5. Силовой агрегат мотоциклов "ЯВА-250"
и "ЯВА-350"
Общая характеристика силовых агрегатов
Двигатель, моторная передача, механизм сцепления, пусковой механизм и
коробка передач
у обеих моделей объединены общим картером в один силовой блок (агрегат).
Силовые агрегаты
"Ява-250" и "Ява-350" имеют сходную компоновку и много взаимозаменяемых
(одинаковых)
деталей и механизмов, но картеры у них разные.
Вначале рассмотрим общее устройство и компоновку силовых агрегатов
"Ява-250" и "Ява-
350", а затем устройство их механизмов.
Силовой агрегат "Ява-250" (рис. 35). Картер состоит из левой 13 и правой
16 горловин,
стягивающихся винтами. Плотность сборки половин картера по
плоскости разъема
обеспечивается высоким качеством обработки стыкующихся поверхностей.
Рис. 36. Подшипники, сальники и другие детали картера силового агрегата
"Ява-350"
модели 354/04:
1 - втулка левой крышки картера; 2 - левая крышка картера; 3 и 17 –
сальники цапф
коленчатого вала: 4, 16, 19 и 27 - стопорные кольца: 5 и 15 – коренные
подшипники; 6 - вал с
шестерней привода спидометра; 7 - сальник; 8 – левая половина картера; 9
и 25 - винты,
фиксирующие среднюю перегородку коленчатого вала; 10 и 21 - установочные
втулки картера;
11 - втулки верхних головок шатунов; 12 - коленчатый вал; 13 - правая
половина картера; 14 -
правая крышка картера; 18 - сальник звездочки вторичного вала; 23 –
втулки вала механизма
переключения передач; 24 - вкладыш картера; 26 – подшипник первичного
вала.
Внутренние полости картера образуют два изолированных друг от друга
отсека.
В переднем герметичном отсеке, называемом кривошипной
камерой, расположен
коленчатый вал 15 двигателя со смонтированным на нем шатуном, в верхней
головке которого
при помощи пальца установлен поршень.
Узлы коренных подшипников и цапфы коленчатого вала
уплотняются. Резино-
металлический самоподжимаюшийся сальник у двигателя
мотоцикла "Ява-250" установлен
только на правой цапфе, а с левой стороны установлено
лабиринтное уплотнение,
расположенное между двумя коренными подшипниками левой цапфы коленчатого
вала.
На передней части картера при помощи шпилек и гаек укреплен цилиндр 11 с
головкой 10.
В заднем отсеке расположены шестерни и валы коробки
передач 4 и механизм
переключения передач 3, состоящий из вала 5, кулисы и вилок с валом 8.
Картер имеет две
крышки. Под левой крышкой 9 расположены: вал 14 с шестерней привода
спидометра, вал 8
рычага переключения передач и имеет общую с ней масляную ванну. Под
правой крышкой 17
смонтированы: механизм выключения сцепления 1, ведущая звездочка 2
главной передачи и
генератор 18 с укрепленными на нем реле-регулятором, прерывателями и
конденсаторами.
Силовой агрегат "Ява-350". Силовой агрегат "Ява-350" имеет аналогичную
компоновку, но
его картер отличается от картера силового агрегата
"Ява-250". Отличие вызвано наличием
двухцилиндрового двигателя.
На передней части картера силового агрегата "Ява-350"
установлены два цилиндра,
каждый на трех шпильках. Сверху цилиндров на этих же
шпильках установлены головки
цилиндров. Так же как и у двигателя "Ява-250", на
верхнюю резьбовую часть шпилек
навинчиваются и затягиваются гайки с плоскими шайбами.
В кривошипном отсеке картера также помещен коленчатый вал, но коленчатый
вал 12
двигателя "Ява-350" (рис. 36) имеет два шатуна и соответственно с этим
другую конструкцию.
Для того чтобы можно было вставить коленчатый вал с шатунами в половины
картера (и
вынуть из него), в них сделаны пазы, которые при сборке картера
заполняются вкладышем 24.
Узлы коренных подшипников и цапф (левой и правой) коленчатого вала
уплотняются с
помощью резино-металлическик сальников 3 и 17.
У мотоциклов "Ява-350" всех описываемых моделей, а у мотоциклов
"Ява-250" модели
353/04 под цилиндром также и на картере установлен на
шпильках фланцевый карбюратор
серии СБД. В этом месте в картере выполнен впускной канал.
У мотоциклов "Ява-250" моделей 560/02, 560/04 фланцевый карбюратор серии
СД или СБД
(в зависимости от модели) крепится также на шпильках, но к цилиндру, а
не к картеру.
Взаимозаменяемыми деталями силовых
агрегатов "Ява-250" и "Ява-350", выпущенных
заводом одновременно, являются:
1) педаль переключения передач и пускового механизма;
2) вал педали переключения передач и пускового механизма;
3) пусковой механизм;
4) муфта сцепления;
5) вал механизма переключения передач;
6) все детали механизма переключения передач;
7) шестерни и валы коробки передач;
8) контакт электрического указателя нейтрального положения в коробке
передач;
9) детали механизма выключения сцепления;
10) ротор генератора, а также и статор при условии замены деталей
прерывателя, клеммной
колодки и деталей крепления конденсаторов;
11) детали крепления и уплотнения звездочки вторичного вала;
12) все подшипники, втулки и сальники, находящиеся в картерах силовых
агрегатов "Ява-
250" и "Ява-350". Исключение составляют лабиринтное
уплотнение, установленное
только на левой цапфе коленчатого нала двигателя "Ява-250", и резиновый
сальник,
уплотняющий торцовую часть вала привода спидометра,
установленный только у
двигателя "Ява-250".
Размеры втулок, подшипников и сальников приведены в приложениях 2 и 3.
На рис. 35 картер силового агрегата "Ява-250" имеет запрессованные
втулки, подшипники
и сальники, а из картера силового агрегата "Ява-350", изображенною на
рис. 36, подшипники,
втулки и сальники выпрессованы. Различными
(невзаимозаменяемыми) деталями силовых
агрегатов "Ява-250" и "Ява-350" являются: