ОРГАНИЗАЦИЯ
ТРАЛОВОГО ЛОВА РЫБЫ
Режим работы. Годовой режим работы
траулеров складывается из переходов к месту лова и обратно,
промыслового времени, межрейсовых стоянок, планового ремонта.
Время на переходы к месту лова и обратно в течение года зависит
от формы организации лова, степени удаленности района промысла
от береговой базы и скорости судна. Стремление к уменьшению
времени на переходы привело к широкому распространению
экспедиционного лова, подмене команды в море, ремонту судов в
ближайших портах, в том числе иностранных.
Промысловое время включает работу с орудием лова, переходы из
одного квадрата в другой и поиски рыбы, простои из-за ремонта
судна, орудия лова, штормовой погоды и др.
Межрейсовые стоянки используют для выгрузки рыбной продукции,
уборки трюмов, межрейсового ремонта, погрузки топлива, воды,
продуктов, промыслового снаряжения. Время межрейсовых стоянок
сокращают путем улучшения организации и повышения уровня
механизации погрузочно-разгрузочных работ, сокращения объема и
сроков ремонта в этот период и т. д.
В среднем время межрейсовых стоянок, планового ремонта и другое
внеэксплуатационное время на траловом лове составляет 25—30%, а
время на лову — 50—65% календарного времени.
Рейсовый режим работы траулера включает те же элементы, что и
годовой, кроме межрейсовых стоянок и планового ремонта. В
среднесуточном рейсовом режиме нет также времени на переходы (т.
е. расписано лишь промысловое время).
Пооперационный режим показывает распределение времени на
выполнение операций лова за цикл лова. В табл. 4 приведены
среднестатистические данные о распределении времени и цикла лова
при работе донными и разноглубинными тралами.
4. Пооперационный режим траулеров
Совершенствование организации тралового лова сводится к
максимальному увеличению времени работы с орудием лова. Этого
достигают улучшением работы промысловой разведки'и разведки рыбы
самим судном, повышением качества обслуживания и
профилактического ремонта орудий лова, промыслового и другого
оборудования на судне, сокращением времени планового ремонта, на
погрузочно-разгрузочные и другие вспомогательные работы в море и
на межрейсовых стоянках.
Аварийные ситуации. К аварийным ситуациям при траловом
лове относятся заверт трала, обрыв ваеров или кабелей, намотка
на винт сетей, попадание груза-углубителя на верхний кабель,
крупные порывы сетных пластин и канатной оболочки трала.
Заверты трала или отдельных его частей возможны, когда ваер или
кабель оказались наброшенными на распорную доску другого ваера,
когда перекручены ваера, мешок трала задел за подборы и т. п.
Такие аварийные случаи предупреждают соблюдением правил работы с
тралом и своевременным контролем состояния трала во время его
спуска.
Ваера и кабели рвутся в основном при задевах о грунт и сцеплении
тралов. Трал задевает за грунт при попадании на подводные
препятствия (скалы, камни и т. п.), врезании раслорных досок в
грунт, во время посадки трала на дно при тралении. Во время
траления в группе судов на пересекающихся курсах возможно
сцепление тралов. Подобные аварийные случаи предупреждают и
устраняют в соответствии с правилами, подробно изложенными в
упомянутых инструкциях и наставлениях. Задев или сцепление почти
всегда сопряжены с резким увеличением нагрузок и нарушением
симметричности траловой системы. Поэтому после задева или
сцепления обязательно проверяют длину ваеров, лапок досок,
исправность других частей трала.
Грузы-углубители разноглубинных тралов попадают на верхние
кабели при неаккуратном спуске трала. Это резко снижает
вертикальное раскрытие трала, и необходимо сразу после
обнаружения этого явления трал поднять. Чтобы избежать аварии,
верхние кабели при спуске трала следует поднимать (поддерживать)
какими-либо подъемными средствами.
Крупные порывы сетного полотна и канатной оболочки трала
возможны в основном при резком торможении барабанов лебедки в
конце травления ваеров и при работе у грунта. Повреждения при
резком торможении барабанов лебедки часто занимают большую
площадь, и иногда требуется замена пластин и даже всего трала.
Чтобы избежать этого, перед окончанием травления ваеров барабаны
лебедки необходимо тормозить плавно. При работе у грунта размеры
порыва могут быть различными. Сложность вызывает ремонт участка
сетного полотна в месте соединения двух пластин с неодинаковым
размером ячей. Обычно в этом случае пластаны разъединяют,
отдельно их чинят, а затем съячеивают.
При очень больших повреждениях сетных пластан поврежденную часть
трала не ремонтируют, а вырезают и на ее место вшивают новую. |