ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАЛОВОГО ЛОВА РЫБЫ

  Главная       Учебники - Охота и рыбалка      Устройство орудий лова и технология добычи рыбы

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..

 

 

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАЛОВОГО ЛОВА РЫБЫ

Траловый лов был и останется ведущим в морском рыболовстве благодаря его многочисленным достоинствам (см. § 85). Вместе с тем уже сейчас обращают внимание на его высокую энергоемкость, низкую селективность и качество рыбы при больших уловах.

По-видимому, несколько возрастет роль тралового лова во внутренних водоемах при условии его лучшей приспособленности к небольшим глубинам в водоемах и меньшего влияния на биоценоз дна.

Сохранится ведущая роль морского разноглубинного тралового лова, которая соответствует преобладающей доле пелагических рыб и других объектов лова в Мировом океане, тем более что .разноглубинные тралы успешно применяют в придонном и донном варианте.

Очевидно, роль глубоководного тралового лова по-прежнему останется незначительной из-за небольших запасов глубоководных рыб и трудоемкости лова. В то же время должна возрасти роль тралового лова в самых поверхностных слоях воды, в том числе за счет применения близнецового лова.

Незначительной останется в морских водоемах роль разноглубинного тралового лова с применением физических раздражителей. Препятствием к их распространению служат прежде всего большие объемы воды, в которых физические поля должны действовать, и перемещение орудия лова. Однако роль физических раздражителей при лове донными тралами и любыми тралами во внутренних водоемах должна возрасти.
 

В ближайшие годы возможен переход на бездосковые разноглубинные тралы, у которых горизонтальное и вертикальное раскрытие создают гибкими подъемными (распорными) средствами. Такие среды имеют меньшее сопротивление, существенно облегчают спуск и подъем трала при условии создания надежного первоначального раскрытия.

Основными параметрами тралового лова являются горизонтальное и вертикальное раскрытие трала, скорость траления. Как показано в § 88, величину этих параметров определяют с учетом располагаемой тяги судна, сопротивления трала, размеров и формы облавливаемых скоплений подвижности рыбы. В будущем эти параметры целесообразно определять в основном с применением математических моделей тралового лова, увязывающих между собой эти параметры. Пока невозможна разработка универсальных математических моделей, пригодных для всех случаев лова, и их модификации должны учитывать прежде всего пути ухода рыбы из зон облова трала и самого трала.

В целом же в соответствии с видом и размерами облавливаемых скоплений в дальнейшем будет расти горизонтальное раскрытие тралов (в том числе за счет применения сдвоенных тралов) и соответственно снижаться вертикальное раскрытие, а иногда и скорость траления при работе судов с большой располагаемой тягой. В то же время на промысле рассеянных скоплений рыбы, таких, как путассу, сельдь, которые образуют в отдельные периоды скопления большой высоты, будет наблюдаться дальнейшее увеличение размеров устья трала, по-видимому, до 20 000—25 000 м2.

С учетом особенностей лова рыбы нет необходимости в дальнейшем существенном увеличении размеров судов и мощности их главного двигателя. Однако рост этих показателей в целом пока будет продолжаться, особенно у судов для прибрежного лова, чтобы обеспечить лучшие условия для переработки и хранения уловов, снижения времени на переходы, улучшения условий жизни экипажа.

Без достаточного обоснования пока выбирают параметры оболочки передней части трала. Оболочка должна хорошо удерживать рыбу и направлять ее в мешок, отличаться надежностью, малым сопротивлением движению в воде, удобством в эксплуатации.

В настоящее время применяют оболочки с продольными и поперечными связями, с ромбовидной и шестиугольной ячеей.

В наибольшей степени всем перечисленным требованиям удовлетворяют оболочки с шестиугольной ячеей, у которых наклонные связи короче продольных. В крыльях разноглубинных тралов, где требования к задерживающим и направляющим функциям оболочки не столь велики, более перспективны продольные связи или шестиугольная ячея с относительно длинными продольными связями.

С учетом перечисленных требований к оболочке трала можно предположить, что у разноглубинных тралов достигнута или близка к минимально допустимой степень затенения оболочки, которую характеризуют отношением площади нитевидных материалов к фиктивной площади передней части трала. Лишь при использовании более прочных материалов, таких, как кевлар, для лова рыбы при дневном и неглубоком сумеречном световом режиме на глубине лова это отношение можно, по-видимому, уменьшить до 0,01—0,015. У донных тралов отношение площади нитевидных материалов к фиктивной площади оболочки передней части трала, по-видимому, существенно снизится.

Отношение длины канатной половины передней части разноглубинных тралов ко всей длине передней части достигло почти максимальных значений (0,7—0,75) и вряд ли превысит 0,75—0,8.

Должны получить большее распространение тралы из унифицированных элементов, например из унифицированных мешков, сетной половины передней части, отдельных поясов канатной половины передней части, крыльев трала. Широкое распространение тралов из унифицированных элементов существенно сократит разнообразие конструкций тралов, число которых неоправданно велико.

Одно из основных назначений мешка тралов — обеспечить заданную селективность лова. При обеснованно выбранном размере ячеи и небольших уловах заданную селективность лова обеспечивают выбором размера ячеи. Однако при разовых уловах более 3—5 т значительная часть рыб не подвергается селективному действию ячеи и прилов маломерных рыб может быть очень большим. Чтобы обеспечить необходимую селективность лова, предстоит разработка таких конструкций мешка, которые способствуют уходу из него рыб непромысловых размеров.

Будут совершенствоваться промысловые схемы кормового и бортового траления прежде всего на основе применения кабельно-сетных и сетных барабанов, выливки уловов без переостро-пок, использования систем «Дубль» или «Трипль» для одновременной работы несколькими одинаковыми или различными тралами, быстрого перехода на запасные тралы. Дальнейшее совершенствование промысловых схем должно привести к сокращению времени на непроизводительные операции лова, снижению трудоемкости лова и численности палубной команды.

Из систем автоматизации пока в основном применяют информационные системы сбора, обработки, хранения и выдачи информации о параметрах траловой системы и системы наведения трала на скопления рыб. В дальнейшем должны получить распространение системы управления параметрами трала и источниками физических средств интенсификации лова, а также системы управления поведением объекта лова.

Из автоматизированных систем управления наиболее перспективны работающие с применением математических моделей тралового лова. Такие системы позволяют оптимизировать горизонтальное и вертикальное раскрытие трала, а также скорость траления в процессе лова на основе сбора и обработки текущей информации о размерах, форме, размерном и видовом составе облавливаемых скоплений, световом режиме на глубине лова, ошибке наведения трала и т. д. Такие же математические модели можно использовать для регулирования параметров устья трала перед каждым циклом лова по априорным исходным данным, используя ЭВМ или специально составленные промысловые таблицы.

Из проблем организации лова отметим прежде всего тенденции в строительстве траулеров, которые существенно влияют на выбор районов и объектов лова, типа организации промысла, режима работы судов. В последние годы наблюдается стремление к строительству специализированных траулеров — свежье-вых, крилево-рьгболовных, креветко-рыболовных, рыбомучных и т. д.

По-видимому, эта тенденция не изменится и в ближайшие годы. В целом же, очевидно, сохранятся все разновидности автономной и экспедиционной организации промысла, рассмотренные в § 96.

Будут продолжены попытки увеличения промыслового времени, наиболее полного использования траулеров на промысле, сокращения времени непроизводительных операций лова. Этому будут способствовать снижение времени ремонтов, межрейсовых стоянок, простоев у плавбаз, совершенствование промысловых схем и схем автоматизации лова, повышение надежности орудий лова, промысловых механизмов и судов, совершенствование ухода за орудиями лова и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  ..