Уход за орудиями тралового лова. В процессе
лова возможны неисправности и отказы трала, которые влияют на
эффективность лова. К 'ним относятся порывы сетного полотна и
канатной оболочки трала, вытяжка, в том числе перекос сетного
полотна, порывы сетного полотна, потеря плавучести кухтылей,
перекос трала при вытяжке ваеров, переползание и порывы
посадочной нитки, порывы элементов оснастки и остропки и т. д.
Небольшие порывы сетного полотна возможны в любой части трала.
После подъема трала порванную часть растягивают на палубе и
определяют характер повреждений. Порывы чинят путем надвязки или
вставки кусков дели прямоугольной или фигурной формы.
В результате вытяжки дели под нагрузкой и при намокании
образуются излишки дели. Они вызывают объячеивание рыбы, порывы
сетных пластин, изменение горизонта хода трала и т. д. Для
ликвидации «пузырей» удлиняют топенанты так, чтобы
все топенанты имели одинаковую длину. Вытяжку дели
двухрядного мешка трала устраняют, вырезая участки сетного полотна
каркаса и одновременно укорачивая рубашку.
Перекосы сетного полотна возникают при циркуляции судна, неравномерности
травления и выборки ваеров, поворотах с новым тралом во время траления,
выливке больших уловов, задевах и сцеплении тралов, намокании
посадочного троса и т. п. Для предупреждения перекосов разработаны
специальные рекомендации, подробно изложенные в инструкциях и
наставлениях по траловому лову. Например, циркуляцию судна при спуске и
подъеме трала выполняют на среднем и малом ходу; новым тралом
рекомендуют сделать 3—4 траления на постоянных курсах; удавный строп при
подъеме кутка с рыбой на палубу судна опускают до уровня воды и т. п.
Все эти меры направлены на повышение равномерности распределения
нагрузок по сетному полотну.
Кухтыли теряют плавучесть в основном при работе на больших глубинах. Для
обнаружения заполненных водой кухтылей их регулярно проверяют,
обстукивая металлическим предметом.
Перекос трала в результате вытяжки ваеров ликвидируют путем
регулирования их длины в процессе лова.
Другие неисправности устраняют известными в практике тралового лова
способами.
Кроме неисправностей и отказов в результате износовых явлений и.
неправильной эксплуатации тралов, в процессе тралового лова возникают
неисправности и отказы, обусловленные дефектами конструкции и настройки
элементов траловой системы. К ним относятся разность горизонтов хода и
малые углы атаки траловых досок, скручивание голых концов и канатных
связей в крыльях, большой угол атаки, полоскание и заверт
гидродинамических распорных щитков, неполное раскрытие трала, перекос
всего трала вокруг продольной оси, неправильная посадка дели,
значительная слабина топенантов в мотенной части трала, слабая
продуваемость мешка и чрезмерные колебания его концов, разворот мешка
вокруг продольной оси или скручивание его в жгут и т. д. Обычно
отмеченные неисправности и отказы можно установить лишь с помощью
подводных наблюдений и устранить перенастройкой трала.
Техника безопасности. При организации
тралового лова большое внимание уделяют соблюдению «Правил техники
безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР». В этих Правилах
и в специальных инструкциях изложены безопасные приемы работы на
траловом лове с различных типов судов с учетом особенностей способа
лова, оснастки трала и промыслового оборудования.
Во время работы с тралом возможны несчастные случаи, вызванные обрывом
ваера, резким колебанием распорной доски, отрывом подвесного блока и т.
п. Особую осторожность соблюдают при работе на задевистых грунтах, когда
обрыв ваеров наиболее вероятен.
Серьезное внимание обращают на правила техники безопасности при работе с
лебедками. При подготовке лебедки к спуску трала проверяют исправность
ее отдельных деталей и узлов, особенно органов управления лебедкой. У
лебедок с электрическим приводом проверяют исправность автоматов защиты
электропривода, выключателей электромагнитных тормозов, защитное
заземление электроприводов. В процессе выборки ваеров и других тяговых
органов следят за тем, чтобы вблизи тяговых органов не было людей.
Лебедки останавливают не только при обнаружении явной неисправности, но
и по команде «стоп», от кого бы эта команда ни исходила. К обслуживанию
лебедок допускаются лица, прошедшие специальное обучение и инструктаж
непосредственно у лебедки.