ПРОМЫСЛОВЫЕ СХЕМЫ КОРМОВОГО ТРАЛЕНИЯ

  Главная       Учебники - Охота и рыбалка      Устройство орудий лова и технология добычи рыбы

 поиск по сайту           правообладателям

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  .. 

 

 

 

ПРОМЫСЛОВЫЕ СХЕМЫ КОРМОВОГО ТРАЛЕНИЯ



Суда кормового траления. Суда кормового траления появились в начале 50-х годов. Переход на кормовое траление изменил архитектуру траулера, увеличил его оснащенность технологическим оборудованием, поисковыми приборами, упростил орудия лова, значительно увеличил автономность плавания и т. д.

Трал на судах кормового траления спускают и поднимают на ходу судна по курсу траления без маневрирования. Это облегчает работу, особенно на промысле в больших группах судов. Упрощается схема проводки ваеров, уменьшаются число их перегибов и износ. Промысловый режим работы траулера кормового траления меньше зависит от метеорологических условий, чем режим работы траулера бортового траления. Меньше опасность завертов трала при спуске и намотки их на винт, поскольку все операции с тралом производятся на переднем ходу траулера. Схемы кормового траления снижают трудоемкость лова, ускоряют выполнение непроизводительных процессов лова, в большей степени предрасположены к механизации и автоматизации, повышают прицельность лова.

Кормовую схему траления применяют на больших автономных траулерах (БАТ), рыболовных траулерах консервных

 

 

(БКРТ), больших морозильных рыболовных траулерах (БМРТ), рыболовных траулерах морозильных (РТМ), производственных промысловых рефрижераторах (ППР), сейнер-траулерах (СТР), средних рыболовных траулерах морозильных (СРТМК) и на некоторых более мелких судах. На этих судах надстройка отнесена ближе к носу, и рабочая палуба занимает кормовую часть судна.

Большинство траулеров кормового траления делят на суперы, большие и средние. Обобщенные характеристики траулеров приведены в табл. 3.


3. Основные характеристики траулеров

 

Тип

траулеров

Длииа,

м

Мощность главных дви­гателей, кВт

Скорость,

Уз

Экипаж,

человек

Автономность рейса, сут

Суперы

Большие

Средние

75—100

65—80

35—55

3000—5000

1500—2200

700—1800

14—16

13—16

12—15

80—130

80—100

20—30

80—130

60—70

25—30

 

Промысловое устройство с подъемом трала по слипу применяют почти на всех судах кормового траления. Промысловая палуба на таких судах разделена на три зоны: среднюю и две побортные (рис. 73). Средняя зона служит для подъема и спуска трала. Люки в палубные помещения в этой зоне выполнены заподлицо с палубой. Побортные зоны используют для установки лебедок, порталов, палубных рыбных ящиков, шахт машинных отделений и т. д.
 

 

 

 

 

Рис. 73. Схема промысловой палубы траулера кормового траления:
1 — транцевый портал; 2 — слип; 3 — горизонтальный рол; 4 — слиповая канавка; 5 — средняя зона; 6 — побортные зоны; 7— ограждение средней зоны промысловой палубы

 

 

 

 

 

Для уменьшения износа палубы, трала и тяговых канатов у верхнего порога слипа или полуслипа и в углах соединения верхней палубы с транцем или на транцевом фальшботе устанавливают горизонтальные ролы. Для заведения стропа под трал у верхнего порога слипа палуба имеет поперечную слиповую канавку. Слип для подъема трала на палубу судна обычно имеет криволинейную йли прямолинейную форму с углом наклона 30—40°. В кормовой части многих судов кормового траления установлен транцевый портал для подвески траловых досок, ваерных блоков и блоков спускового троса, установки электрокабельной лебедки (при лове электротралами). Одновременно такой портал служит тралмейстерским мостиком.

Суда кормового траления оснащены разнообразным промысловым и грузоподъемным оборудованием. Основным промысловым механизмом являются различные лебедки, рассмотренные ниже. Кроме них, к такому оборудованию относятся ролики и блоки для проводки ваеров, тяговые концы и тросы, грузовые стрелы и порталы.

Палубные ролики для проводки ваеров от лебедки на подвесные ваерные блоки устанавливают, если расстояние между подвесными блоками значительно превосходит расстояние между серединами ваерных барабанов. При этом для проводки одного ваера устанавливают 1—3 ролика. Применение раздельных лебедок исключает использование палубных роликов, кроме роликов для промера ваеров.

Подвесные ваерные блоки крепят на траловых дугах, кронштейнах и транцевых порталах. Траловые дуги в основном применяют на мелких судах.

Спусковой трос служит для стягивания трала в воду. Он представляет собой стальной канат с глаголь-гаком на ходовом конце. Спусковой трос снабжают также двумя оттяжками. Одна из них служит для отдачи глаголь-гака при его подходе к блоку над слипом, через который проведен спусковой трос. Вторую оттяжку применяют для подтягивания глаголь-гака спускового троса к месту очередного острапливания трала. Спусковой трос тянут турачкой траловой, вспомогательной грузовой или вытяжной лебедки.

Вытяжные концы представляют собой стальные канаты с гаками для подъема мешка с уловом на слип и далее на палубу судна. Для этого вытяжные концы подают на траловую или вытяжную лебедку. При подъеме большого улова необходим не один, а два вытяжных конца. Кроме основных, иногда используют дополнительные вытяжные концы. Для уменьшения нагрузок на траловый мешок при больших уловах дополнительные вытяжные концы проводят через блоки, расположенные высоко над палубой, чтобы при тяге вытяжной конец шел по касательной к образующей слипа.

При подъеме очень больших уловов вместо дополнительных вытяжных концов применяют тали для снижения нагрузок на тяговые органы лебедок.

Грузовые стрелы и порталы служат для подъема над палубой и перемещения к месту выливки мешка с уловом, различных операций по вооружению трала и подготовки судна к лову, погрузочно-разгрузочных работ. Обычно на судне устанавливают 2—4 стрелы. На больших современных траулерах вместо стрел для указанных целей часто устанавливают стационарные порталы П-образной формы. Обычно порталы расположены в районе верхнего порога слипа. Для проводки подъемных тросов к траверзам порталов подвешивают блоки грузоподъемностью 100—150 кН.

Промысловые схемы на судах кормового траления отличаются в основном особенностями выполнения операций перехода от выборки ваеров к выборке кабелей, использованием многооперационных (агрегатированных) или однооперационных лебедок, применением однотраловой или многотраловой схем, способом выборки сетной части трала, конструкцией грузовых устройств для выливки рыбы, количеством и размещением промысловых машин и устройств на судне.

Рассмотрим наиболее распространенные и перспективные промысловые схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  ..