правило, совпадают с неформальными группами. Так, например,
октябрятская звездочка одновременно является формальным и неформальным
объединением.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ
Тема семинарского занятия: Понятие о межличностных отношениях между
учащимися вспомогательной школы
1. Понятие о группах и коллективах во вспомогательной школе.
2. Сущность метода выбора и методика его использования во
вспомогательной школе. Составление социограмм и матриц.
3. Особенности межличностных отношений учащихся вспомогательной школы.
4. Особенности коллектива умственно отсталых школьников.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Виноградова А. Д. К изучению межличностных отношений учащихся
вспомогательной школы. \\ Научные труды седьмой сессии дефектологии. -
М., 1975.
2. Коломинский Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. -
Киев, 1978.
3. Кузьмайте Л. И. Некоторые особенности личных взаимоотношений у
умственно отсталых детей младших классов. \\ Дефектология. – 1970 - № 3.
4. Общая психология. /Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А.
А. Степанова. - М., 1981.
5. Практикум по общей психологии. /Под ред. А. И. Щербакова. - М., 1979.
Тема лабораторного занятия: Изучение межличностных отношений в классе
вспомогательной школы
Межличностные отношения целесообразно начать изучать с групповой
дифференциации с использованием методики выбора партнера. Затем
необходимо проанализировать полученные результаты, обращая внимание на
диагноз и характер дефекта учащихся.
В результате надо представить короткий отчет, в котором раскрываются
особенности межличностных отношений в данном классе. К отчету следует
приложить соответствующую социограмму и матрицу.
Программа исследования
1. Наметить деятельность, раскрывающую взаимоотношения между учащимися.
2. Предложить для выбора ученикам сильный и слабый критерии.
3. Обусловить возможности положительного и отрицательного выбора.
4. Провести исследование учащихся в классе. Построить социограмму,
заполнить матрицу. Сравнить результаты качественно различных выборов.
Выделить учеников с высокой и низкой популярностью, установить
зависимость этого явления от дефекта. Определить имеющиеся в классе
уровни контактных групп, обратив внимание на их устойчивость, причины
возникновения и распада. Отметить неофициальных и официальных лидеров,
раскрыть и обосновать их взаимоотношения.
5. После этого следует составить психологическую характеристику на класс
по следующей схеме:
6. Общие сведения о классе (количество учеников, их возраст,
принадлежность к пионерской организации).
7. Состав класса: по этиологии: 1-я группа - неполноценность
генеративных клеток родителей, наследственные заболевания, патология
эмбриогенеза; 2-я группа - патология внутриутробного развития; 3-я
группа - родовая травма, постнатальные поражения центральной нервной
системы; по диагнозу: олигофрения, детская деменция; по структуре
дефекта (используя классификацию М. С. Певзнер).
8. Успеваемость и дисциплина класса.
9. Взаимоотношения в ученическом коллективе.
10. Краткая характеристика актива и его роль в жизни класса.
11. Межличностные отношения (приложить социограмму и матрицу) и
контактные группы.
12. Роль классного коллектива в жизни школы.
13. Роль классного руководителя в формирования коллектива (авторитет,
основные методы работы с активом и отдельными учениками, учет
индивидуальных и возрастных особенностей, приемы формирования
активности, инициативы и т. д.).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Виноградова А. Д. К изучению межличностных отношений учащихся
вспомогательной школы. \\ Научные труды седьмой сессии дефектологии. -
М., 1975.
Кузьмайте Л. И. Некоторые особенности личных взаимоотношении умственно
отсталых детей младших классов. \\ Дефектология. – 1970. - № 3.