ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МОТОЦИКЛА ИРБИТСКОГО МОТОЦИКЛЕТНОГО ЗАВОДА

  Главная      Книги - Мотоциклы     Мотоциклы Ирбитского завода. Эксплуатация и ремонт. Справочник. (Аршинов, Кошелев) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

ГЛАВА 7

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МОТОЦИКЛА ИРБИТСКОГО МОТОЦИКЛЕТНОГО ЗАВОДА

Электрооборудование мотоцикла состоит из источ­ников и потребителей электрической энергии, вспо­могательных приборов и электрической сети. Оно обеспечивает воспламенение рабочей смеси в ци­линдрах двигателя, освещение, звуковую и световую сигнализацию.

7.1. ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

На ранних моделях мотоциклов электрооборудо­вание работало на напряжении 6 В. Начиная с модели М-67, применяется электрооборудование, работаю­щее на напряжении 12 В, которое имеет ряд преиму­ществ:

- его осветительные приборы (автомобильного типа) обеспечивают лучшую освещенность и большую яр­кость;

- уменьшается сила тока в электрической цепи, поэтому можно применить провода меньшего сече­ния, уменьшается обгорание контактов прерывателя;

- применен генератор переменного тока Г-424, бо­лее надежный и долговечный, имеющий повышенную мощность.

Источниками электроэнергии в мотоциклах Ирбитского мотоциклетного завода служат аккумуляторная батарея 6МТС-9 (или две батареи ЗМТ-6, соединенные последовательно) и генератор Г-424. Аккумуляторная батарея обеспечивает питание электрооборудования при малой частоте вращения коленчатого вала, при неработающем двигателе, а при средних и больших частотах вращения и при включе­нии большого числа потребителей (габаритных огней, указателей поворота) одновременно — совместно с генератором.

Хранение новых батарей. Новые батареи с плотно завернутыми эбонитовыми или полиэтиленовыми «вентиляционными пробками» (с закрытым газоотводным каналом) подлежат хранению в сухих, отапливаемых. помещениях. Срок хранения не более двух, лет. При соблюдении упомянутых правил хранения батареи пригодны для эксплуатации без ремонта и замены деталей в течение одного года.

Перед приведением батарей в рабочее состояние (перед первым зарядом) необходимо:

- вывинтить пробки;

- открыть газоотводный канал (отверстие) в поли­этиленовой пробке, проколов

острым металлическим предметом эбонитовую перепонку, перекрывающую отверстие в нижней части пробки, или срезав цилин­дрический (герметизирующий) прилив, находящийся на верху полиэтиленовой пробки;

- залить в аккумуляторы электролит — водный ра­створ аккумуляторной серной кислоты плотностью 1,280 ± 0,010 при 25°С, приготовленный в кислото­стойких сосудах (эбонитовых, фарфоровых, керами­ческих, свинцовых) путем вливания крепкой серной кислоты в дистиллированную воду при постоянном перемешивании.

Уровень электролита во всех аккумуляторах ба­тареи всегда должен быть установлен по верхней метке на корпусе батареи. По истечении 2—3 ч по­сле заливки электролита батареи можно ставить на зарядку постоянным током. Для одновременной зарядки нескольких батарей, если это позволяет напряжение сети необходимо соединить между собой последовательно. Отрицательный и положительный полюса крайних батарей надо присоединить соответ­ственно к отрицательному и положительному полю­сам зарядной цепи. Значения сил тока первой и последующей зарядки аккумуляторной батареи приве­дены в табл. 7.1. Продолжительность второй и всех последующих зарядок 18-24ч.


Таблица 7.1

Порядок зарядки аккумуляторных батарей

Номер

зарядки

Ступень зарядки

Зарядный ток, А

Продолжительность зарядки

Первая

1

0,9

5—10 Ч

Вторая и все после­дующие

1

2

0,9

0,45

До достижения напряжения 7,1—7,2 В на батарее. До обильного газовыделения во всех аккумуляторах и до­стижения постоянной плотно­сти электролита и напряже­ния в течение 3 ч

При зарядке батарей температура электролита не должна быть выше 45 °С. Допускается производить зарядку при искусственном охлаждении батарей хо­лодной водой в ванне или холодным воздухом.

В конце первой зарядки плотность электролита должна быть 1,280 ±0,010 (при температуре элек­тролита 25 °С). Если плотность электролита после 5 часов первой зарядки будет ниже 1,270, то зарядку надо продолжить до тех пор, пока плотность его не достигнет этого значения (но не более 10 ч). Перед окончанием зарядки надо установить уровень электролита, как было указано ранее.

После зарядки батарею необходимо тщательно протереть влажной, а затем сухой ветошью, плотно ввернуть пробки в отверстия крышек, болты, шайбы и гайки смазать вазелином или тавотом. После этого батарею можно эксплуатировать.

Эксплуатация аккумуляторных батарей на мото­цикле допускается при любых температурных (кли­матических) условиях. При этом надо помнить, что емкость батарей при отрицательных температурах резко снижается и электролит при температуре ми­нус 12—16 °С может замерзнуть и разорвать моно­блок. Во избежание этого допускать разрядку бата­реи зимой до плотности электролита ниже 1,230 не рекомендуется.

При эксплуатации батареи необходимо:

периодически проверять реле-регуляторы напря­жения, которые должны обеспечивать в зарядной цепи напряжение 13,8 ± 0,5 В;

через каждые 10—15 суток проверять степень разрядки батареи по плотности электролита и своевременно подзаряжать ее, не допуская нахождения батареи без заряда более суток (не рекомендуется допускать глубокие разрядки, так как это может при вести к сульфитации пластин, а зимой к замерзанию электролита);

поддерживать нормальный уровень электролита, доливая дистиллированную воду в аккумуляторы доводить уровень или плотность электролита кисло? той плотностью 1,400 в процессе эксплуатации можно только в том случае, когда точно известно, что понижение его произошло за счет выливания электролита из аккумулятора;

содержать батарею в чистоте, прочищать венти­ляционные отверстия (газоотводный канал) в проб­ках, если они засорились;

смазывать болты, гайки, шайбы и наконечники вазелином или тавотом; при зажатии или отвертыва­нии гаек пользоваться двумя ключами для предот­вращения поломки выводов;

один раз в три месяца проводить контрольно-тре­нировочный цикл, т. е. зарядку, разрядку и опять зарядку, разрядку производить в течение 20 ч при сле­дующем режиме:

Разрядный ток, А

0,45

Емкость, А-ч

9,0

Конечное напряжение, В

10,5

Кроме того, надо помнить, что нельзя соединять между собой зажимы (провода разных полярностей) для проверки на искру.

Хранение батарей при перерывах в эксплуатации. При перерывах в эксплуатации батареи подлежат хранению с электролитом в заряженном состоянии. Перед установкой батарей на хранение необходимо выполнить следующие операции:

1. Полностью зарядить батареи и в конце заряд­ки проверить плотность электролита, которая долж­на быть 1,280 ±0,010 (при температуре 25°С). Если плотность электролита будет отличаться от нормы, то не прерывая зарядки, довести ее до 1,280 ± 0,010 добавляя воду или кислоту плотностью 1,400, в зависимости от того, нужно ли понизить или повысить плотность электролита, и установить уровень электролита согласно разделу «Приведение батарей в рабочее состояние».

2. Поставить вентиляционные пробки во все ак­кумуляторы батарей, поверхность батарей вымыть водой и протереть ветошью досуха.

3. Очистить болты и гайки от загрязнений и сма­зать техническим вазелином.



В зимний период батареи с электролитом положе­но хранить в холодном помещении при температуре не выше 0° и не ниже минус 25 °С, в летнее вре­мя — при температуре не выше плюс 35 °С.

В период хранения батарей надо ежемесячно про­верять плотность электролита. В случае снижения плотности до 1,230 при температуре 25 °С во время хранения при температуре от 0 до минус 25 С и до 1,120 во время хранения при температуре от 0° до +35 С, батареи необходимо зарядить.

Перед установкой батареи на мотоцикл после хра­нения независимо от плотности электролита надо за­рядить ее в две ступени согласно таблице.

Генератор переменного тока Г-424 (мощностью 150 Вт) с установленным на нем выпрямителем ВБГ-2А в светлое время суток обеспечивает энергией систему зажигания, указатели поворота и торможе­ния. Кроме того, генератор обеспечивает подзарядку аккумулятора. При длительных поездках в темное время суток энергии генератора может не хватить для питания всех потребителей, особенно при малых частотах вращения коленчатого вала. Во избежание этого необходимо поддерживать довольно высокую частоту вращения коленчатого вала (при движении на четвертой передаче скорость должна быть не ме­нее 40 км/ч), чтобы не разрядить аккумулятор.

Техническая характеристика генератора Г – 424

Номинальное напряжение, В

14

Мощность, Вт

номинальная

150

максимальная при кратковременных

перегрузках

200

Сила тока полной отдачи, А

11

Частота вращения ротора, обеспечивающая напряжение 14 В, мин-1, при нагрузке:

равной нулю

1300

полной (11 А)

2400

максимальной

5000

Полярность массы

Минус

Направление вращения ротора (со стороны привода)

Правое

Обмотка возбуждения ротора:

диаметр провода ПЭТВ, мм

0,49

число витков

770±30

сопротивление, Ом

10,7±0,5

Обмотка статора:


диаметр провода ПЭТВ, мм

1,8

число фаз

3

витков в катушке

18

катушек в фазе

6

соединение фаз

Звезда

соединение катушек в фазе

Последовательное

Масса генератора, кг

3,8

Ремонт генератора производят в специализированных мастерских, после ремонта на стенде проверяют основные параметры генератора.

Приближенно характеристики генератора можно определить на работающем двигателе. Для этого мотоцикл устанавливают на подставку, запускают дви­гатель, включают четвертую передачу. Частоте вращения ротора 1300 мин-1 будет соответствовать показание спидометра 18 км/ч, частоте вращения 2400 мин-1 – 35 км/ч. Параметры измеряют с по-: мощью амперметра (с показаниями до 15 А), вольт­метра (с показаниями до 30 В) и нагрузочным рео­статом (на 2 Ом при допустимой силе тока до 15 А), Напряжение замеряется на зажимах ВЗ (+) и «кор­пус» (—) реле-регулятора. Сила тока замеряется ме­жду клеммой «+» генератора и проводами, присоединяемыми к этой клемме. К проводам, присоединяе­мым к клемме «+» генератора и к «массе», присо­единяется нагрузочный реостат, с помощью которого задается требуемая нагрузка.

При проверке генератора (как и при его эксплуа­тации) надо помнить, что работа генератора без нагрузки приводит к пробою выпрямителя.

Центрирующий буртик на фланце крепления вы­полнен эксцентрично по отношению к оси ротора, по­этому при повороте корпуса генератора (во время его установки) относительно картера меняется межосевое расстояние зубчатых колес привода и соответственно зазор в зацеплении. Правильность установленного зазора определяют по наименьшему уровню шума при работающем двигателе. Кроме того, зазор можно проверить, сняв защитный кожух и покачивая вентилятор на неработающем двигателе. При этом коленчатый вал надо провернуть кикстартером не менее чем на 2 оборота и через каждые 40—50° поворота проверять зазор, который должен быть едва ощутимым. Однако полное отсутствие зазора в каком-либо од­ном положении свидетельствует о том, что зубчатые колеса работают «в распор», что может привести к разрушению подшипника генератора.

По истечении гарантийного срока работы (20 000 км) генератор необходимо снять с двигателя, освободить от кожуха вентилятора и щеткодержателя со щетками. Генератор очистить, продуть сжатым воз­
духом и осмотреть. Гладкая, блестящая поверхность контактных колец свидетельствует о нормальной рабо­те генератора. При наличии загрязнений, следов на­гара на кольцах их надо протереть ветошью, смочен­ной в бензине. Если на кольцах имеются раковины, риски, неравномерный износ, необходимо разобрать генератор и кольца ротора проточить и прошлифовать щетки, имеющие сколы или изношенные до высоты менее 10 мм, надо заменить.

Генератор Г-424 работает совместно с реле-регулятором РР-330, который состоит из регулятора на­пряжения и реле включения контрольной лампы. В отличие от реле-регулятора, работающего совмест­но с генератором постоянного тока, в реле РР-330 отсутствует реле обратного тока. Функции его выпол­няет выпрямитель генератора Г-424, препятствуя перетеканию тока от аккумулятора к генератору. Одна­ко небольшой обратный ток все же существует. При каждодневной эксплуатации мотоцикла этот ток практически не разряжает аккумуляторную батарею, но при длительной стоянке мотоцикла даже малый ток может полностью разрядить аккумулятор. Для предотвращения этого в электрическую схему введен выключатель «массы».

Техническая характеристика реле-регулятора РР-330

Номинальное напряжение, В

14

Номинальная сила тока, А

11

Напряжение срабатывания реле включения лампы, В

5,5±0,5

Напряжение, поддерживаемое регулятором напряжения при

частоте вращения ротора ге­нератора 3500 мин-1 и силе тока

нагрузки 5 А, В

13,5-14,5

Масса реле-регулятора, кг

Не более 0,52

Контрольные параметры


Напряжение срабатывания реле включения лампы контроля заряда при температуре ок­ружающей среды и реле-регулятора

25 ± 10 °С, В

5,5±0,5

Регулируемое напряжение при температуре реле-регулятора

и окружающей среды 25 ± 10 С, частоте вращения ротора генератора 3500 ± 100 мин-1 и токе нагрузки 5 А, В

13,5 – 14,5

Реле включения


Зазор между якорем и сердечником при замкнутых контактах, мм

0,35 – 0,45

Форсирующая обмотка:


диаметр провода ПЭК, мм

0,4

число витков

160

сопротивление при 20°С, Ом

25±2

Основная обмотка:


диаметр провода ПЭТВ, мм

0,21

число витков

1800

сопротивление при 20 С, Ом

52±4

Регулятор напряжения


Зазор между якорем и сердечником при замкнутых контактах, мм

1,3—1,4

Компенсационная обмотка:


диаметр провода ПЭТВ, мм

0,29

число витков

1150±10

сопротивление при 20 °С, Ом

18±1

Зазор регулировать перемещением держателя верхнего кон­такта.




Остальные агрегаты электрооборудования имеют простое устройство и в описании не нуждаются. Схе­ма электрооборудования мотоцикла М67-36 представ­лена на рис. 7.1. Для удобства монтажа проводка выполнена цветными проводами.

Выключатель сигнала торможения (стоп-сигнал) крепится двумя винтами к кронштейну рамы с про­дольными пазами. Ослабив винты, выключатель мож­но перемещать взад-вперед, изменяя натяжение пру­жины привода выключателя. Выключатель надо закрепить в таком положении, чтобы включение стоп-сигнала осуществлялось при выборе свободного хода педали заднего тормоза или несколько раньше. Од­нако надо помнить, что слишком большое натяжение пружины и, следовательно, раннее включение стоп-сигнала часто приводит к тому, что при отпущенной педали заднего тормоза стоп-сигнал не выключается, особенно при значительном загрязнении выключателя сигнала торможения. Поэтому надо следить за чисто­той выключателя и правильно регулировать его положение.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..