ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО
РЕБЕНКА
Специальная психология изучает закономерности развития психики
аномальных детей: умственно отсталых, глухих, слабослышащих, слепых,
слабовидящих, слепоглухонемых, с нарушением речи и др.
Психология умственно отсталого ребенка является одним из наиболее
разработанных разделов специальной психологии.
Мысль о возможности и необходимости изучения, воспитания и обучений
умственно отсталых детей зародилась одновременно с развитием медицины
(преимущественно психиатрии) и педагогики. К концу XVIII - началу XIX
века сложились определенные взгляды на целесообразность использования
лечебных и педагогических средств применительно к умственно отсталым.
Дети с легкой степенью умственной отсталости стали объектом изучения и
воспитания лишь со второй половины XIX века. В русской педагогической
литературе на своеобразие умственно отсталого ребенка впервые было
указано Н. А. Добролюбовым. Он отмечал, что для умственно отсталых детей
характерны пониженная активность, замедленность восприятия, склонность к
механическим стереотипным действиям, плохая ориентировка в новой
обстановке, отсутствие умения оперировать приобретенными знаниями.
Во второй половине XIX — начале XX века в России (Рига, Петербург,
Москва, Киев) открывается ряд лечебно-педагогических учреждений, в
которых изучают, воспитывают и обучают умственно отсталых детей. В 1910
году в Москве Н. П. Постовский и М. П. Пос-товская открывают
вспомогательные классы в начальном училище и создают экспериментальные
психологические кабинеты по изучению умственно отсталых детей. В 1911
году профессор Г. И. Россолимо создал в Москве институт детской
психологии и невропатологии, в котором осуществлялось изучение
своеобразия психики умственно отсталых детей.
После Великой Октябрьской социалистической революции специальная
психология (и в частности, психология умственно отсталого ребенка)
выделилась в самостоятельную науку, а организация изучения, воспитания и
обучения умственно отсталого ребенка вошла в состав государственных
мероприятий по народному образованию.
В Москве в 1925 году был создан Экспериментальный дефектологический
институт (ЭДИ). В конце 20-х годов под руководством профессора Л. С.
Выготского (1896-1934) было начато планомерное и систематическое
исследование психологических особенностей умственно отсталых детей.
Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский оставил большое
теоретическое наследие в области специальной психологии и по праву
считается основателем советской олигофренопсихо-логии.
В 1935 году экспериментальную психологическую лабораторию по изучению
психики умственно отсталых детей возглавил Л. В. Занков. В 1943 году
Экспериментальный дефектологический институт был преобразован в
Научно-исследовательский институт дефектологии АПН РСФСР.
Теоретические исследования советских и прогрессивных зарубежных
дефектологов, а также опыт работы вспомогательных школ в нашей стране
раскрывают большие потенциальные возможности развития умственно отсталых
детей в условиях специально организованного обучения и воспитания.
Данные специальной психологии позволяют научно обосновать теорию
обучения и воспитания умственно отсталых детей. Целенаправленное
воздействие на аномальных детей можно оказывать лишь в том случае, если
известно своеобразие их психического развития. Это своеобразие является
предметом одной из отраслей психологии - психологии умственно отсталого
ребенка.
Психология умственно отсталого ребенка опирается на ряд смежных
дисциплин и использует их данные при разработке теории и в повседневной
практике.
Психология умственно отсталого ребенка тесно связана с общей и детской
психологией. Знание закономерностей генеза психики в норме дает
возможность лучше разобраться в своеобразии психического развития
умственно отсталого ребенка, в том влиянии, которое оказывает на ход
психического развития поражение или недоразвитие мозга. Сопоставление
данных, полученных в процессе изучения умственно отсталого ребенка, с
данными общей и детской психологии позволяет утверждать, что умственное
развитие детей-олигофренов при всем его своеобразии протекает по тем же
основным закономерностям, что и развитие нормального ребенка. К числу
таких основных закономерностей следует отнести зависимость развития
психики ребенка от его обучения и воспитания взрослымии.
Педагогическая психология ориентирует специальную психологию на
необходимость соблюдения ряда психологических условий обучения и
воспитания детей в целях достижения наилучших результатов.
Специальная психология учитывает данные клиники олигофрении,
невропатологии и физиологии.
Клиника олигофрении дает возможность установить этиологию умственной
отсталости, невропатология — анатомические, органические отклонения
центральной нервной системы, физиология — функциональные изменения в
центральной нервной системе. Все это позволяет понять своеобразие
психики умственно отсталого ребенка.
Специальная психология исходит из учения И. П. Павлова о пластичности
центральной нервной системы. Благодаря этой пластичности оказывается
возможным осуществить компенсацию и коррекцию отклонений в психическом
развитии, обусловленных органическим поражением головного мозга.
Психология умственно отсталого ребенка опирается и на достижения детской
психиатрии. Советские психиатры внесли большой вклад в клиническое
изучение умственно отсталых детей. Ими изучены вопросы этологии,
патогенеза и лечения последствий заболеваний центральной нервной
системы. Кроме этого, установлено своеобразие психики умственно
отсталого ребенка в зависимости от перенесенного заболевания, дана
клинико-педагогическая классификация детей-олигофренов, определены
типологические особенности их психики, раскрыта динамика развития
детей-олигофренов. Наконец предметом их изучения являются сходные с
олигофренией состояния. Психиатры, педагоги и психологи проводят
совместные исследования с целью определения клинических, психологических
и педагогических диагностических критериев умственной отсталости.
Специальная психология связана с такими науками, как специальная
педагогика, специальные методики и логопедия. Эти науки используют
данные психологии умственно отсталого ребенка. Знание закономерностей
развития психики умственно отсталых детей дает возможность научно
обосновать теорию их обучения и воспитания. В логопедической работе
также необходимо исходить из своеобразия психики умственно отсталых
детей при определении содержания и методов коррекции дефектов речи
учащихся вспомогательной школы и умственно отсталых дошкольников.
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: Предмет и задачи психологии умственно отсталого ребенка
1. Предмет и задачи психологии умственно отсталого ребенка.
2. К истории возникновения специальной психологии как науки.
3. Связь специальной психологии с другими науками.
4. Значение специальной психологии для олигофренопедагога.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Дьячков А. И. Основы воспитания и обучения аномальных детей. Глава 1.
- М., 1965.
2. Замский X. С. История олигофренопедагогики. - М, 1974.
3. Занков Л. В. Л. С. Выготский как дефектолог.\\ Дефектология. – 1971.
- № 6.
4. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под
ред. Ж. И. Шиф. Введение. - М., 1965.
5. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.,
1979.