Двигатель мотоциклов Ява-250, Ява-350

  Главная      Книги - Мотоциклы     Мотоциклы "Ява" моделей 250, 353/04, 354/04, 559/02, 559/07 и 360/00. Руководство

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Двигатель мотоциклов Ява-250, Ява-350



картеры   и   подавляющее   большинство   деталей   кривошипно-шатунных
механизмов;
звездочки коленчатого вала, так как у двигателя "Ява-350" звездочка имеет 27
зубьев, а у двигателя "Ява-250" - 22 зуба;
моторные (неразъемные) цепи, так как цепь двигателя "Ява-350" имеет 64 звена,
а цепь двигателя "Ява-250" - 60 звеньев.
 
 
 
 
 
Общая характеристика двигателей.


 
Двигатели   мотоциклов   "Ява-250"   и   мотоциклов   "Ява-350"   всех   описываемых   моделей
воздушного охлаждения двухтактные с двухструйной возвратно-петлевой продувкой. Смазка
кривошипно-шатунного механизма и цилиндро-поршневой группы осуществляется топливной
смесью, состоящей из бензина с маслом в пропорции в среднем 20:1.
Двигатели   мотоциклов   "Ява"   изготовлены   из   высококачественных   материалов,
отличающихся высокой износостойкостью, обеспечивающей им длительную работу без замены
деталей.
Двигатели   хорошо   сбалансированы   на   всем   диапазоне   оборотов   коленчатого   вала,   что
обеспечивает   им   спокойную   работу   при   любой   скорости   движения   мотоцикла.   Наиболее
"мягкий" ход имеет двухцилиндровый двигатель мотоцикла "Ява-350".
Двигатель мотоцикла "Ява-250" имеет один цилиндр, стоящий в вертикальной плоскости с
наклоном вперед около 15°. Двигатель мотоцикла "Ява-350" двухцилиндровый с параллельно
расположенными цилиндрами, также стоящими с небольшим (около 15°) наклоном вперед.
Поршни   завод-изготовитель   выпускает   пяти   различных   номинальных   диаметров   -
нормального  и  четырех  ремонтных,  каждый  из  которых  включает  в   себя   три  селекционные
группы - А, В и С. Буква селекционной группы ставится на днище поршня. Поршни, кроме
этого, по диаметрам отверстий для поршневого пальца делятся еще на 2 группы: Х и У. Эти
буквы штампуются на днище рядом с буквами А, В и С. Каждый следующий ремонтный размер
поршня отличается от предыдущего на 0,25 мм.
Принадлежность поршня к ремонтному размеру обозначается римскими цифрами I, II, III
или IV.
Цилиндры выпускаются только нормального размера с делением их на три селекционные
труппы - А, В и С. Буква селекционной группы ставится на верхней плоскости цилиндра.
При ремонтах зеркало цилиндра обрабатывается до размеров, соответствующих размерам
ремонтных   поршней.   При   этом   зазор   между   поршнем   и   цилиндром   в   холодном   состоянии
должен быть равен 0,0007-0,0008 мм.
Поршневые   пальцы   завод-изготовитель   выпускает   нормальных   размеров   015   мм   у
мотоциклов   "Ява-350"   всех   моделей   и   мотоциклов   "Ява-250"   модели   353/04   и   018   мм   у



мотоциклов "Ява-250" моделей 559/02,559/04, а также ремонтных размеров 015,05 мм, 015,10
мм, 0 8,05 мм, 018,10 мм.
Поршневые   пальцы   каждого   размера   в   зависимости   от   фактического   диаметра
маркируются одной или двумя черточками, нанесенными на торце пальца. Палец с одной чертой
следует устанавливать в поршень с обозначениями У, а палец с двумя черточками - в поршень,
имеющий обозначение X. Соответствующий размер должна иметь и втулка верхней головки
шатуна.
При установке на двигатель новых поршней и цилиндров нужно подбирать цилиндры и
поршни   одного   и   того   же   номинального   диаметра   и   одинаковой   селекционной   группы   с
одинаковыми обозначениями. Только при соблюдении этого условия между зеркалом цилиндра
и поршнем будет обеспечен нормальный рабочий зазор.
Зазор  между цилиндром  и поршнем  в  холодном  состоянии  должен  быть равен 0,0007-
0,0008   мм.   При   нагревании   двигателя   он   доходит   до   0,02   мм.   Поршневые   компрессионные
кольца  также   изготовляются   пяти   диаметров   (без   деления   на   селекционные  группы).  Таким
образом, поршень каждого номинального диаметра имеет кольца соответствующего размера.
Перед   установкой   на   поршень  новых   компрессионных   колец   нужно   проверить  зазор   в
замке кольца, образующийся в цилиндре двигателя. Для проверки зазора в замке кольца следует
установить кольцо в цилиндр без перекоса на расстоянии 30 мм от верхнего края, зазор в замке
должен быть не менее 0,2 мм (рис. 37) и не более 0,8 мм.
 
 
 

 
Может оказаться, что у нового кольца, вставленного в старый (работавший) цилиндр, зазор
в   замке   больше   0,8   мм.   Это   сигнализирует   о   том,   что   зеркало   цилиндра   износилось   и   его
необходимо растачивать.
У изношенного кольца, вставленного в цилиндр, зазор в замке превышает 1,5 мм.
Профилактическое обслуживание.
В процессе эксплуатации мотоцикла необходимо:




применять   рекомендованные   горюче-смазочные   материалы,   помня,   что
двигатель без масла в топливе нельзя заводить;
соблюдать рекомендации завода-изготовителя по регулировочным параметрам
системы зажигания и карбюратора;
во избежание внезапного выхода из строя прокладок вследствие прорыва газов
систематически проверять затяжку гаек на шпильках цилиндра;
систематически очищать охлаждающие ребра головок и цилиндров от грязи;
периодически   производить   очистку   камеры   сгорания,   головки   цилиндра,
днища   поршня,   выпускных   и   перепускных   каналов   от   отложений   нагара.


 
Причины, вызывающие отложение нагара. В процессе работы двигателя на поверхностях
деталей,   соприкасающихся   с   горячими   газами,   оседает   часть   твердых   продуктов   сгорания
топлива и масла, образуя иногда довольно толстый слой нагара.
Интенсивность нагарообразования особенно возрастает под влиянием таких факторов:
 
1) применение долго хранившегося бензина;
2) применение для составления смеси горюче-смазочных материалов низкого качества;
3) превышение нормы масла в составе топливной смеси;
4) чрезмерное обогащение горючей смеси;



 
5) позднее зажигание;
6) забитая отложениями нагара система выпуска; (Последнее способствует чрезмерному
увеличению   нагара   в   камере   сгорания   и   в   выпускных   окнах   цилиндра;   следует
учитывать,   что   нагар,   закрывающий   наполовину   и   более   выпускные   окна,   резко
изменяет   продувку   двигателя,   ухудшает   наполнение   двигателя   рабочей   смесью   и
снижает его мощность; остатки отработавших газов в камере сгорания способствуют
возникновению детонации в двигателе);
7) продолжительная   езда   на   низких   и   средних   скоростях   движения,   так   как
нагар   интенсивнее   и   в   большем   количестве   откладывается   в   двигателях
мотоциклов,   эксплуатируемых   на   средних   режимах   нагрузки   (50-60   км/ч),   чем   в
двигателях мотоциклов, эксплуатируемых со скоростью, близкой к максимальной (90-
100 км/ч).
 
Эксплуатация мотоциклов с большими скоростями и с большой нагрузкой характерна для
дальних туристских пробегов. Туристам не следует бояться чрезмерного образования нагара в
поездке,   хотя   мотоцикл   часто   заправляют   не   всегда   хорошими   по   чистоте   и   качеству
нефтепродуктами.
Большого количества нагара в двигателе во время путешествий обычно не образуется, если
перед   поездкой   были   очищены   выпускные   окна   в   цилиндрах   и   акустические   элементы   в
глушителях (трубки акустических элементов желательно прожигать и в путешествии примерно
через 3000-5000 км).
Для того чтобы замедлить процесс отложения нагара на деталях кривошипно-шатунного
механизма,   удаление   нагара   с   которых   требует   разборки   двигателя,   необходимо   соблюдать
определенные правила:





для   смешивания   с   бензином   применять   высококачественные   масла   марок   МС,
МК;
тщательно приготавливать топливную смесь;
при езде по очень пыльным дорогам через 5-6 ч езды вытряхивать бумажный
микрофильтр,   промывать   и   смазывать   маслом   сетку   контактно-масляного
воздухофильтра:
своевременно переключать передачи, не допуская работы двигателя "внатяг", так
как   это   кроме   интенсивною   нагарообразования   вообще   вредно   для   деталей
кривошипно-шатунного механизма и способствует их преждевременному износу;
системы питания и зажигания должны быть всегда отрегулированы для получения
оптимальной мощности двигателя;
чаще, чем рекомендуется в заводской инструкции, очищать трубки акустических
фильтров глушителей шума выпуска (через 2000-3000 км, а не через 5000 км, как
рекомендуется   в   заводской   инструкции).   Если   руководствоваться
вышеизложенными принципами и правилами, то необходимость очистки деталей
кривошипно-шатунного   механизма   от   нагара   возникает   примерно   после
окончания обкатки (5000 км), а затем примерно через 10 тыс. км, т.е. практически
раз в сезон во время зимних профилактических работ.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..