|
|
содержание .. 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 ..
ГЛАВА 7ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МОТОЦИКЛА ИРБИТСКОГО МОТОЦИКЛЕТНОГО ЗАВОДАЭлектрооборудование мотоцикла состоит из источников и потребителей электрической энергии, вспомогательных приборов и электрической сети. Оно обеспечивает воспламенение рабочей смеси в цилиндрах двигателя, освещение, звуковую и световую сигнализацию. 7.1. ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИНа ранних моделях мотоциклов электрооборудование работало на напряжении 6 В. Начиная с модели М-67, применяется электрооборудование, работающее на напряжении 12 В, которое имеет ряд преимуществ: - его осветительные приборы (автомобильного типа) обеспечивают лучшую освещенность и большую яркость; - уменьшается сила тока в электрической цепи, поэтому можно применить провода меньшего сечения, уменьшается обгорание контактов прерывателя; - применен генератор переменного тока Г-424, более надежный и долговечный, имеющий повышенную мощность. Источниками электроэнергии в мотоциклах Ирбитского мотоциклетного завода служат аккумуляторная батарея 6МТС-9 (или две батареи ЗМТ-6, соединенные последовательно) и генератор Г-424. Аккумуляторная батарея обеспечивает питание электрооборудования при малой частоте вращения коленчатого вала, при неработающем двигателе, а при средних и больших частотах вращения и при включении большого числа потребителей (габаритных огней, указателей поворота) одновременно — совместно с генератором. Хранение новых батарей. Новые батареи с плотно завернутыми эбонитовыми или полиэтиленовыми «вентиляционными пробками» (с закрытым газоотводным каналом) подлежат хранению в сухих, отапливаемых. помещениях. Срок хранения не более двух, лет. При соблюдении упомянутых правил хранения батареи пригодны для эксплуатации без ремонта и замены деталей в течение одного года. Перед приведением батарей в рабочее состояние (перед первым зарядом) необходимо: - вывинтить пробки; - открыть газоотводный канал (отверстие) в полиэтиленовой пробке, проколов острым металлическим предметом эбонитовую перепонку, перекрывающую отверстие в нижней части пробки, или срезав цилиндрический (герметизирующий) прилив, находящийся на верху полиэтиленовой пробки; - залить в аккумуляторы электролит — водный раствор аккумуляторной серной кислоты плотностью 1,280 ± 0,010 при 25°С, приготовленный в кислотостойких сосудах (эбонитовых, фарфоровых, керамических, свинцовых) путем вливания крепкой серной кислоты в дистиллированную воду при постоянном перемешивании. Уровень электролита во всех аккумуляторах батареи всегда должен быть установлен по верхней метке на корпусе батареи. По истечении 2—3 ч после заливки электролита батареи можно ставить на зарядку постоянным током. Для одновременной зарядки нескольких батарей, если это позволяет напряжение сети необходимо соединить между собой последовательно. Отрицательный и положительный полюса крайних батарей надо присоединить соответственно к отрицательному и положительному полюсам зарядной цепи. Значения сил тока первой и последующей зарядки аккумуляторной батареи приведены в табл. 7.1. Продолжительность второй и всех последующих зарядок 18-24ч.
Таблица 7.1 Порядок зарядки аккумуляторных батарей
При зарядке батарей температура электролита не должна быть выше 45 °С. Допускается производить зарядку при искусственном охлаждении батарей холодной водой в ванне или холодным воздухом. В конце первой зарядки плотность электролита должна быть 1,280 ±0,010 (при температуре электролита 25 °С). Если плотность электролита после 5 часов первой зарядки будет ниже 1,270, то зарядку надо продолжить до тех пор, пока плотность его не достигнет этого значения (но не более 10 ч). Перед окончанием зарядки надо установить уровень электролита, как было указано ранее. После зарядки батарею необходимо тщательно протереть влажной, а затем сухой ветошью, плотно ввернуть пробки в отверстия крышек, болты, шайбы и гайки смазать вазелином или тавотом. После этого батарею можно эксплуатировать. Эксплуатация аккумуляторных батарей на мотоцикле допускается при любых температурных (климатических) условиях. При этом надо помнить, что емкость батарей при отрицательных температурах резко снижается и электролит при температуре минус 12—16 °С может замерзнуть и разорвать моноблок. Во избежание этого допускать разрядку батареи зимой до плотности электролита ниже 1,230 не рекомендуется. При эксплуатации батареи необходимо: периодически проверять реле-регуляторы напряжения, которые должны обеспечивать в зарядной цепи напряжение 13,8 ± 0,5 В; через каждые 10—15 суток проверять степень разрядки батареи по плотности электролита и своевременно подзаряжать ее, не допуская нахождения батареи без заряда более суток (не рекомендуется допускать глубокие разрядки, так как это может при вести к сульфитации пластин, а зимой к замерзанию электролита); поддерживать нормальный уровень электролита, доливая дистиллированную воду в аккумуляторы доводить уровень или плотность электролита кисло? той плотностью 1,400 в процессе эксплуатации можно только в том случае, когда точно известно, что понижение его произошло за счет выливания электролита из аккумулятора; содержать батарею в чистоте, прочищать вентиляционные отверстия (газоотводный канал) в пробках, если они засорились; смазывать болты, гайки, шайбы и наконечники вазелином или тавотом; при зажатии или отвертывании гаек пользоваться двумя ключами для предотвращения поломки выводов; один раз в три месяца проводить контрольно-тренировочный цикл, т. е. зарядку, разрядку и опять зарядку, разрядку производить в течение 20 ч при следующем режиме:
Кроме того, надо помнить, что нельзя соединять между собой зажимы (провода разных полярностей) для проверки на искру. Хранение батарей при перерывах в эксплуатации. При перерывах в эксплуатации батареи подлежат хранению с электролитом в заряженном состоянии. Перед установкой батарей на хранение необходимо выполнить следующие операции: 1. Полностью зарядить батареи и в конце зарядки проверить плотность электролита, которая должна быть 1,280 ±0,010 (при температуре 25°С). Если плотность электролита будет отличаться от нормы, то не прерывая зарядки, довести ее до 1,280 ± 0,010 добавляя воду или кислоту плотностью 1,400, в зависимости от того, нужно ли понизить или повысить плотность электролита, и установить уровень электролита согласно разделу «Приведение батарей в рабочее состояние». 2. Поставить вентиляционные пробки во все аккумуляторы батарей, поверхность батарей вымыть водой и протереть ветошью досуха. 3. Очистить болты и гайки от загрязнений и смазать техническим вазелином.
В зимний период батареи с электролитом положено хранить в холодном помещении при температуре не выше 0° и не ниже минус 25 °С, в летнее время — при температуре не выше плюс 35 °С. В период хранения батарей надо ежемесячно проверять плотность электролита. В случае снижения плотности до 1,230 при температуре 25 °С во время хранения при температуре от 0 до минус 25 С и до 1,120 во время хранения при температуре от 0° до +35 С, батареи необходимо зарядить. Перед установкой батареи на мотоцикл после хранения независимо от плотности электролита надо зарядить ее в две ступени согласно таблице. Генератор переменного тока Г-424 (мощностью 150 Вт) с установленным на нем выпрямителем ВБГ-2А в светлое время суток обеспечивает энергией систему зажигания, указатели поворота и торможения. Кроме того, генератор обеспечивает подзарядку аккумулятора. При длительных поездках в темное время суток энергии генератора может не хватить для питания всех потребителей, особенно при малых частотах вращения коленчатого вала. Во избежание этого необходимо поддерживать довольно высокую частоту вращения коленчатого вала (при движении на четвертой передаче скорость должна быть не менее 40 км/ч), чтобы не разрядить аккумулятор. Техническая характеристика генератора Г – 424
Ремонт генератора производят в специализированных мастерских, после ремонта на стенде проверяют основные параметры генератора. Приближенно характеристики генератора можно определить на работающем двигателе. Для этого мотоцикл устанавливают на подставку, запускают двигатель, включают четвертую передачу. Частоте вращения ротора 1300 мин-1 будет соответствовать показание спидометра 18 км/ч, частоте вращения 2400 мин-1 – 35 км/ч. Параметры измеряют с по-: мощью амперметра (с показаниями до 15 А), вольтметра (с показаниями до 30 В) и нагрузочным реостатом (на 2 Ом при допустимой силе тока до 15 А), Напряжение замеряется на зажимах ВЗ (+) и «корпус» (—) реле-регулятора. Сила тока замеряется между клеммой «+» генератора и проводами, присоединяемыми к этой клемме. К проводам, присоединяемым к клемме «+» генератора и к «массе», присоединяется нагрузочный реостат, с помощью которого задается требуемая нагрузка. При проверке генератора (как и при его эксплуатации) надо помнить, что работа генератора без нагрузки приводит к пробою выпрямителя. Центрирующий буртик на фланце крепления выполнен эксцентрично по отношению к оси ротора, поэтому при повороте корпуса генератора (во время его установки) относительно картера меняется межосевое расстояние зубчатых колес привода и соответственно зазор в зацеплении. Правильность установленного зазора определяют по наименьшему уровню шума при работающем двигателе. Кроме того, зазор можно проверить, сняв защитный кожух и покачивая вентилятор на неработающем двигателе. При этом коленчатый вал надо провернуть кикстартером не менее чем на 2 оборота и через каждые 40—50° поворота проверять зазор, который должен быть едва ощутимым. Однако полное отсутствие зазора в каком-либо одном положении свидетельствует о том, что зубчатые колеса работают «в распор», что может привести к разрушению подшипника генератора.
По истечении
гарантийного срока работы (20
000 км) генератор необходимо снять с
двигателя, освободить от кожуха
вентилятора и щеткодержателя со щетками.
Генератор очистить, продуть сжатым
воз Генератор Г-424 работает совместно с реле-регулятором РР-330, который состоит из регулятора напряжения и реле включения контрольной лампы. В отличие от реле-регулятора, работающего совместно с генератором постоянного тока, в реле РР-330 отсутствует реле обратного тока. Функции его выполняет выпрямитель генератора Г-424, препятствуя перетеканию тока от аккумулятора к генератору. Однако небольшой обратный ток все же существует. При каждодневной эксплуатации мотоцикла этот ток практически не разряжает аккумуляторную батарею, но при длительной стоянке мотоцикла даже малый ток может полностью разрядить аккумулятор. Для предотвращения этого в электрическую схему введен выключатель «массы». Техническая характеристика реле-регулятора РР-330
Остальные агрегаты электрооборудования имеют простое устройство и в описании не нуждаются. Схема электрооборудования мотоцикла М67-36 представлена на рис. 7.1. Для удобства монтажа проводка выполнена цветными проводами. Выключатель сигнала торможения (стоп-сигнал) крепится двумя винтами к кронштейну рамы с продольными пазами. Ослабив винты, выключатель можно перемещать взад-вперед, изменяя натяжение пружины привода выключателя. Выключатель надо закрепить в таком положении, чтобы включение стоп-сигнала осуществлялось при выборе свободного хода педали заднего тормоза или несколько раньше. Однако надо помнить, что слишком большое натяжение пружины и, следовательно, раннее включение стоп-сигнала часто приводит к тому, что при отпущенной педали заднего тормоза стоп-сигнал не выключается, особенно при значительном загрязнении выключателя сигнала торможения. Поэтому надо следить за чистотой выключателя и правильно регулировать его положение.
содержание .. 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 ..
|
|
|