Тормоза мотоциклов Ява-250, Ява-350

  Главная      Книги - Мотоциклы     Мотоциклы "Ява" моделей 250, 353/04, 354/04, 559/02, 559/07 и 360/00. Руководство

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

Тормоза мотоциклов Ява-250, Ява-350


 
Устройство.   Мотоциклы   "Ява"   снабжены   колодочными   тормозами   с   механическим
приводом.   Детали   и   узлы   тормозных   устройств   обоих   колес   мотоцикла   и   колеса   коляски
одинаковы.
Диаметр   тормозного   барабана   160   мм,   ширина   фрикционных   накладок   35   мм.   Тормоз
переднего колеса приводится действием рычагом, расположенным на правой стороне руля, а
тормоз заднего колеса - педалью, расположенной около правой подножки водителя.
Тормозные колодки 9 (рис. 74) поворачиваются на осях, укрепленных на тормозном диске
6. К тормозным колодкам приклеены или приклепаны алюминиевыми заклепками фрикционные
накладки. Колодки приводятся в действие кулачком 8, ось которого проходит через отверстие в
тормозном   диске.   После   торможения   тормозные   колодки   возвращаются   в   нормальное
положение цилиндрической пружиной 10, работающей на растяжение.
 
 
  
 
На оси кулачка с наружной стороны тормозного диска на шлицах установлен рычаг 3. С
внутренней стороны на оси кулачка между кулачком и тормозным диском находится стальная
шайба 7, а с наружной стороны между диском и рычагом установлена резиновая уплотняющая
прокладка 4. Рычаг приводится в действие тросом, оболочка которого имеет упор на тормозном
диске.   Рычаг   тормоза   заднего   колеса   имеет   дополнительную   возвратную   пружину   5,
установленную с наружной стороны тормозного диска.
Если работа основной возвратной пружины неудовлетворительна (колодки не очень четко
возвращаются   в   нормальное   положение),   то   на   рычаг   тормоза   переднего   колеса   можно
установить дополнительную возвратную пружину, аналогичную установленной на тормозе за
него колеса.
Регулировка. Регулировку тормозов можно условно подразделить на предварительную и
окончательную:   сначала   тормоза   регулируют   на   месте,   а   затем   необходимые   поправки   и
регулировка вносятся после опробования действия тормозов в движении.
Для предварительной регулировки тормозов заднего колеса и колеса коляски мотоцикл
необходимо установить на подставку так, чтобы заднее колесо свободно вращалось, а колесо
коляски поднять над грунтом, подложив под раму коляски какой-нибудь упор. Вращая колесо
рукой,   одновременно   нужно   заворачивать   гайку-барашек   на   конце   троса   до   тех   пор,   пока
накладки тормозных колодок не будут слегка задевать за барабан. Определив момент начала
затормаживания, нужно отвинтить гайку-барашек троса на пол-оборота или оборот, после чего
колесо   должно   вращаться,   не   касаясь   поверхностью   тормозного   барабана   фрикционных


 



   





 
накладок. Предварительная регулировка тормоза переднего колеса производится таким образом,
чтобы   обеспечить   максимальный   свободный   ход   рычага   без   ущерба   для   эффективности
действия   тормоза   переднего   колеса.   Свободный   ход   рычага   выбирается   вращением   гайки-
барашки,   при   этом   упор   оболочки   троса   на   руле   должен   находиться   примерно   в   среднем
положении.
Окончательная   регулировка   тормозов   производится   после   опробования   мотоцикла   в
движении и оценки эффективности действия тормоза каждого колеса в отдельности. Тормозной
путь   на   сухом   асфальте   при   торможении   обоими   тормозами   со   скорости   40   км/ч   до   полно
остановки   не   должен   быть   более   13   м.   После   этого   каждое   колесо   мотоцикла   вновь
вывешивается   для   проверки   отсутствия   касания   тормозных   колодок   о   рабочую   поверхность
тормозного барабана.
Касание фрикционных накладок в тормозных барабанах переднего колеса и колеса коляски
определяется легко. Проверку тормоза заднего колеса указанным выше способом производить
трудно. Чтобы проверить, не трутся ли тормозные колодки о барабан заднего колеса, нужно,
проехав несколько километров без торможения, сбросить газ и замедлить движение до 30-35
км/ч,   а   затем   остановить  мотоцикл,   пользуясь   одним   тормозом   переднего   колеса.   Сразу   же
после   остановки   нужно   проверить   (рукой)   температуру   ступицы   заднего   колеса.   Ступица
должна быть холодная или чуть теплая у колес старой модели из-за работы задней передачи.
Если   нагрев   ступицы   заднего   колеса   довольно   ощутим,   нужно   увеличить   свободный   ход
привода тормоза.
При   регулировках   особое   внимание   следует   уделить   тормозу   переднею   колеса.   При
регулировке тормозов колеса коляски и заднего колеса нужно добиться одновременного начала
торможения   обоих   колес.   Одновременно   с   регулировкой   тормоза   заднего   колеса   нужно
проверить момент включения лампочки стоп-сигнала и при необходимости отрегулировать его.
Неисправности тормозов. К основным неисправностям тормозных механизмов мотоциклов
"Ява"   следует   отнести:   слабое  действие   тормозов   (тормоза   "не   держат");  заедание   тормозов
(нерастормаживание).
Разберем, отчего это происходит.
Слабое действие тормозов наблюдается по следующим причинам.




У необкатанного мотоцикла фрикционные накладки еще не успели притереться
к барабану и поэтому тормозной путь нового мотоцикла всегда длиннее, чем у
обкатанного мотоцикла. То же самое будет после замены старых фрикционных
накладок   новыми.   Во   время   обкатки   мотоцикла   фрикционные   накладки
прирабатываются к барабану и тормозной путь уменьшается.
При переезде через  брод  или  после  мытья мотоцикла  в  тормозные  барабаны
может   попасть   вода.   Тормозной   путь   при   торможении   мокрыми   тормозами
значительно увеличивается.  Практически можно  сказать, что мокрые  тормоза
совсем "не держат".
Тормоза   плохо   "держат",   если   произойдет   замасливание   накладок   смазкой,
вытекающей   из   подшипников   колеса   из-за   изношенного   сальника.   Тормоза
плохо "держат" не только тогда, когда накладки замаслены смазкой из ступицы
колеса,   но   и   тогда,   когда   они   запачканы   маслеными   руками   или   тряпками.
Поэтому   нельзя   браться   масляными   руками   за   фрикционные   накладки   при
монтаже колес.
Тормозной   путь   мотоцикла   увеличивается,   если   фрикционные   накладки
стерлись   до   заклепок.   В   этом   случае   при   торможении   слышен   характерный
металлический визг. Изношенные до заклепок накладки заменяют новыми или
временно реставрируют.
Нарушение   действия   тормозов   (увеличение   тормозного   пути)   происходит
после длительной эксплуатации по пыльным дорогам. Попадающая в тормоза
пыль,   смешиваясь   со   сдираемым   с   тормозного   барабана   металлом,
спрессовывается   на   поверхности   накладок,   образ   я   слой,   имеющий   намного
меньший   коэффициент   трения,   чем   материал   фрикционных   накладок.
 
                    


 
Устраняется   этот   слой   шлифовкой   накладок   грубозернистой   шлифовальной
бумагой. Заедание тормозов (нерастормаживание) происходит чаще всего из-за
неполадок в приводе тормозов.
 
В механизме привода тормозов могут наблюдаться следующие неисправности:


Плохое   движение   троса   из-за   недостатка   смазки   или   в   случае   попадания   в
оболочку грязи. Происходит попадание грязи в оболочку троса тормоза заднего
колеса   в   месте,   где   оболочка   касается   сливной   пробки   картера   двигателя,
деталей   рамы   или   облицовки   мотоцикла.   Сначала   происходит   перетирание
наружной защитной оболочки, зачем металлической оболочки. Образовавшееся
отверстие   нарушает   нормальную   работу   троса,   так   как   в   него   попадает   грязь,
вызывающая заедание троса или его перетирание.
Заедание   рычага   ручного   тормоза   при   чрезмерной   затяжке   его   оси   или   при
недостатке смазки, а также при наличии песка и грязи, попавших между рычагом
и кронштейном, например при падении мотоцикла.
Тугое   движение   тормозной   педали   могут   вызвать   грязь   и   ржавчина,
скопившиеся на оси педали тормоза заднего колеса.
Заедание кулачка вызывает ржавчина на оси кулачка тормозного диска.
Повреждение  (перержавела)  пружины,  стягивающей  тормозные  колодки,  будет
вызывать нерастормаживание.


 
В заключение следует отметить, что исправная работа тормозов - первое и необходимое
условие,   безаварийной   эксплуатации   мотоцикла.   Тормоза   всегда   должны   находиться   и
безупречном порядке. Все обнаруженные неисправности в работе тормозов следует немедленно
устранять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..