Компоненты системы питания мотоциклов Ява-250, Ява-350
Топливный бак. Топливный бак емкостью 13 л, изготовленный из тонкого
стального
листа, имеет в нижней части объемную перегородку. Она в какой-то мере
уменьшает боковые
перемещения топлива в баке при наклонах мотоцикла, что, в свою очередь,
облегчает
управление мотоциклом. Из-за этой перегородки баки мотоциклов "Ява"
имеют одну
особенность: у них как бы два запасных резерва топлива. Чтобы
использовать основной из них,
надо повернуть рукоятку топливного краника вверх. И когда он
израсходован, можно, наклонив
мотоцикл на левый бок, перелить из правой половины бака в левую немного
топлива,
которого хватает еще на 3-4 км пути. Спереди и сзади к баку приварены
кронштейны с
овальными отверстиями для болтов, крепящих его на раме мотоцикла.
В верхней части бака имеется наливная горловина, закрываемая пробкой с
прокладкой из
маслостойкой резины. Пробка топливного бака имеет систему отверстий -
внутри пробки. В
процессе эксплуатации необходимо следить за чистотой этих отверстий. В
наливной горловине
под пробкой расположен съемный сетчатый топливный фильтр.
Перед началом эксплуатации нового мотоцикла наливную горловину бака под
пробкой
нужно очистить от краски, которая, скалываясь от ударов ободка сетки и
попадая в бак, может
засорить топливный краник и карбюратор. Бак нужно тщательно промыть
керосином, затем
прополоскать бензином.
Топливный краник. Топливный краник (рис.1) ввинчивается в левую часть
бака.
Соединение бака с краником уплотняется фибровой прокладкой 1. Краник
изготовлен из
цинкового сплава, и поэтому требует аккуратного обращения во время
завинчивания его в бак.
Краник имеет две приемные трубки. Высокая трубка 3 служит для приема
основного запаса
топлива, а низкая, заборное отверстие 4 которой расположено вокруг
высокой трубки на уровне
верхнего края корпуса 5, - для резервного. Обе трубки закрыты сетчатым
топливным фильтром
2, изготовленным в виде полого цилиндра.
Рукоятка 6 топливного краника имеет четыре
положения. В любом из двух горизонтальных
положений поступление топливной смеси в карбюратор закрыто. В положении
рукоятки "вниз"
открыто поступление основного запаса топлива: в положении
рукоятки "вверх" открыто
поступление резервной части топлива, которого достаточно
для пробега около 30 км. Для
безотказной работы краника достаточно заливать в бак
чистую топливную смесь и
периодически устанавливать рукоятку краника в положение подачи
резервного запаса топлива,
чтобы в его приемной трубке и в каналах не
скапливались мельчайшие частицы мусора,
которые со временем могут затвердеть (спрессоваться) и
помешать выходу топлива, когда
потребуется использовать резервный запас. В результате потребуется
продувка краника или его
вывинчивание для прочистки каналов.
Один раз в год (лучше зимой во время проведения межсезонной
профилактики) краник
необходимо вывернуть из бака, промыть в бензине, а если имеются
смолистые отложения - в
ацетоне, и продуть, не разбирая, в "основном" положении и в положении
"резерв".
Топливопровод. Топливопровод изготовлен из маслобензостойкого
или пластикового
шланга. В процессе эксплуатации нужно следить за его плотной посадкой на
штуцерах краника
и поплавковой камеры. Топливопровод надежно служит
несколько лет. Если посадка
топливопровода на штуцерах ослабла или на нем начинают появляться
трещины, его следует
заменить.
Воздухофильтр. Воздухофильтр с глушителем шума впуска
объединен в один узел.
Корпус глушителя шума впуска изготовлен из пластмассы и
закрывается крышкой у
мотоциклов "Ява-250" плоской (рис. 2), а у мотоцикла "Ява-350" -
воронкообразной (рис. 6).
Рис. 2. Разрез глушителя шума впуска с воздухофильтром мотоцикла
"Ява-250" и
схема его работы (стрелками показано направление движения воздуха):
1 - резиновая муфта; 2 - микрофильтр; 3 - крышка; 4 - запорная скоба; 5
- вставка; 6 -
корпус
Рис. 3. Детали глушителя шума впуска с
микрофильтром мотоцикла "Ява-250"
модели 360/00:
1 - крышка корпуса; 2 - микрофильтр: 3 и 10 - винты; 4 и 9 – запорные
крючки; 5 и 7 -
болты; 6 и 8 - гайки; 11 - корпус; 12 - резиновая муфта
Крышка закрепляется на корпусе глушителя у "Явы-250" пружинной скобой, а
у "Явы-350"
- двумя крючками. С впускным патрубком карбюратора корпус соединяется
резиновой муфтой.
Внутри корпуса помещается акустическая вставка, на которой
устанавливаемся воздушный
фильтр.
На мотоциклах "Ява-250" до 1966 г. устанавливались сухие
микрофильтры овальной
формы, а с 1966 г. устанавливаются сухие микрофильтры одинаковой
цилиндрической формы.
Микрофильтр имеет форму полого цилиндра, армированного с
торцов пластмассовыми
кольцами. Микрофильтр изготавливается из пористой бумаги,
пропитанной специальным
составом. Для того, чтобы в двигатель поступал только очищенный
(прошедший через стенки
микрофильтра) воздух, надо не допускать появления щелей
в соединениях микрофильтра с
корпусом глушителя, а также резиновой муфты с корпусом глушителя с
выпускным патрубком
карбюратора.
В случае образования щелей в вышеперечисленных соединениях
неочищенный воздух
будет легко проходить через них в двигатель, минуя
воздушный фильтр, что, конечно,
недопустимо. Очистка воздухофильтров. Микрофильтр необходимо
периодически вынимать из
корпуса и очищать.
Очистка микрофильтра производится путем вытряхивания из него пыли или,
еще лучше,
продувкой воздухом изнутри (против рабочею хода). Бумажный микрофильтр
задерживает даже
мельчайшие пылинки, что не может сделать сетчатый
контактно-масляный фильтр. Но к
сожалению, бумажный фильтр менее долговечен, так как при его так
называемой очистке из
него удаляется только часть пыли, застрявшей в порах бумаги. Конечно,
это лишь неполная
очистка, так как вытряхнуть все мельчайшие частицы, застрявшие в порах
бумаги, невозможно.
Завод-изготовитель рекомендует производить очистку
микрофильтра через 3000 км
пробега. После пробега 20000 км рекомендуется микрофильтр
заменить. К рекомендациям
завода следует добавить, что при езде по пыльным
дорогам очистку (вытряхивание)
микрофильтра и его замену следует производить чаше. Глушитель шума
впуска с сетчатым
контактно-масляным воздушным фильтром, применявшийся на мотоциклах
моделей 353/04 и
354/04, изображен на рис.7.
От состояния воздушного фильтра зависит срок службы
карбюратора и деталей
кривошипно-шатунного механизма колец, поршня, цилиндра, пальцев, втулок
и подшипников
коленчатого вала).
Пропитанная маслом сетка воздухофильтра очищает от пыли поступающий в
двигатель
воздух, а сухая сетка фильтра пропускает в двигатель воздух вместе с
дорожной пылью и даже с
песком. Песок и пыль, попавшие в двигатель, ускоряют износ его деталей.
Неочищенный воздух вызывает также интенсивный износ
дросселя и дроссельного
колодца карбюратора, вследствие чего в карбюраторе при работе двигателя
на холостом ходу
возникает стук, который неопытный водитель может принять за стук в
двигателе.