Газораспределение осуществляется с помощью поршня, цилиндра и картера.
Поршень выполняет работу распределительного органа, перекрывая впускное,
выпускное и продувочные окна цилиндра.
Двигатель 3.111 имеет кривошипно-камерную возвратную двухканальную
продувку. Поршень, двигаясь вверх, сжимает смесь, поступившую ранее в
цилиндр. В это же время в герметически закрытой кривошипной камере
создается разрежение. После того, как нижний край поршня откроет
впускное окно, из карбюратора под действием атмосферного давления свежая
горючая смесь поступает в кривошипную камеру. В момент, когда поршень
подходит к ВМТ, между электродами свечи проскакивает искра,
воспламеняющая сжатую над поршнем смесь. Смесь сгорает. Под действием
давления газов поршень движется вниз - в цилиндре происходит рабочий
ход. Юбка поршня перекрывает впускное окно и кривошипная камера
оказывается герметически закрытой. В ней происходит сжатие свежей смеси.
При дальнейшем движении поршня вниз его верхняя кромка открывает сначала
выпускное окно, через которое отработавшие газы устремляются в выпускную
трубу. Затем открываются продувочные окна, и свежая смесь, сжатая в
кривошипной камере, поступает в цилиндр двумя потоками. В цилиндре обе
струи свежей смеси встречаются и поднимаются вверх, вдоль задней стенки
цилиндра. Ударяясь о сферу головки цилиндра они опускаются вниз к
выпускному окну. Происходит вытеснение отработавших газов и заполнение
цилиндра свежей смесью. Поршень, пройдя НМТ, начинает двигаться вверх,
закрывает сначала продувочные окна, а затем и выпускное окно. Смесь,
находящаяся в цилиндре, сжимается и цикл повторяется снова. Из
сказанного следует, что рабочий процесс в двигателе происходит
одновременно над поршнем и под поршнем, т. е. в цилиндре и в кривошипной
камере. Поэтому для нормальной работы двигателя важна герметичность
кривошипной камеры. Для ее обеспечения между половинами картера, между
фланцем цилиндра и горловиной картера установлены уплотнительные
прокладки, а на правой и левой цапфах коленвала - резиновые сальники.
При ремонте двигателя нужно обращать особое внимание на состояние
прокладок и сальников. Плоскости всех стыков не должны иметь забоин.
Винты, соединяющие половины картера, гайки крепления цилиндра и головки
следует хорошо затягивать. Недостаточная герметичность кривошипной
камеры приводит к падению мощности.
УСТАНОВКА ЗАЖИГАНИЯ
Для нормальной работы двигателя начало размыкания контактов прерывателя
должно совпадать с моментом, когда поршень не дошел до верхней мертвой
точки на 3,2-3,7 мм.
Установка зажигания производится следующим образом:
1. Отрегулируйте зазор в прерывателе.
Для этого ослабьте винт 12, крепящий основание прерывателя, (рис. 24) и
поворотом эксцентрикового винта 6 установите зазор 0,35-0,40 мм в
момент, когда молоточек прерывателя находится в наивысшей точке кулачка.
В качестве щупа можно Использовать набор лезвий безопасной бритвы.
2. Снимите головку цилиндра.
3. Установите поршень в ВМТ.
4. Опустите поршень на 3,2-3,7 мм, вращая коленвал против часовой
стрелки за болт крепления ротора.
5. Ослабьте болты крепления статора генератора.
6. Поверните статор в такое положение, при котором начинается размыкание
контактов прерывателя.
7. Затяните болты крепления статора и проверьте зазор в прерывателе.
Момент разрыва контактов можно определить путем вкладывания между
контактами папиросной бумаги. При замкнутых контактах бумага зажата
усилием пружины молоточка, а в момент начала размыкания она свободно
извлекается рукой.
Установку опережения зажигания удобно производить, при помощи
штангенциркуля с глубиномером. Стержень глубиномера вставляется в
отверстие под свечу зажигания и поэтому нет необходимости снимать
головку цилиндра, нужно снять только бензобак. При отсутствии
мерительного инструмента полезно знать, что нижняя кромка кольцевой
полоски нагара в верхней части цилиндра расположена на расстоянии 3,5 мм
от ВМТ.
Поворачивая статор генератора по часовой стрелке (б), устанавливают
более позднее зажигание, а поворачивая против часовой стрелки (а) -
более раннее (см. рис. 6). Увеличивая зазор в прерывателе (без поворота
статора), можно установить несколько более раннее зажигание, а уменьшая
зазор - более позднее.
Через каждые 3000 км пробега следует производить проверку прерывателя.
Она сводится к наружному осмотру, измерению зазора между контактами и
чистке.
УХОД ЗА ДВИГАТЕЛЕМ
Уход за двигателем заключается в своевременной и регулярной подтяжке
крепежа, очистке от нагара головки цилиндра, цилиндра, поршня,
правильной регулировке карбюратора и системы зажигания и т. д. Следует
применять только тот сорт масла и бензина, который указан в инструкции,
соблюдать сроки замены масла в картере КПП.
Слив масла из КПП производится через сливное отверстие, расположенное в
нижней части картера. При сливе мотоцикл следует наклонять из стороны в
сторону, чтобы удалить остатки масла. Рекомендуется сливать масло с
прогретого двигателя. Не следует допускать перегрева двигателя.
Известно, что причинами перегрева, кроме неправильной регулировки и
перегрузок, могут быть: загрязнение цилиндра и головки, увеличенное
нагарообразование, несоответствие свечи, топлива и масла требованиям
инструкции, износ и повреждение отдельных деталей.
Все возникающие неисправности или ненормальности в работе двигателя
следует устранять при первой же возможности, не откладывая на будущее,
так как одни неисправности, пусть даже незначительные, неизбежно влекут
за собой появление других, более серьезных и опасных. Следует
своевременно заменять изношенные или поврежденные детали.