ТЕХНОЛОГИЯ
БОРТОВОГО ТРАЛЕНИЯ
Траление. Во время этой операции
прежде всего следят за скоростью траления. С увеличением
скорости траления растут обловленный объем и уловистость трала.
Вместе с тем учитывают, что повышение скорости траления в
некоторых случаях приводит к сокращению площади устья трала
из-за уменьшения его раскрытия. Может произойти также
«подрезание» рыбы кабелями. Иногда скорость траления
ограничивают, чтобы рыба успела прореагировать на трал и
подняться от грунта в зону облова трала.
Скорость донного траления колеблется а основном от 1,0 до 2,5
м/с, и она тем выше, чем подвижнее рыба и лучше условия ее
ориентации в зоне трала.
Продолжительность траления определяется плотностью облавливаемых
скоплений рыб, характером и рельефом дна. Чем выше плотность
скоплений, тем меньше продолжительность траления. На тяжелых
грунтах продолжительность траления уменьшают и таким образом
снижают вероятность попадания трала на задев. В зависимости от
указанных причин траление продолжается в основном от 0,5 до 3 ч.
Если трал оснащен прибором контроля наполнения трала, то
продолжительность траления определяют с учетом показаний этого
прибора.
В процессе траления следят за глубиной в месте лова, чтобы не
сойти с промысловой изобаты, определяют местоположение судна,
ведут прокладку судна, счисление, промысловый планшет, наблюдают
за работой соседних судов.
За несколько минут до начала подъема трала вахтенный штурман
предупреждает об этом тралмастера и механика. Тралмастер готовит
траловую лебедку, а механик — главный двигатель к маневрированию
судном.
Подъем трала и выливка улова. Перед
подъемом трала уменьшают ход судна. Когда ваера отойдут от
борта, их отдают со стопора и начинают выбирать траловой
лебедкой. Маневры судна во время подъема трала показаны на рис.
72, б. Они зависят от гидрометеорологических условий. Подошедшие
к борту судна доски отключают. Взяв доску на стопорную цепочку,
дают слабину ваеру, облегчая таким образом вытаскивание гака
доски из звена, соединяющего ваер с переходным концом. После
этого на циркуляции или в дрейфе выбирают кабели до подхода
клячовок к траловым дугам. От клячовок отдают и соединяют с
джильсонами вытяжные концы, с помощью которых грунтроп и верхнюю
подбору заваливают за борт.
После выборки кабелей и подъема подбор с грунтропом на палубу
судна приступают к выливке улова. Для этого мешок поднимают за
линь удавного стропа, набивают рыбой куток. Захватив джильсоном
дележный строп, куток поднимают на палубу. Оставшаяся рыба
скатывается к началу мешка, так
как во время подъема кутка удавный строп
отпускают. Затем распускают гайтян, освобождают куток от рыбы и
выливают ее в рыбные ящики. Гайтян затягивают, снова опускают
куток и поднимают удавный строп. С новой порцией рыбы в кутке
повторяют те же операции. После выливки рыбы трал готовят к
новому спуску.
Выше описана технология бортового траления без кабельно-сетного
барабана. При работе с барабаном после стропле-ния траловых
досок переходные концы отсоединяют от досок и соединяют с
вытяжными концами барабана. Затем переходные концы, кабели, сам
трал наматывают на барабан. Спуск трала производят в обратном
порядке.
В ГДР разработана усовершенствованная схема лова на траулерах
бортового траления с кабельно-сетным барабаном. В соответствии с
этой схемой ваерные лебедки и траловые дуги располагают в
кормовой части судна, а барабан — по правому борту рыбочей
палубы. После выборки ваеров и закрепления распорных досок на
траловых дугах переходные концы отстегивают от распорных досок и
соединяют с вытяжными концами барабана и с их помощью наматывают
на барабан кабели и сетную часть трала. Такая схема совмещает в
себе достоинства бортовой и кормовой схем траления.
|