Практика в широком смысле понимается как деятельность людей,
обеспечивающая развитие общества. В общей структуре активности человека
педагогическая практика представляет собой один из ее видов. То есть
педагогика носит «деятельностный» характер.
Выделяют профессиональную и непрофессиональную педагогическую
деятельность.
Непрофессиональная деятельность характеризуется тем, что человек не
осознает педагогическую проблему или задачу. В конкретной ситуации он
действует интуитивно и не может объяснить, почему поступает следующим
образом, чего хочет достичь, поучая или воспитывая другого.
«Когда двое делвют одно ито же, это уже не одно и то же». Торенций
Какие проблемы и задачи называют педагогическими?
Например, ребенок плохо учится, грубит. Педагог должен изменить его
отношение к учебе и сделать так, чтобы ребенок не грубил учителю,
родителям, товарищам.
Ребенок попал под влияние «дурной» компании. Кто и как поможет ему
избавиться от этого влияния?
Такие педагогические проблемы, ситуации и задачи встречаются в жизни
постоянно.
Что представляют собой педагогическая проблема, задача и педагогическая
ситуация?
Педагогику следует рассматривать как особую сферу деятельности по
воспитанию и обучению человека.
Как они решаются — в повседневной жизни и профессионально?
В жизни встречаются различные педагогические проблемы — формирование
гуманного и гармонично развитого человека, выработка эффективных приемов
адаптации к изменяющимся жизненным условиям, подготовка школьника,
стремящегося к новым знаниям. Педагогическая проблема — это объективно
возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс
вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека.
Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач.
Главная особенность педагогической деятельности состоит в специфике ее
объекта. В том, что объектом и субъектом деятельности всегда является
человек. Поэтому профессию педагога относят к системе «человек—человек».
Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход
человека от состояния «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания»
к «пониманию», от «неумения» к «умению», от беспомощности к
самостоятельности.
То есть педагогическая задача — это результат осознания педагогом цели
обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на
практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в
процессе решения педагогической задачи в результате должно появиться
новообразование в форме знания, умения или качества личности.
Поскольку каждый человек неповторим, постольку решение педагогической
задачи сложно и неоднозначно. Поэтому существуют различные способы
перевода человека от одного состояния к другому.
Все педагогические задачи делятся на два больших класса — задачи по
обучению и задачи по воспитанию человека. Каждый из основных классов
подразделяется на группы задач.
Например, задачи обучения — это изложение материала о млекопитающих,
проверка на знание таблицы умножения, использование различных способов
пересказа книги, отработка навыка работы с компьютером в программе
Internet.
Задачи воспитания способны пробудить у человека веру в успех, в
положительную сторону изменить его отношение к коллективу, стимулировать
ответственные поступки, выработать творческое отношение к
учебно-познавательной и трудовой деятельности.
Педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых
решается педагогическая задача. Эти условия могут, как способствовать,
так и препятствовать успешному решению задачи. Однако для человека
большую ценность представляют ситуации педагогической помощи, а именно
поддержка в процессе адаптации к новым условиям и в состояниях и
ситуациях, сопровождающих данный процесс: растерянности и депрессии,
конкуренции, возникающего конфликта и эмоционального взрыва, а также при
достижении успеха.
Приведем примеры педагогических ситуаций.
Пример 1. Идет урок в 10 классе. У Виктора Петровича, учителя
математики, хорошее настроение. Весь класс выполнил домашнее задание на
«хорошо» и «отлично». Неожиданно учитель обнаружил, что задание было
списано со шпаргалки. Что пережил учитель в этот момент — чувство
отвращения или досаду, гнев или обиду, или был оскорблен?
Он изменился в лице, сел за учительский стол и...
Как поступил Виктор Петрович?
Пример 2. В кабинет директора вошел расстроенный учитель физкультуры.
— Что делать с Валерием?
— А что случилось?
— Перестал посещать уроки физкультуры, дважды не явился на тренировку
школьной баскетбольной команды, а через неделю — городские соревнования.
Я ему при встрече задаю вопрос: «Разве тебе не дорога честь школы?» — А
он мне в ответ: «Я выступаю за честь общества!»
Что предложил директор? Как отреагировал педагогический коллектив школы
на поведение старшеклассника?
Пример 3. В гимназии неожиданно узнали, что на квартире у Татьяны Р.
часто собирается компания юношей и девушек: выпивают, играют в карты,
курят, остаются на ночь. Родители Татьяны в длительной командировке, а
бабушка больна и не может приезжать к внучке.
Что могут предпринять педагоги в данной ситуации?
На практике иногда путают педагогические и функциональные задачи. В чем
заключается разница между ними? В отличие от педагогических,
функциональные задачи связаны с реализацией профессиональной функции
педагога. Примерами функциональных задач являются — чтение лекции,
проведение беседы со студентами по проблемам экономики и политики в
России, организация математического кружка или спортивной секции.
Выделяют профессиональное и непрофессиональное решение педагогической
проблемы или задачи. Причиной такого разделения послужило чрезвычайно
распространенное в современном обществе мнение, что можно обучить и
воспитать ребенка в течение часа, перевоспитать подростка за несколько
минут и... Однако, как показывает жизнь, подобный тезис подтверждается
крайне редко.
В связи с этим современно звучат слова известного русского педагога К.
Д. Ушинского: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем
оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем
понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком,
теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует
терпения; некоторые думают, что для него нужна врожденная способность и
умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме
терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные
знания» (Ушинский К. Д. Избр. пед.соч.В 2 т. М., 1974. Т. 1.С.231).
Профессиональное решение педагогической задачи характеризуется тем, что
при анализе ситуации педагог сознательно опирается на определенную
систему правил и требований. Он целенаправленно выбирает из «арсенала»
педагогической науки и практики эффективные средства для решения данной
задачи применительно к конкретным условиям. Одновременно педагог
планирует порядок своих действий и поступков. В завершение проделанной
работы он с позиции психологической науки анализирует данные о
происшедших с человеком изменениях.
Для профессионального решения педагогических задач надо специально
готовиться, овладевая особенностями работы в области образования и
воспитания человека. Профессиональный опыт и мастерство обретаются в
ходе решения педагогических задач. Для педагога-профессионала значимы
следующие вопросы — как провести проблемный урок, как разработать новую
или совершенствовать известную образовательную программу, как сочетать
групповую, коллективную и индивидуальную работу учащихся на уроке, как
обеспечить в ходе занятия развитие творческих способностей, как
стимулировать интерес к учебному предмету.
Какие профессиональные функции выполняет педагог?
Современный педагог выполняет гностическую, конструктивную,
организаторскую, коммуникативную, диагностическую, корректирующую и
контрольно-оценочную функции.
Какие виды педагогической деятельности практикуются сегодня?
Виды педагогической деятельности подразделяются в зависимости от типа
педагогической задачи:
1) практическая деятельность по обучению и воспитанию человека;
2) методическая деятельность специалиста по изложению материалов
педагогической науки педагогическим работникам различных учреждений
(связана с методикой учебного предмета или с методикой проведения
воспитательной работы в школе);
3) управленческая деятельность руководителей образовательной системы;
4) научно-педагогическая деятельность (научно-исследовательская).
Проведем их сравнительный анализ согласно структурным компонентам
педагогической деятельности.
Такими компонентами являются цель, средства ее достижения, результат, а
также ее объект и субъекты.
По объектам и субъектам деятельности:
1) субъектом является учитель или воспитатель, объектом — ученик,
воспитанник, группа или учебный коллектив;
2) субъектом является педагог-методист, объектом — педагоги-практики;
3) субъектом является администрация образовательного учреждения,
объектом — учитель, воспитатель, ученик, воспитанник, коллектив
педагогов-практиков и ученический коллектив;
4) субъектом выступает ученый-педагог, объектом — вся сфера
педагогической деятельности в целом (вся педагогическая теория и
практика).
По целям:
1) передача жизненного и культурного опыта от старшего поколения к
младшему;
2) сообщение научных открытий, передача передового педагогического опыта
и инноваций широкой педагогической общественности;
3) управление работой педагогов-практиков;
4) поиск и разработка новых педагогических знаний в области
совершенствования 1,2,3.
По средствам достижения цели:
1) методы и приемы обучения или воспитания, наглядные и технические
средства;
2) научно-методические семинары, конференции, распространение
специальной литературы, внедрение достижений науки и практики, обмен
опытом;
3) методы и приемы управления коллективом, способы делегирования
полномочий, коллективное сотрудничество, индивидуальная работа с
педагогами, родителями, учениками;
4) методы научного познания (наблюдение, эксперимент, моделирование,
разработка теорий и концепций, новых педагогических технологий).
Результатом педагогического труда является актуализация и развитие
психических новообразований у ученика, воспитанника или у педагога, а
также совершенствование способов их деятельности.
По результатам:
1) обученный, воспитанный и образованный человек;
2) педагог с развитым научным мышлением, специалист в сфере
теоретических изысканий и открытий, касающихся проблем и методов
обучения, воспитания и развития человека. Профессионал, способный
учитывать и совмещать теорию с приемами и современными технологиями
практической работы. Иначе говоря, компетентный и творческий
педагог-практик, включенный в инновационный процесс;
3) развитый и творчески работающий педагогический коллектив,
добивающийся серьезных результатов в практической работе, постоянно
повышающий рост своих знаний и обеспечивающий высокое качество
образования и воспитания учащихся в данной образовательной системе;
4) новое педагогическое знание — в виде законов, принципов, новых
систем, технологий, методов, правил, форм организации процессов обучения
и воспитания.
На самом деле педагогическая деятельность является совместной и строится
по законам взаимодействия с учетом особенностей общения людей и стилей
их поведения.
На практике можно наблюдать дифференциацию стилей общения (В. А.
Кан-Калик):
• стиль увлеченности совместной деятельностью;
• стиль дружеского расположения;
• стиль общения-дистанции;
• стиль устрашения;
• стиль заигрывания.
В различных ситуациях могут проявляться такие стили поведения, как:
конфликтный, конфронтационный, сглаживающий, сотруднический,
компромиссный, приспособленческий, стиль избегания, подавления,
соперничества или защиты.
Все возможные стили общения и поведения сопутствуют какому-то виду
деятельности, составляя фон и образуя соответствующую
эмоциально-нравственную среду взаимодействия.
Педагогическая деятельность есть управление деятельностью ученика
(воспитанника) и процессом взаимодействия с ним.
Педагогическая деятельность есть управление деятельностью ученика
(воспитанника) и процессом взаимодействия с ним.
От чего зависит успешность педагогической деятельности в плане решения
педагогических задач? Прежде всего, от индивидуально-личностных
особенностей субъектов педагогического взаимодействия. Какие требования
предъявляются к современному педагогу?
Ответы на различные вопросы, касающиеся профессионально-педагогической
деятельности и профессии педагога, можно найти также в главе V
Резюме
Функция обучения, а в повседневной жизни скорее воспитания, присуща
каждому человеку независимо от образования и профессии. Воспитание — это
миссия для родителей и для каждого гражданина в отношении молодого
поколения.
Следовательно, каждый человек обязан владеть основами педагогической
культуры как составляющей общей культуры.
Условно выделяют непрофессиональную деятельность обучения и воспитания
человека в отдельных жизненных ситуациях и обстоятельствах и
профессиональную деятельность педагога как специалиста в сфере
образования.
В общем, педагогическую деятельность понимают как решение педагогических
задач двух классов — по обучению и по воспитанию человека.
Педагогическая деятельность есть управление деятельностью другого
человека, обеспечивающее его развитие. Педагогическая деятельность
осуществляется в процессе педагогического общения.
На практике педагогическая деятельность осуществляется в конкретной
ситуации. Ситуации, в которых решаются педагогические задачи, называют
педагогическими.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое педагогическая деятельность?
2. Каковы ее структурные элементы?
3. Выделите особенности профессиональной и непрофессиональной
педагогической деятельности.
4. Дайте характеристику основным видам педагогической деятельности.
5. Чем отличается педагогическая задача от педагогической ситуации?
6. Приведите свои примеры педагогических проблем и педагогических задач.
7. Приведите свои примеры педагогических ситуаций.