ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ОБУЧЕНИЮ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

  Главная       Учебники - Педагогика      Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка (Виноградова Л.Д.) - 1985 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

Тема 5.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ОБУЧЕНИЮ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Не подлежат обучению во вспомогательной школе глубоко умственно отсталые дети (идиоты и имбецилы) и дети с задержками психического развития. При имбецильности наблюдаются резко выраженные нарушения физического и психического развития. В физическом развитии отмечаются аномалии в строении черепа, скелета, диспластичность в строении отдельных частей тела, нарушения сенсомоторной сферы. Выявлены грубые структурные и функциональные изменения в центральной нервной системе. У детей-имбецилов затруднена выработка, перестройка и дифференциация условных связей (особенно словесных). Дети-имбецилы способны накопить некоторый запас сведений, но их знания непрочны, недифференцированны, неосмысленны. Они не способны усвоить за многие годы обучения общие понятия и правила. Дети-имбецилы могут овладеть элементами грамоты: письмом, чтением, счетом в пределах двадцати. Счет конкретный, переход к абстрактному счету недоступен. Понятие о числе и составе чисел у них отсутствует. Память у имбецилов развита в большей мере механическая, внимание неустойчиво, речь аграмматична, словарь включает в себя несколько десятков, сотен слов. Самостоятельного рассказа нет. Звуковой анализ и синтез грубо нарушен, произношение дефектно. Мышление конкретно, стереотипно, ситуативно. Суждения бедны, однообразны. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация) протекают на низком уровне. Дети-имбецилы иногда говорят по подражанию, без осмысления содержания речи.
Эмоции относительно сохранны. Имбецилы адекватно радуются, огорчаются, сердятся, к родным испытывают чувство привязанности. Но их эмоции монотонны и однообразны. Осознание собственной личности более или менее развито. Многие из них любят посильный физический труд. Имбецилы не могут самостоятельно жить и трудиться, нуждаются в постоянной опеке. Нередко дети с болезнью Дауна страдают умственной отсталостью в степени имбецильности. По данным Г. Е. Сухаревой, 75% детей с болезнью Дауна — имбецилы, 20% —идиоты, 5% —дебилы. У детей с болезнью Дауна умственная отсталость сочетается с признаками физического недоразвития желез внутренней секреции, врожденным пороком сердца, деформацией грудной клетки, позвоночника, врожденными аномалиями опорно-двигательного аппарата.
Дети-имбецилы и идиоты воспитываются в домах социального обеспечения.
При планомерной работе по социальной и трудовой адаптации глубоко умственно отсталых можно добиться определенных результатов.
Идиотия — глубокое психофизическое расстройство, возникшее в результате раннего эмбрионального или постэмбрионального поражения центральной нервной системы. Глубокая умственная отсталость может сочетаться с физическим уродством — расстройствами двигательной активности, слепотой, глухотой, неврологическими симптомами (парезы, параличи).
Осознание собственной личности у детей-идиотов отсутствует или очень смутное. Речь либо отсутствует (издаются нечленораздельные звуки), либо произносятся отдельные слова, которые плохо понимаются. Детям-идиотам осмысленная деятельность, даже игровая, не доступна. Интерес к окружающему миру, играм отсутствует. Действия инстинктивны или автоматичны, хаотичны, нецеленаправлены. Они могут длительное время бесцельно двигаться, кувыркаться, раскачиваться. Новая обстановка вызывает негативизм, испуг. Бывают агрессивны по отношению к тем, кто с ними строг или по отношению к самим себе (причиняют себе боль, царапают себя). Эмоции их элементарны и находятся на уровне удовлетворения органических потребностей в пище, тепле; при неудовлетворении элементарных потребностей реагируют визгом, криком. Иногда дети-идиоты улыбаются, смеются. Некоторые из них не различают вкусовых качеств, сосут, жуют несъедобные предметы. При менее тяжелой идиотии они могут научиться ходить, обслуживать себя, говорить. По данным клиницистов, дети-идиоты в 7—8-летнем возрасте делают сдвиги в развитии. Но развитие протекает медленно и в узких пределах. Идиоты самостоятельно жить не могут, требуют постоянного ухода, надзора, опеки.
Вторую группу детей, которые не обучаются во вспомогательной школе, составляют дети, имеющие сходные с олигофренией состояния.
При задержке психического развития по типу психофизического инфантилизма ведущим синдромом является незрелость личности ребенка. Психофизический инфантилизм возникает в результате неблагоприятных воздействий на центральную нервную систему ребенка. Имеются в виду близнецовость, недоношенность, хромосомные нарушения (45 хромосом в каждой клетке организма у девочек; мальчики с недостающей хромосомой не выживают).
При клиническом изучении этого дефекта М. С. Певзнер отмечает основной патогенетический фактор — задержку развития лобных систем головного мозга. У нормально развивающегося ребенка в дошкольном возрасте прослеживается интенсивное развитие лобных систем коры головного мозга. К началу школьного обучения такой ребенок владеет своим поведением, способен к целенаправленной произвольной деятельности. Что касается детей с психофизическим инфантилизмом, то у них выявляется недоразвитие сложных форм поведения, школьных интересов.
Психофизический инфантилизм отличается клиническим многообразием. Часто осложненные формы психофизического инфантилизма (расстройство речи, астения, снижение познавательной деятельности, нарушение поведения) смешивают с олигофренией. При психофизическом инфантилизме (в отличие от олигофрении) не наблюдается диспластичности в строении черепа и скелета. Моторика координировании, движения целенаправлены. Дефекты речи проявляются не всегда, а если проявляются, то в силу незрелости артикуляторного аппарата. У них нет грубых дефектов в грамматическом строе речи. Их словарь богаче, чем у олигофренов. Более развит и их интеллект (передается смысл прочитанного текста, осмысливаются серии сюжетных картинок). В игре обнаруживается самостоятельность, инициатива. В затруднительных случаях легко воспринимается помощь взрослого.
Дети-астеники (общее соматическое или церебральное состояние) не успевают в массовой школе, так как не справляются с объемом заданий, с темпом работы, что, в свою очередь, обусловлено резким снижением памяти и работоспособности. Но эти дети отличаются от олигофренов тем, что, во-первых, у них сохранна личность (они осознают свои неудачи в обучении и тяжело их переживают); во-вторых, у них более высок уровень развития функций обобщения и отвлечения. Церебральная астения возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы или функционально-динамического нарушения высшей нервной деятельности.
Среди неуспевающих в массовой школе могут оказаться и дети с психопатоподобной формой поведения, что является следствием воздействия травм и инфекций на центральную нервную систему. Клиницисты отмечают возросший удельный вес психогенного фактора в возникновении расстройств поведения: стрессы и кратковременные острые или хронические психотравмирующие ситуации. У этой группы детей отмечается изменение эмоционально-волевой сферы, характера, отсутствие умения организовать целенаправленную деятельность, поведение, подчиняться требованиям, приказам. Но в отличие от детей-олигофренов у них первично сохранен интеллект.
По внешней картине поведения напоминать умственно отсталых могут дети с грубой патологией слухо-речевой системы.
В силу биологических (болезнь ребенка) или социальных (конфликтная ситуация в школе, семье) причин при отсутствии систематического обучения и воспитания может возникнуть педагогическая запущенность.
Неуспевающими в массовой школе могут оказаться и дети с синдромом акалькулии при отсутствии индивидуальной коррекционно-воспитательной работы. Акалькулия выражается в нарушении способности производить арифметические действия и возникает в результате органических поражений головного мозга (левое полушарие теменно-затылочной области). В данном случае у детей наблюдается нарушение восприятия пространства. Они не усваивают очертаний цифр, букв, с трудом овладевают представлениями о числе, не ориентируются в разрядах, для них труден счет в уме, сложен переход через разряд при счете. Но эти нарушения протекают на фоне сохранной личности и первично сохранного интеллекта.
Акалькулия наблюдается при диффузных корковых поражениях и некоторых формах олигофрении. Олигофренопедагог должен уметь отдифференцировать детей с синдромом акалькулии, страдающих олигофренией, от детей с первично сохранным интеллектом, но с нарушением способности осуществлять счетные операции.
При отграничении умственной отсталости от сходных состояний возникает ряд трудностей, вызванных тем, что:
а) этиология умственной отсталости и сходных состояний часто бывает одна и та же;
б) в ряде случаев у детей со сходными с олигофренией состояниями может отмечаться органическое поражение головного мозга;
в) нарушения познавательной деятельности у детей с легкой степенью дебильности выражены не отчетливо;
г) осложненные формы психофизического инфантилизма трудно дифференцировать от осложненных форм олигофрении.
Отличия осложненных форм олигофрении от сходных с нею состояний обнаруживаются в ориентировочной деятельности детей при получении задания, способе выполнения задания, отношении к помощи взрослого и результатам собственного труда.
Рассмотрим, как проявляются эти особенности у умственно отсталых детей.
а) Ориентировка в задании.
Умственно отсталый ребенок с трудом воспринимает словесную инструкцию, ему требуются повторения, дополнительные объяснения и показ.
б) Способ деятельности.
Умственно отсталый ребенок часто приступает к выполнению задания необдуманно, не планирует предстоящей деятельности, не проявляет инициативы и самостоятельности.
в) Отношение к помощи взрослого при возникновении затруднений.
Умственно отсталый ребенок с трудом воспринимает помощь взрослого. После показа он не может самостоятельно выполнить аналогичное задание, и экспериментатор вынужден переходить к длительному обучению новому способу деятельности.
г) Отношение к результатам собственного труда. Умственно отсталый ребенок некритично относится к результатам деятельности, не соотносит результатов деятельности с требованиями окружающих.
При всем этом психолого-педагогические критерии необходимо соотнести с клиническими, медицинскими данными: наличием органического поражения центральной нервной системы, состоянием высшей нервной деятельности, соматическими нарушениями, состоянием сенсомоторной сферы и др.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: Психологическая характеристика детей, не подлежащих обучению во вспомогательной школе
1. Психологическая характеристика глубоко умственно отсталых детей (имбецилов, идиотов).
2. Психологическая характеристика детей, имеющих сходные с олигофренией состояния:
а) дети с психофизическим инфантилизмом;
б) дети с астеническим состоянием;
в) дети с нарушением анализаторов (речедвигательного, слухового);
г) дети с психопатоподобным поведением;
д) педагогически запущенные дети;
е) дети с синдромом акалькулии.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. - М., 1961.
2. Дети с временными задержками развития. /Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М., 1971.
3. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973.
4. Лурье Н. Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. - М., 1972.
5. О детях с отклонениями в развитии. /Под ред. М. С. Певзнер. - М., 1973.
6. Отбор детей во вспомогательные школы. /Под ред. С. Д. Забрамной. - М, 1971.
Принципы отбора детей во вспомогательные школы. / Под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия. - М., 1973.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..