Механизм выключения сцепления мотоциклов Ява-250, Ява-350

  Главная      Книги - Мотоциклы     Мотоциклы "Ява" моделей 250, 353/04, 354/04, 559/02, 559/07 и 360/00. Руководство

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Механизм выключения сцепления мотоциклов Ява-250, Ява-350

 
Устройство. Управление сцеплением осуществляется при помощи механизма выключения
сцепления. Основание 20 (см. рис. 42) и держатель рычагов и втулки с регулировочным винтом
механизма   выключения   сцепления   изготовлены   из   листовой   стали   и   сварены   между   собой.
Основание имеет ребра и выштамповки, увеличивающие его жесткость.
В держателе на осях установлены: рычаг 26 привода механизма выключения с кулачком и
вильчатый   рычаг   25   привода,   действующий   непосредственно   на   втулку   22   с   лысками,
перемещающую через шарик 21, расположенный в ее внутренней полости, шток 19 механизма
выключения сцепления.
Положение   шарика   во   втулке   определяется   регулировочным   винтом   23   механизма
выключения сцепления, который фиксируется от самопроизвольного поворачивания плоской
стопорной пружиной 24. Пружина крепится на держателе винтом и штифтом.
Основание механизма выключения сцепления смонтировано на картере силового агрегата
"Ява-250" при помощи двух винтов М6 и вспомогательной стойки с гайкой М6.
У силовых агрегатов "Ява-250" основание крепится к картеру тремя винтами М6.
К   механизму   выключения   сцепления   относится   кулачок   28   радиального   действия,
установленный   на   правом   конце   вала   31   механизма   переключения   передач.   Кулачок
зафиксирован   на   валу   штифтом   29.   Между   кулачком   и   картером   силового   агрегата
устанавливается дистанционная регулировочная шайба 30.
Работа   механизма   выключения   сцепления   оказывает   влияние   на   срок   службы   деталей
коробки   передач.   При   неполном   отключении   коробки   передач   от   двигателя   во   время
переключения передач ломаются кромки кулачков, а также кромки шлицев валов и шестерен, а


 
 


иногда ломаются и зубья шестерен. Поэтому механизм выключения сцепления всегда должен
быть хорошо отрегулирован.
Регулировка механизма выключения сцепления.  Для облегчения понимания процесса
регулировки   автоматический   (ножной)   и   ручной   привод   механизма   выключения   сцепления
следует   рассматривать   как   самостоятельные   механизмы,   но   влияющие   на   общую
работоспособность узла. При этом ручной привод следует считать вспомогательным элементом
и   исключать   его   действие   (ослаблением   троса)   на   механизм   выключения   сцепления   перед
регулировкой   механизма   выключения   сцепления.   Регулировку   следует   всегда   начинать   с
ножного механизма. Если обеспечена правильная регулировка ножного механизма, т.е. зазор
между   выжимающим   кулачком,   расположенным   на   валу   переключения   передач,   и   роликом
рычага выключения установлен 0,1-0,3 мм, то регулировка натяжения троса ручного привода не
вызывает затруднений. Достаточно обеспечить свободный ход (ход, не вызывающий движения
деталей механизма выключения) на конце ручного рычага примерно 5-10 мм, и нормальная
работа механизма выключения сцепления будет обеспечена как при действии ножного привода,
так и при действии рычагом, расположенным на руле.
 
 
 
 
Регулировку   механизма   выключения   сцепления   следует   производить   в   следующем
порядке:




Ослабить   натяжение   ручного   привода,   завернув   (укоротив)   штуцер   оболочки
троса сцепления.
Снять правую крышку картера силового агрегата.
Очистить   кистью,   смоченной   в   бензине,   кулачок   1   (рис.   45,   а)   и   ролик   2
автоматического привода.
Проверить величину зазора между кулачком 1 и роликом 2 рычага, для чего надо
подвигать пальцами рычаг 3 к кулачку и обратно. Если зазор между рычагом и
роликом больше нормы, то ощущается свободное перемещение рычага, которое
надо   ликвидировать,   завинчивая   (вращая   по   часовой   стрелке)   регулировочный
винт   4.   Если   свободное   перемещение   рычага   не   ощущается   рукой,   надо
 
                                                

попробовать провернуть ролик. Сделать это можно, например, тонкой отверткой
(рис.   46).   Здесь   возможны   два   варианта:   ролик   свободно   вращается   от
прикосновения отвертки и ролик не вращается. В случае, если ролик вращается
свободно,   механизм   выключения   сцеплением   в   регулировке   не   нуждается
(свободное движение рычага 3 отсутствует) и, следовательно, неисправность была
в   ручном   приводе.   Если   ролик   не   вращается   под   действием   отвертки,   надо
отвернуть (повернуть против часовой стрелки) на 1/6 оборота регулировочный
винт 4 и вновь проверить вращения ролика 2 и таким образом, поворачивая на 1/6
оборота регулировочный винт, добиться свободного поворачивания ролика без
заметного   перемещения   рычага   3.   Следует   помнить,   что   отвинчивание
регулировочного   винта   увеличивает   зазор   между   кулачком   и   роликом,   а
завинчивание - уменьшает. Не рекомендуется поворачивать регулировочный винт
на   несколько   оборотов   без   проверки   зазора   между   кулачком   и   роликом.   При
подрегулировке   механизма   выключения   сцепления   без   снятия   правой   крышки
через имеющиеся в ней отверстия надо поворачивать регулировочный винт не
более,   чем   на   1/6   оборота   с   проверкой   работы   сцепления   на   работающем
двигателе.
Закончив регулировку ножного привода механизма выключения сцепления, надо
отрегулировать   ручной   привод.   Делается   это   вращением   регулировочного
штуцера на оболочке троса сцепления. Штуцер оболочки троса вращают до тех
пор, пока свободный ход конца рычага (ход, не вызывающий движение деталей
механизма   выключения   сцепления)   будет   5-10   мм   (см.   рис.   45,   а).   Если   трос
сцепления не удается нормально натянуть при помощи регулировочного штуцера,
нужно передвинуть на конце троса регулируемый наконечник 14, удлинив или
укоротив свободный конец троса, а затем произвести окончательную регулировку
натяжения троса регулировочным штуцером.
Закончив регулировку, ось ролика 2 и втулку 6 механизма выключения сцепления
необходимо   смазать   маслом,   применяемым   для   коробки   передач.   Затем,
предварительно   протерев   ветошью,   смазать   ролик   и   кулачок   ножного
выключения смазкой, применяемой для смазки подшипников колес; ЦИ-АТИМ-
221 или ЯНЗ-2.
Протерев   ветошью   плоскости   стыка   крышки   и   картера,   закрепить   крышку   на
картере   двигателя.   При   окончательной   затяжке   винтов,   кренящих   крышку   к
картеру, сначала следует затянуть передний винт, а затем задний. Такой порядок
затяжки необходим для того, чтобы не образовалась щель в передней части отсека
генератора.

 

 

 

 

 

Рис. 45. Регулировка механизма выключения сцепления:
а - моделей 559 и 360/00; б - моделей 353/04 и 354/04; 1 - кулачок; 2 - ролик; 3 - рычаг 
автоматического выключения; 4 - регулировочный винт; 5 - шарик; б - втулка; 7 - шток; 8 -
основание механизма выключения сцепления; 9 - рычаг ручного привода; 10 - регулировочный
штуцер; 11 - трос; 12 - упор; 13 - рычаг ручного привода; 14 - наконечник с винтом






Неисправности сцепления мотоциклов Ява-250, Ява-350
 
Прежде чем начать рассмотрение причин, вызывающих неправильную работу сцепления,
следует напомнить, что сцепление работает в масляной ванне. Масло в холодном двигателе и
особенно в холодное время суток и года (утром и тем более после заморозков) имеет большую
вязкость,   чем   при   рабочей   температуре   двигателя.   Поэтому   временные   и   неизбежные


ненормальности в работе сцепления, которые обуславливаются повышенной вязкостью масла у
холодного двигателя, нельзя считать неисправностями. Например, запинание дисков сцепления
и,   как   следствие   этого,   резкое   включение   сцепления   и   шум   в   коробке   передач   при
первом трогании с места после длительной стоянки мотоцикла.
Рассмотрим   основные   неисправности   в   работе   сцепления.   Сцепление   "ведет",   т.е.   не
полностью   разобщает   двигатель   с   коробкой   передач.   Признаком   этого   является   движение
мотоцикла   после   остановки   при   полностью   выжатом   рычаге   сцепления   (с   включенной
передачей).   Основной   причиной   неполного   выключения   сцепления   является   большой
свободный ход в механизме выключения. Он образуется вследствие износа или неправильной
регулировки механизма выключения сцепления.
Сцепление  пробуксовывает,   т.е.   плохо   передает   крутящий   момент  двигателя  в   коробке
передач.   Признаком   пробуксовки   является   возможность   резкого   увеличения   оборотов
коленчатого вала двигателя без заметного увеличения скорости мотоцикла.
Причины пробуксовки сцепления бывают следующие:




Отсутствие   свободного   хода   в   механизме   выключения.   Определяется   эта
неисправность   по   отсутствию   свободного   хода   у   рычага   сцепления,
расположенного   на   руле,   или   по   отсутствию   зазора   между   роликом   рычага
автоматического выключения сцепления и кулачком. Этот  дефект  устраняется
правильной регулировкой сцепления.
Заедание троса в оболочке. Обычно это происходит при повреждении одной или
нескольких   жил   троса,   которые   зацепляются   за   оболочку.   Неисправность
определяется   по   неплавному   возвращению   ручного   рычага   сцепления   в
нормальное положение. В этом случае необходима замена троса.
Износ дисков сцепления и фрикционных вкладышей на дисках, что приводит к
ослаблению   силы, сжимающей  диски.  Износ  пробковых вкладышей наступает
быстро   при   неправильном   пользовании   сцеплением   и   особенно   быстро
прогрессирует,   если   своевременно   не   устранить   обнаруженную   пробуксовку
дисков.


 
Изношенные   диски   заменяют   новыми.   Как   временную   меру   для   улучшения   работы
сцепления   можно   рекомендовать   установку   дополнительных   шайб   под   пружины   сцепления
(рис. 47).
 
 
 
 

 
Резкое   включение   сцепления   может   происходить   при   отсутствии   вышеперечисленных
признаков   неисправности   сцепления   и   при   нормальной   его   регулировке.   Резкое   включение
сцепления   может   наблюдаться   и   в   сочетании   с   вышеперечисленными   неисправностями.
Причины резкого включения сцепления могут быть следующие.




Обрыв (перетирание) одной из жил троса сцепления. Устранятся заменой троса.
Недостаток масла в коробке передач.
Углубления   (выемки)   на   пазах   барабанов   сцепления,   образовавшиеся   от
неправильного пользования сцеплением, а также от злоупотребления мощностью
двигателя. Углубления нарушают плавное перемещение дисков вдоль пазов при
включении или выключении сцепления. Из-за этого диски могут перекашиваться,
в результате чего происходит резкое включение сцепления. Углубления (выемки)
  




устраняются   запиливанием   пазов   барабана   сцепления   или   его   заменой   при
сильном износе.
Чрезмерный   износ   деталей   механизма   выключения   сцепления.   Это   вызывает
образование   перекосов   в   механизме,   что   обусловливает   резкое   включение
сцепления. Устраняется неисправность заменой изношенных деталей.









 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..