ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ, НЕ
ПОДЛЕЖАЩИХ ОБУЧЕНИЮ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Не подлежат обучению во вспомогательной школе глубоко умственно отсталые
дети (идиоты и имбецилы) и дети с задержками психического развития. При
имбецильности наблюдаются резко выраженные нарушения физического и
психического развития. В физическом развитии отмечаются аномалии в
строении черепа, скелета, диспластичность в строении отдельных частей
тела, нарушения сенсомоторной сферы. Выявлены грубые структурные и
функциональные изменения в центральной нервной системе. У
детей-имбецилов затруднена выработка, перестройка и дифференциация
условных связей (особенно словесных). Дети-имбецилы способны накопить
некоторый запас сведений, но их знания непрочны, недифференцированны,
неосмысленны. Они не способны усвоить за многие годы обучения общие
понятия и правила. Дети-имбецилы могут овладеть элементами грамоты:
письмом, чтением, счетом в пределах двадцати. Счет конкретный, переход к
абстрактному счету недоступен. Понятие о числе и составе чисел у них
отсутствует. Память у имбецилов развита в большей мере механическая,
внимание неустойчиво, речь аграмматична, словарь включает в себя
несколько десятков, сотен слов. Самостоятельного рассказа нет. Звуковой
анализ и синтез грубо нарушен, произношение дефектно. Мышление
конкретно, стереотипно, ситуативно. Суждения бедны, однообразны.
Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация)
протекают на низком уровне. Дети-имбецилы иногда говорят по подражанию,
без осмысления содержания речи.
Эмоции относительно сохранны. Имбецилы адекватно радуются, огорчаются,
сердятся, к родным испытывают чувство привязанности. Но их эмоции
монотонны и однообразны. Осознание собственной личности более или менее
развито. Многие из них любят посильный физический труд. Имбецилы не
могут самостоятельно жить и трудиться, нуждаются в постоянной опеке.
Нередко дети с болезнью Дауна страдают умственной отсталостью в степени
имбецильности. По данным Г. Е. Сухаревой, 75% детей с болезнью Дауна —
имбецилы, 20% —идиоты, 5% —дебилы. У детей с болезнью Дауна умственная
отсталость сочетается с признаками физического недоразвития желез
внутренней секреции, врожденным пороком сердца, деформацией грудной
клетки, позвоночника, врожденными аномалиями опорно-двигательного
аппарата.
Дети-имбецилы и идиоты воспитываются в домах социального обеспечения.
При планомерной работе по социальной и трудовой адаптации глубоко
умственно отсталых можно добиться определенных результатов.
Идиотия — глубокое психофизическое расстройство, возникшее в результате
раннего эмбрионального или постэмбрионального поражения центральной
нервной системы. Глубокая умственная отсталость может сочетаться с
физическим уродством — расстройствами двигательной активности, слепотой,
глухотой, неврологическими симптомами (парезы, параличи).
Осознание собственной личности у детей-идиотов отсутствует или очень
смутное. Речь либо отсутствует (издаются нечленораздельные звуки), либо
произносятся отдельные слова, которые плохо понимаются. Детям-идиотам
осмысленная деятельность, даже игровая, не доступна. Интерес к
окружающему миру, играм отсутствует. Действия инстинктивны или
автоматичны, хаотичны, нецеленаправлены. Они могут длительное время
бесцельно двигаться, кувыркаться, раскачиваться. Новая обстановка
вызывает негативизм, испуг. Бывают агрессивны по отношению к тем, кто с
ними строг или по отношению к самим себе (причиняют себе боль, царапают
себя). Эмоции их элементарны и находятся на уровне удовлетворения
органических потребностей в пище, тепле; при неудовлетворении
элементарных потребностей реагируют визгом, криком. Иногда дети-идиоты
улыбаются, смеются. Некоторые из них не различают вкусовых качеств,
сосут, жуют несъедобные предметы. При менее тяжелой идиотии они могут
научиться ходить, обслуживать себя, говорить. По данным клиницистов,
дети-идиоты в 7—8-летнем возрасте делают сдвиги в развитии. Но развитие
протекает медленно и в узких пределах. Идиоты самостоятельно жить не
могут, требуют постоянного ухода, надзора, опеки.
Вторую группу детей, которые не обучаются во вспомогательной школе,
составляют дети, имеющие сходные с олигофренией состояния.
При задержке психического развития по типу психофизического инфантилизма
ведущим синдромом является незрелость личности ребенка. Психофизический
инфантилизм возникает в результате неблагоприятных воздействий на
центральную нервную систему ребенка. Имеются в виду близнецовость,
недоношенность, хромосомные нарушения (45 хромосом в каждой клетке
организма у девочек; мальчики с недостающей хромосомой не выживают).
При клиническом изучении этого дефекта М. С. Певзнер отмечает основной
патогенетический фактор — задержку развития лобных систем головного
мозга. У нормально развивающегося ребенка в дошкольном возрасте
прослеживается интенсивное развитие лобных систем коры головного мозга.
К началу школьного обучения такой ребенок владеет своим поведением,
способен к целенаправленной произвольной деятельности. Что касается
детей с психофизическим инфантилизмом, то у них выявляется недоразвитие
сложных форм поведения, школьных интересов.
Психофизический инфантилизм отличается клиническим многообразием. Часто
осложненные формы психофизического инфантилизма (расстройство речи,
астения, снижение познавательной деятельности, нарушение поведения)
смешивают с олигофренией. При психофизическом инфантилизме (в отличие от
олигофрении) не наблюдается диспластичности в строении черепа и скелета.
Моторика координировании, движения целенаправлены. Дефекты речи
проявляются не всегда, а если проявляются, то в силу незрелости
артикуляторного аппарата. У них нет грубых дефектов в грамматическом
строе речи. Их словарь богаче, чем у олигофренов. Более развит и их
интеллект (передается смысл прочитанного текста, осмысливаются серии
сюжетных картинок). В игре обнаруживается самостоятельность, инициатива.
В затруднительных случаях легко воспринимается помощь взрослого.
Дети-астеники (общее соматическое или церебральное состояние) не
успевают в массовой школе, так как не справляются с объемом заданий, с
темпом работы, что, в свою очередь, обусловлено резким снижением памяти
и работоспособности. Но эти дети отличаются от олигофренов тем, что,
во-первых, у них сохранна личность (они осознают свои неудачи в обучении
и тяжело их переживают); во-вторых, у них более высок уровень развития
функций обобщения и отвлечения. Церебральная астения возникает
вследствие органического поражения центральной нервной системы или
функционально-динамического нарушения высшей нервной деятельности.
Среди неуспевающих в массовой школе могут оказаться и дети с
психопатоподобной формой поведения, что является следствием воздействия
травм и инфекций на центральную нервную систему. Клиницисты отмечают
возросший удельный вес психогенного фактора в возникновении расстройств
поведения: стрессы и кратковременные острые или хронические
психотравмирующие ситуации. У этой группы детей отмечается изменение
эмоционально-волевой сферы, характера, отсутствие умения организовать
целенаправленную деятельность, поведение, подчиняться требованиям,
приказам. Но в отличие от детей-олигофренов у них первично сохранен
интеллект.
По внешней картине поведения напоминать умственно отсталых могут дети с
грубой патологией слухо-речевой системы.
В силу биологических (болезнь ребенка) или социальных (конфликтная
ситуация в школе, семье) причин при отсутствии систематического обучения
и воспитания может возникнуть педагогическая запущенность.
Неуспевающими в массовой школе могут оказаться и дети с синдромом
акалькулии при отсутствии индивидуальной коррекционно-воспитательной
работы. Акалькулия выражается в нарушении способности производить
арифметические действия и возникает в результате органических поражений
головного мозга (левое полушарие теменно-затылочной области). В данном
случае у детей наблюдается нарушение восприятия пространства. Они не
усваивают очертаний цифр, букв, с трудом овладевают представлениями о
числе, не ориентируются в разрядах, для них труден счет в уме, сложен
переход через разряд при счете. Но эти нарушения протекают на фоне
сохранной личности и первично сохранного интеллекта.
Акалькулия наблюдается при диффузных корковых поражениях и некоторых
формах олигофрении. Олигофренопедагог должен уметь отдифференцировать
детей с синдромом акалькулии, страдающих олигофренией, от детей с
первично сохранным интеллектом, но с нарушением способности осуществлять
счетные операции.
При отграничении умственной отсталости от сходных состояний возникает
ряд трудностей, вызванных тем, что:
а) этиология умственной отсталости и сходных состояний часто бывает одна
и та же;
б) в ряде случаев у детей со сходными с олигофренией состояниями может
отмечаться органическое поражение головного мозга;
в) нарушения познавательной деятельности у детей с легкой степенью
дебильности выражены не отчетливо;
г) осложненные формы психофизического инфантилизма трудно
дифференцировать от осложненных форм олигофрении.
Отличия осложненных форм олигофрении от сходных с нею состояний
обнаруживаются в ориентировочной деятельности детей при получении
задания, способе выполнения задания, отношении к помощи взрослого и
результатам собственного труда.
Рассмотрим, как проявляются эти особенности у умственно отсталых детей.
а) Ориентировка в задании.
Умственно отсталый ребенок с трудом воспринимает словесную инструкцию,
ему требуются повторения, дополнительные объяснения и показ.
б) Способ деятельности.
Умственно отсталый ребенок часто приступает к выполнению задания
необдуманно, не планирует предстоящей деятельности, не проявляет
инициативы и самостоятельности.
в) Отношение к помощи взрослого при возникновении затруднений.
Умственно отсталый ребенок с трудом воспринимает помощь взрослого. После
показа он не может самостоятельно выполнить аналогичное задание, и
экспериментатор вынужден переходить к длительному обучению новому
способу деятельности.
г) Отношение к результатам собственного труда. Умственно отсталый
ребенок некритично относится к результатам деятельности, не соотносит
результатов деятельности с требованиями окружающих.
При всем этом психолого-педагогические критерии необходимо соотнести с
клиническими, медицинскими данными: наличием органического поражения
центральной нервной системы, состоянием высшей нервной деятельности,
соматическими нарушениями, состоянием сенсомоторной сферы и др.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: Психологическая характеристика детей, не подлежащих обучению во
вспомогательной школе
1. Психологическая характеристика глубоко умственно отсталых детей
(имбецилов, идиотов).
2. Психологическая характеристика детей, имеющих сходные с олигофренией
состояния:
а) дети с психофизическим инфантилизмом;
б) дети с астеническим состоянием;
в) дети с нарушением анализаторов (речедвигательного, слухового);
г) дети с психопатоподобным поведением;
д) педагогически запущенные дети;
е) дети с синдромом акалькулии.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. - М., 1961.
2. Дети с временными задержками развития. /Под ред. Т. А. Власовой, М.
С. Певзнер. - М., 1971.
3. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников,
отстающих в развитии. - М., 1973.
4. Лурье Н. Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. -
М., 1972.
5. О детях с отклонениями в развитии. /Под ред. М. С. Певзнер. - М.,
1973.
6. Отбор детей во вспомогательные школы. /Под ред. С. Д. Забрамной. - М,
1971.
Принципы отбора детей во вспомогательные школы. / Под ред. Г. М.
Дульнева и А. Р. Лурия. - М., 1973.