Газораспределение осуществляется с помощью поршня, цилиндра и картера.
Поршень выполняет работу распределительного органа, перекрывая впускное,
выпускное и продувочные окна цилиндра.
Двигатель М-106 имеет кривошипно-камерную возвратную двухканалькую
продувку. Поршень, двигаясь вверх, сжимает смесь, поступившую ранее в
цилиндр. В это же время в герметически закрытой кривошипной камере
создается разряжение. После того, как нижний край поршня откроет
впускное окно, из карбюратора под действием атмосферного давления свежая
горючая смесь поступает в кривошипную камеру. В момент, когда поршень
подходит к ВМТ, между электродами свечи проскакивает искра,
воспламеняющая сжатую над поршнем смесь. Смесь сгорает. Под действием
давления газов поршень движется вниз - в цилиндре происходит рабочий
ход. Юбка поршня перекрывает впускное окно и кривошипная камера
оказывается герметически закрытой. В ней происходит сжатие свежей смеси.
При дальнейшем движении поршня вниз его верхняя кромка открывает сначала
выпускное окно, через которое отработавшие газы устремляются в выпускную
трубу. Затем открываются продувочные окна, и свежая смесь, сжатая в
кривошипной камере, поступает в цилиндр двумя потоками. В цилиндре обе
струи свежей смеси встречаются и поднимаются вверх, вдоль задней стенки
цилиндра. Ударяясь о сферу головки цилиндра, они опускаются вниз к
выпускному окну. Происходит вытеснение отработавших газов и заполнение
цилиндра свежей смесью. Поршень, пройдя НМТ, начинает двигаться вверх,
закрывает сначала продувочные окна, а затем и выпускное окно. Смесь,
находящаяся в цилиндре, сжимается и цикл повторяется снова. Из
сказанного следует, что рабочий процесс в двигателе происходит
одновременно над поршнем и под поршнем, т. е. в цилиндре и в кривошипной
камере. Поэтому для нормальной работы двигателя важна герметичность
кривошипной камеры. Для ее обеспечения между половинами картера, между
фланцем цилиндра и горловиной картера установлены уплотнительные
прокладки, а на правой и левой цапфах коленвала - резиновые сальники.
При ремонте двигателя, нужно обращать особое внимание на состояние
прокладок и сальников. Плоскости всех стыков не должны иметь забоин.
Винты, соединяющие половины картера, гайки крепления цилиндра и головки
следует хорошо затягивать. Недостаточная герметичность кривошипной
камеры приводит к падению мощности.