3. Система выпуска двигателя мотоциклов Ява-250,
Ява-350
Устройство
Система выпуска отработавших газов начинается в цилиндре двигателя с
выпускного окна,
разделенного у двигателя "Ява-350" перегородкой и
переходящего в выпускной патрубок
цилиндра. У двигателя "Ява-250" выпускное окно также разделено
перегородкой, которое далее
расширяется и образует два выпускных патрубка, к которым
крепятся выпускные трубы.
Система выпуска состоит из выпускного патрубка цилиндра, начинающегося
выпускным окном,
выпускной трубы и глушителя шума выпуска. Заканчивается
система выпуска щелями,
образующимися между трубкой акустического фильтра и концевой вставкой
(между трубками и
концевыми вставками). На мотоциклах более поздних выпусков
концевая вставка не
устанавливается.
Выпускная труба одним концом прикрепляется к патрубку цилиндра накидной
фасонной
гайкой, второй конец выпускной трубы входит в корпус глушителя. Место
стыка выпускной
трубы и выпускного патрубка цилиндра уплотняется с помощью
медно-асбестовой прокладки.
Прорыв газов между корпусом глушителя и трубой предотвращается
установкой сальниково-
асбестового уплотнения, которое находится в гайке корпуса
глушителя и поджимается к
выпускной трубе и торцу корпуса глушителя при
затягивании гайки. Выпускные трубы у
двигателей "Ява-250" и "Япа-350" разные, кроме тою, они; различаются как
правая и левая.
Глушитель шума выпуска. Корпус глушителя 1 (рис. 8) имеет сигарообразную
форму.
Внутри него расположены пять акустических перегородок 4 с отверстиями в
центре. Задняя
перегородка кроме центрального отверстия имеет еще
отверстия 10 для прохода газов. В
центральные отверстия трех задних перегородок вставлена трубка 5
акустического фильтра. В
конце трубки укреплена концевая вставка 6, образующая три сегментные
щели 9 для выхода
отработавших газов. Концевая вставка и трубка акустического фильтра
фиксируются в конце
корпуса глушителя винтом 7 гайкой 8.
Корпус глушителя крепится к раме мотоцикла в четырех точках: две шпильки
2 крепления
глушителя к раме находятся в передней части глушителя.
На этих шпильках установлены
термоизоляционные металлоасбестовые шайбы. К середине
корпуса глушителя прикреплен
двумя винтами кронштейн 3, который, в свою очередь, крепится (вместе с
подножками для
пассажира) к раме мотоцикла двумя болтами.
Окончательная форма глушителя и его перегородок (акустических элементов)
подбирается
после многочисленных лабораторных и дорожных испытаний.
Почти всякое изменение
подобранных элементов, в том числе и засорение системы выпуска нагаром,
вызывает либо
уменьшение мощности двигателя, либо увеличение расхода топлива, либо
возрастание шума
выхода отработавших газов или комбинацию из
вышеперечисленных недостатков в работе
системы выпуска.
Единственно допустимая переделка системы выпуска мотоциклов
"Ява" заключается в
укорочении (отрезанием внутреннего конца) трубок акустического фильтра
до 110 мм. Это дает
некоторое увеличение мощности двигателя при работе на малых оборотах
коленчатого вала.
Однако при этом увеличивается звук выхлопа, поэтому
такая переделка системы выпуска
возможна лишь в сельской местности, где она является даже
целесообразной, так как мотоцикл
там эксплуатируется но плохим дорогам на малых и средних скоростях
движения.
Удаление всей трубки акустического фильтра, кроме
чрезмерного повышения шума
выхлопа, вызывает увеличение расхода топлива.
Система выпуска двухтактного двигателя заслуживает большего внимания,
чем ей обычно
уделяют мотоциклисты.
Во время эксплуатации мотоцикла в выпускном окне и в патрубке цилиндра,
а также на
внутренней поверхности труб и глушителей откладывается часть продуктов
сгорания. Особенно
чувствительны к осадкам трубки акустических фильтров,
вставленные в перегородки
глушителей шума выпуска. Продукты выхлопа, оседающие в
системе выпуска, сначала
находятся в жидком смолообразном состоянии и при работе двигателя
частично выбрасываются
из глушителя. Оставшиеся же в системе выпуска смолистые отложения со
временем переходят в
твердое состояние. В результате проходные отверстия в акустическом
фильтре относительно
быстро (если учитывать только пробег мотоцикла)
уменьшаются вплоть до их полной
закупорки.
После длительной эксплуатации без чистки отверстия в
акустическом фильтре бывают
настолько забиты нагаром, что нарушается продувка
двигателя и в результате появляется
склонность к возникновению детонации и уменьшается его мощность.
Детонация и уменьшение мощности двигателя - явления явно
нежелательные. Отсюда
вытекает необходимость систематической очистки от нагара
системы выпуска и особенно
трубок акустических фильтров глушителей, так как трубки наиболее
подвержены отложению
осадков и в то же время они являются наиболее легкодоступными (для
чистки) элементами
системы выпуска.
Очищать трубки акустических фильтров нужно не только для
того, чтобы двигатель
развивал максимально возможную мощность. При систематической
очистке трубок реже
возникает необходимость очистки выпускных труб, корпусов
глушителей и камер сгорания
двигателя.
Решая вопрос, чистить систему выпуска или нет, нужно
учитывать время, за которое
мотоцикл прошел то или иное количество километров. Так мотоцикл,
прошедший 10000 км без
длительных перерывов, например во время путешествия в течение
одного-двух месяцев, может
иметь меньше отложений газа в системе выпуска, чем мотоцикл, прошедший
3000 км за три
года.
Первую очистку акустических фильтров завод-изготовитель рекомендует
произвести через
2000 км пробега, а затем через каждые 5000 км. Учитывая особенности
эксплуатации мотоцикла
с применением горюче-смазочных материалов, отличающихся от
рекомендуемых (заводом-
изготовителем, можно рекомендовать следующие сроки очистки
системы выпуска; если
мотоцикл эксплуатируется интенсивно и ежедневно, то первую очистку
трубок акустического
фильтра следует произвести через 1000 км пробега, затем через 2000-3000
км. Если мотоцикл
эксплуатируется не ежедневно и общий пробег в сезоне
мал, первую очистку трубок
акустическою фильтра также следует провести через 1000 км пробега, затем
в конце сезона
независимо от пробега перед установкой мотоцикла на консервацию.
Производить очистку системы выпуска следует именно в конце сезона
эксплуатации, а не в
начале следующего сезона, так как свежий нагар удаляется легче, чем
после зимнего хранения
мотоцикла.
Для удаления отложений с трубки акустического фильтра ее следует извлечь
из корпуса
глушителя при помощи приспособления 1, сделанного из проволоки Ж 4-5 мм
(рис. 9).
Порядок проведения операций при этом должен быть следующий.
1. Развинтить на конце корпуса глушителя винт с гайкой и вынуть концевую
вставку.
2. С помощью приспособления 1 извлечь из корпуса
глушителя внутреннюю трубку
акустического фильтра. При этом зацеплять крючками
приспособления нужно за
отверстия, предназначенные для прохода газов и
расположенные внутри трубки.
Нельзя зацеплять за отверстия расположенные с самого края трубки и
предназначенные
для крепежного винта.
3. После извлечения трубку нужно прожечь паяльной лампой, на костре или
в пламени
ацетиленово-кислородной горелки. Образовавшийся после этого
шлак легко
соскабливается и отлетает при постукиваний по трубке.
4. Вставляется трубка в глушитель в порядке, обратном извлечению. Нельзя
стучать по
торцу трубки при ее установке в корпус глушителя, так как от ударов
стенки трубки
сминаются. Если трубка вставляется очень туго, нужно спилить напильником
на трубке
места, которые затрудняют ее установку в перегородки корпуса.
Один раз в сезон (лучше в конце сезона) необходимо удалять нагар из
выпускных окон и
каналов цилиндра двигателя, и минимум раз в два сезона чистить выпускные
трубы и корпусы
глушителей.
Выпускные трубы очищаются протягиванием через них
проволочного "ерша" или
скребками. Корпус глушителя (внутри) можно прожечь
паяльной лампой, направив форс
пламени внутрь глушителя, по ходу газов, не допуская его перегрева, так
как при перегреве
может испортиться хромовое покрытие. Для очистки корпуса
глушителя можно применять
раствор каустика или другие растворители (оберегая при этом хромовое
покрытие).
Рис. 9. Извлечение трубки акустического фильтра из корпуса глушителя
шума
выпуска