Виды разноглубинных тралов

  Главная       Учебники - Охота и рыбалка      Устройство орудий лова и технология добычи рыбы

 поиск по сайту           правообладателям

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  .. 

 

 

 

 

КОНСТРУКЦИЯ РАЗНОГЛУБИННЫХ ТРАЛОВ

 

Виды разноглубинных тралов. Различают разноглубинные крупноячейные сетные тралы, крупноячейные сетные тралы с канатными крыльями, канатные тралы.

У крупноячейных сетных тралов 80—90% передней части состоит из дели с размером ячеи не менее 800— 1000 мм. Лишь конец мотни комплектуют из набора пластин со ступенчато убывающим размером ячеи. Крупноячейное сетное полотно таких тралов изготовляют из синтетической верёвки или шнура диаметром до 5 мм, а мелкоячейную часть мотни — из веревки и шнура меньшего диаметра или из толстой нитки.

Крупноячейные сетные тралы имеют повышенную прочность, одинаково удобны в работе в толще воды и у дна. Однако из-за значительного сопротивления скорость траления при лове сетными тралами обычно не превышает 2—2,25 м/с. Поэтому такие тралы предназначены в основном для облова малоподвижных скоплений рыбы, особенно в придонных слоях воды.

У крупноячейных сетных тралов с канатными крыльями (ркс. 59, а) мотню изготовляют из машинной дели с максимальным размером ячеи 1200—2400 мм, а крылья — из продольных канатных связей. Роль связей выполняют отрезки капронового каната или шнура. Сетные тралы с канатными крыльями имеют меньшее сопротивление, чем полностью сетные, и скорость траления до 2,25—2,5 м/с. Такие тралы обладают достаточно высокой прочностью и надежностью, хорошо работают в придонном варианте, в том числе в районах со сложными грунтовыми условиями. Тем не менее эти тралы не рассчитаны на облов быстроходных рыб.

У канатных тралов крылья и большую часть мотни

изготовляют из канатных элементов. Канатные элементы в таких тралах образуют продольные связи, ячею в виде ромба, шестиугольную ячею или их комбинации. На рис. 59, б и в показаны конструкции канатных тралов с продольными связями и с шестиугольной ячеей. Для укрепления оболочки канатная часть некоторых тралов разделена на секции так называемыми буферными поясами из прочной крупноячейной дели. По совокупности свойств наилучшими являются оболочки с шестиугольной ячеей, в которой наклонные связи короче продольных.

 

 

 

 

Рис. 59. Конструкция сетного трала с канатными крыльями (а), канатного трала с продольными связями (б) и с шестиугольной ячеей (в)
 

 

 

 

Расстояние между продольными канатными элементами в различных частях и конструкциях тралов колеблется от 1—2 до 8—10 м. Фабричный размер ячеи в передней части канатных тралов достигает 12—16 м, а размер стороны шестиугольной ячеи—16—20 м. У многих тралов по мере удаления от устья трала размер ячеи постепенно снижается.

В последние годы появились канатные тралы с поперечными связями. Рабочая форма таких связей, как и подбор трала, близка к параболе. Расстояние между поперечными связями может достигать 10—12 м.

Важной характеристикой канатных тралов является соотношение между длиной канатной и сетной (из стандартной дели с фабричным размером ячеи менее 1200 мм) составляющих передней части трала. У некоторых тралов канатная часть составляет до 70—75% длины передней части. Вместе с тем тралы для лова мелких и малоподвижных объектов, например криля, имеют укороченную канатную часть, составляющую всего 40—50% длины передней части трала. Кроме того, такие тралы могут иметь мелкоячейную вставку из тонкой дели в крупноячейном каркасе для уменьшения ухода объекта лова через оболочку трала.

Задерживающее действие оболочки передней части трала объясняется действием на рыбу ее гидродинамического поля и видимостью элементов оболочки. Соответственно расстояние между элементами оболочки определяют из условия эффективного действия на рыбу ее гидродинамического поля и с учетом критической частоты мельканий элементов оболочки.

Расстояние между веревочно-канатными элементами оболочки с учетом первого условия тем больше, чем толще эти элементы, больше скорость траления, выше чувствительность рыбы к гидродинамическому полю.

При относительном движении рыбы и оболочки трала может наступить слияние мельканий элементов оболочки, когда рыба воспринимает ее как сплошную преграду. Максимальный размер ячеи любой формы, при котором наступает слияние мельканий, прямо пропорционален скорости относительного движения рыбы и трала и обратно пропорционален критической частоте мельканий. Критическая частота резко уменьшается при снижении освещенности на глубине лова. Следовательно, слияние мельканий элементов оболочки вероятнее при сумеречном световом режиме на глубине лова.

Канатные связи и крупноячейное сетное полотно ставят лишь в той части трала, где стремление рыбы выйти через оболочку трала невелико и маловероятно принудительное выжимание рыбы через нее. Условия для ухода рыбы через оболочку трала создаются в конце мотни при площади поперечного сечения трала 40—80 м2. Далее к концу трала ставят мелкоя-чейное сетное полотно.

В качестве канатных элементов применяют капроновый шнур или тонкие синтетические канаты с длиной окружности 25—30 мм.

Одним из важных показателей тралов принято считать отношение площади нитевидных материалов оболочки трала к фиктивной площади оболочки. У крупноячейных сетных тралов этот показатель в среднем равен 0,0075, у крупноячейных сетных тралов с канатными крыльями — 0,065, у канатных — 0,0020—0,035.

Значительное сокращение затененной площади позволяет увеличить размеры канатных тралов и скорость траления по сравнению с сетными. Канатными тралами работают на скоростях 2,5—3,0 м/с и облавливают наиболее быстроходных рыб.

Наряду с положительными качествами канатные тралы имеют и недостатки: ручное изготовление, меньшую надеж-

ность, особенно при работе в придонном варианте, не всегда удобны в эксплуатации, иногда имеют пониженную уловистость при слабой освещенности и лове рассеянной в пелагиали рыбы. Несмотря на недостатки, в океаническом рыболовстве в основном применяют канатные разноглубинные тралы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  ..