Неисправности в системе электрооборудования мотоциклов Ява-250, Ява-350

  Главная      Книги - Мотоциклы     Мотоциклы "Ява" моделей 250, 353/04, 354/04, 559/02, 559/07 и 360/00. Руководство

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

Неисправности в системе электрооборудования мотоциклов Ява-250, Ява-350
 
Для   проверки   и   ремонта   электрооборудования   мотоцикла   кроме   знаний   необходимы
некоторые простейшие приборы, так как найти в электрооборудовании неисправность "на глаз"
и "на ощупь" бывает очень трудно, а иногда и совсем невозможно. Как минимум, нужно иметь
контрольную переносную лампу, а еще лучше так называемый пробник (рис. 29).



 

 

Рис. 29. Простейший пробник:
1 - зажимы типа "крокодил"; 2 - сигнальная лампа; 3 - соединительный провод.


 

 

 

 

Неисправности аккумулятора мотоциклов Ява-250, Ява-350

 

 


Понижение уровня электролита в аккумуляторе - первое, с чем приходится сталкиваться
мотоциклисту,   происходит   как   от   естественного   испарения   воды   из   электролита,   так   и   в
результате электролиза воды при подзарядке аккумулятор генератором. Уровень электролита
восстанавливается добавлением в аккумулятор дистиллированной воды.
Окисление  клемм аккумулятора  происходит в  результате химических реакций и может
быть   причиной   нарушения   контактов   между   аккумулятором   и   проводкой.   Устраняется
окисление зачисткой проводов (клемм) аккумулятора и контактов проводников с последующим
покрытием их слоем защитной смазки (вазелином, солидолом).
Положительный результат достигается также при замене серийных болтов, гаек и шайб
крепления   клеменных   наконечников   проводов   к   клеммам   аккумуляторной   батареи
соответствующими   деталями,   изготовленными   из   нержавеющей   кислотостойкой   стали,
например 1Х1КН9Т.
Саморазряд   и   сульфитация   происходят   в   аккумуляторе   в   процессе   его   эксплуатации   и
избежать   их   практически   невозможно.   Этот   процесс   во   время   эксплуатации   батареи   можно
лишь уменьшить (замедлить). Саморазряд проявляется как уменьшение емкости аккумулятора,
когда он находится в состоянии, покоя, т.е. не работает.
 
Для уменьшения саморазряда необходимо:




приготавливая   электролит,   применять   только   химически   чистую   серную
кислоту и дистиллированную воду;
электролит   приготавливать   только   в   чистой   керамической   или   другой
химически   нейтральной   посуде;   стеклянную   применять   опасно,   так   как   она
может лопнуть (конечно, кроме специальной лабораторной);
дозировать электролит до нормального уровня только дистиллированной водой;
оберегать   аккумулятор   от   попадания   грязи   во   время   его   зарядки   и
доливки;
систематически   протирать   наружную   поверхность   аккумулятора   содовым
раствором.


 
Сульфатация   -   это   процесс   образования   на   пластинах   белых   кристаллов   сернокислого
свинца.
При   нормальной   эксплуатации   аккумуляторной   батареи   ее   пластины   покрываются
мелкими, пропитанными электролитом кристалликами. Этот процесс сопутствует нормальной
разрядке   аккумулятора   и,   будучи   обратимым,   идет   в   обратном   направлении   при   зарядке
аккумулятора. Если надолго оставить стоять разряженный аккумулятор, например на зимний
период, процесс сульфитации перейдет к другую стадию, когда образуются крупные кристаллы



 
сернокислого   свинца,   резко   нарушающие   протекание   электрохимических   процессов   в
аккумуляторе. Удалить крупные кристаллы бывает очень трудно.
Сульфатация уменьшает емкость аккумулятора и может привести к полному выходу его из
строя. Основной причиной сульфитации мотоциклетного аккумулятора является недостаточная
его подзарядка во время эксплуатации. Иначе говоря, сульфатация проявляется и усиливается
тогда, когда расход энергии аккумулятора превышает ее восполнение.
Систематическая   недозарядка   аккумулятора   происходит   в   результате   неисправности
генератора, особенно при эксплуатации мотоцикла преимущественно в темное время суток, так
как   при   этом   энергия,   вырабатываемой   генератором,   не   хватает   для   обеспечения   всех
потребителей и нормальной подзарядки аккумулятора или в результате ненормальной работы
реле-регулятора.
Для   предупреждения   сульфатации   необходимо   содержать   аккумулятор   в   хорошо
заряженном состоянии, а при появлении признаков недозарядки – периодически (минимально
раз в три месяца) снимать его с мотоцикла и подзаряжать от зарядного устройства. Не реже двух
раз в месяц необходимо проверять уровень электролита в банках и при понижении его доливать
аккумулятор дистиллированной водой.
Короткое замыкание между пластинами аккумуляторов в батарее может происходить, если
на дне их банок накопилось много выкрошившейся из пластин активной массы. Чтобы этого не
произошло, старый аккумулятор один раз в год следует промывать дистиллированной водой
(перед зарядкой), а лучше всего такую батарею заменить новой.
Следует   отметить,   что   в   затрудненном   пуске   двигателя   никогда   не   бывает   виноват
аккумулятор.   Если   даже   слабо   горят   (но   не   гаснут)   контрольные   лампочки   в   спидометре,
мотоцикл всегда можно завести педалью пускового механизма.
В   случае   полного   отказа   аккумуляторной   батареи   можно   завести   двигатель
мотоцикла "с хода".
Трещины   аккумуляторных   банок   возникают   при   слабом   или   чрезмерно   сильном
натяжении ленты крепления аккумулятора в ящике, в особенности при отсутствии резиновой
прокладки. Трещины могут возникнуть и по другим причинам. Иногда встречаются дефекты и
банках  (банка   с  норами).  В  этом  случае  электролит  понемногу  просачивается  через  поры  в
стенке банки.
Обнаруженные трещины и просачивание электролита нужно устранять немедленно, так
как кроме выхода из строя аккумулятора вытекающий электролит портит детали мотоцикла.
Для ремонта аккумуляторной банки можно использовать клей БФ-2 или бакелитовый лак.
 

 

 

 

 

Неисправности генератора мотоциклов Ява-250, Ява-350

 


Наиболее   вероятными   неисправностями   в   работе   генератора   следует   назвать
механические,   т.е.   неисправное   и,   возникающие   в   результате   износа   или   неправильной
установки отдельных деталей и узлов.
Рассмотрим основные неисправности генератора.
Генератор работает с перебоями или не дает тока (контрольная лампочка мигает или не
гаснет при работе двигателя на средних оборотах, т.е. при скорости движения мотоцикла 30-50
км/ч), причины отсутствия напряжения на клеммах генератора могут быть следующие.


Плохой контакт щеток с коллектором: а) заедание щеток в щеткодержателях в
результате   загрязнения   их   угольной   пылью,   заедания   провода   в   щели
щеткодержателя или других причин, которые обнаруживаются во время осмотра;
б)   износ   щеток   до   длины   менее   8   мм;   в)   ослабление   пружины   щеток   или
соскакивание защелки пружины с выступов щеткодержателя.
  Неправильная установка щеток в щеткодержателях после их осмотра (щечка не
попала радиусом на коллектор). Для очистки щеток и щеткодержателей их надо
вынуть из генератора и промыть бензином. Изношенные щетки или ослабленные
пружины   надо   заменить.   После   осмотра   щеток   или   при   установке   новых
рекомендуется   сделать   на   их   концах,   прилегающих   к   коллектору,   фаски,   как
показано на рис. 30.
 


Замыкание на массу отрицательной (изолированной от массы) щетки. Это может
произойти   из-за   нарушения   изоляции   провода   щетки   или   в   результате
образования   токонроводяшего   мостика   из   угольной   пыли,   образующейся   в
результате   износа   щеток.   Угольную   пыль   с   изоляционной   пластинки   надо
удалить, а нарушенную изоляцию проводника восстановить.
Загрязненность   коллектора   и   межпламенных   промежутков   и   износ   пластин
коллектора   до   уровня   изоляции.   Нарушение   изоляции   между   пластинами
коллектора происходит в результате заполнения пазов межламельной изоляции
спресованной грязью и угольной пылью. Нормальный коллектор должен иметь
гладкие   блестящие   пластины   и   чистые   межламельные   углубления   изоляции.
Износ пластин коллектора наступает, как правило, после износа нескольких пар
щеток или в результате чистки пластин грубой шкуркой.
Если пластины коллектора в процессе эксплуатации износились и межламельная
изоляция стала вровень с ними. необходимо пластины коллектора проточить и
прошлифовать, а изоляцию углубить, придав ей необходимую форму (рис. 31).
Предварительный осмотр коллектора можно произвести, не снимая статора, а для
очистки   коллектора   и   для   углубления   изоляции   между   его   пластинами   статор
генератора необходимо снять с картера. 5. Ослабление контактов наконечников
проводов   в   клеммной   колодке   или   замыкание   их   на   массу.   Если   обнаружена
ненормальная   работа   генератора,   наконечники   проводов   следует   осмотреть   и
удалить их от массы. Следует также проверить затяжку гаек, крепящих клеммы.
Эти гайки расположены с внутреннейстороны клеммной колодки.
Вода и грязь, попавшие на реле-регулятор и генератор. Чтобы пыль и вода не
попадали   на   генератор   и   реле-регулятор,   во   время   эксплуатации   мотоцикла
необходимо   следить   за   плотностью   прилегания   правой   крышки   к   картеру
двигателя.
Только   если   все   перечисленное   в   предыдущих   пунктах   находится   в   полной
исправности,   причину   ненормальной   работы   генератора   можно   искать   в   реле-
регуляторе.   При   этом   следует   еще   раз   обратить   внимание   на   сложность   его
регулировки в условиях индивидуальной эксплуатации, поэтому для устранения
дефектов,   связанных   с   неисправностями   реле-регулятора,   мотоциклисту,   не
имеющему специальной электротехнической подготовки, лучше всего заменить
реле-регулятор исправным или обратиться в специализированную мастерскую.
 
 
 


 
Неисправности в системе зажигания.  Как правило, основные неисправности в системе
зажигания   возникают   в   результате   небрежности   при   обслуживании   или   вследствие
ненормального режима эксплуатации ее приборов.
К   ненормальному   режиму   эксплуатации   можно   отнести   "незамеченное"   нарушение
зазора   между  электродами   свечи  (чрезмерное  увеличение),  которое   может  вывести  из   строя
катушку зажигания; установку свечи, не соответствующей тепловому режиму двигателя (свеча
слишком "холодная"), что вызывает замасливание свечи и перебои в искрообразовании и т.д.
Подобных примеров можно привести множество.
 

Рис. 31. Виды дефектов межламельной изоляции коллектора и углубление изоляции:
а   -   неправильно   углубленная   изоляция;   б   -   правильно   углубленная   изоляция;   в   - 
неуглубленная изоляция; 1 - инструмент; 2 - пластина коллектора


 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..