ТОПЛИВО МОТОЦИКЛОВ ИРБИТСКОГО МОТОЦИКЛЕТНОГО ЗАВОДА

  Главная      Книги - Мотоциклы     Мотоциклы Ирбитского завода. Эксплуатация и ремонт. Справочник. (Аршинов, Кошелев) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

ГЛАВА 4

ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

4.1.

ТОПЛИВО МОТОЦИКЛОВ ИРБИТСКОГО МОТОЦИКЛЕТНОГО ЗАВОДА

В качестве топлива для мотоциклетных карбюраторных двигателей используются автомобильные бензины. В СССР выпускается пять сортов автомобильных сортов бензинов: А-66, А-72, А-76, АИ-93, АИ-98. Автомобильные бензины представляют собой легкие фрак­ции нефти, выкипающие при температурах 40— 205 °С. Маркируют бензины в зависимости от их на­значения и стойкости против детонации — способно­сти топлива сгорать в двигателе без детонации.

Детонация — это очень быстрое (взрывное) сгорание топлива в цилиндре двигателя. При нор­мальном сгорании топливовоздушной смеси скорость распространения пламени составляет 20—50 м/с, при детонационном сгорании — 1500—2500 м/с (т. е. сго­рание происходит практически мгновенно). Этот процесс характеризуется резким нарастанием давле­ния в цилиндре.

Внешними признаками детонации являются ха­рактерный металлический стук, перегрев двигателя, падение его мощности. При длительной работе дви­гателя с детонацией происходят разрушение под­шипников кривошипно-шатунного механизма, прогар и разрушение поршней и клапанов, поэтому работа двигателя с детонацией недопустима.

Основной причиной, вызывающей детонацию, яв­ляется несоответствие степени сжатия двигателя и детонационной стойкости применяемого топлива. Чем выше степень сжатия, тем вероятнее появление дето­нации, и, чем выше детонационная стойкость топли­ва, тем меньше вероятность появления детонации.

Стойкость топлива против детонации (или антиде­тонационная стойкость) зависит от химического со­става топлива и

от специальных присадок (антидето­наторов), повышающих антидетонационную стой­кость. Одним из основных антидетонаторов в настоя­щее время является этиловая жидкость, основной компонент которой — тетраэтилсвинец. Бензины, в которые добавляется этот антидетонатор, называ­ются этилированными.

Поскольку при сгорании этиловой жидкости образуются химически активные соединения свинца, вызывающие коррозию и прогар деталей двигателей, то двигатели, предназначенные для работы на высокоэтилированных бензинах, изготавливают из специальных стойких материалов. Применение высокоэтгилированых бензинов в обычных двигателях, в том числе и на мотоциклах «Урал», нежелательно. Этилированный бензин токсичен, поэтому при работе с ним необходимо соблюдать осторожность, нельзя допускать по­падания бензина на открытые участки кожи. Длитель­ное соприкосновение с этилированным бензином (на­пример, при частой промывке в бензине деталей го­лыми руками) вызывает серьезное заболевание кожи.

Показателем детонационной стойкости автомо­бильного бензина является октановое число, которое определяют на одноцилиндровых четырехтактных двигателях внутреннего сгорания с перемен­ной степенью сжатия. В зависимости от режима ис­пытания различают моторный и исследовательский методы определения октанового числа.

Марка бензина расшифровывается так: буква А показывает, что бензин автомобильный; цифры пока­зывают октановое число (чем больше число, тем выше стойкость топлива против детонации); буква И указывает, что октановое число определено по иссле­довательскому методу, если второй буквы нет, то ок­тановое число определено по моторному методу.

Автомобильные бензины выпускают этилирован­ные и неэтилированные, этилированные бензины обя­зательно окрашивают (табл. 4.1).

Таблица 4.1 Марки автомобильных бензинов (ГОСТ 2084—77*)

Показатель

А-66

А-72

А-76

АИ-93

АИ-93

Октановое число:






моторный метод

66

72

76

85

89

исследовательский метод

93

98

Содержание тетраэтилсвинца (ТЭС), г/л

0,6

0,41

0,82

0.82


Для мотоциклов Ирбитского мотоциклетного за­вода рекомендуются бензины А-72, А-76, детонаци­онная стойкость которых вполне удовлетворительна при условии соблюдения всех правил эксплуатации двигателя.

В то же время использование более дорогих высо­кооктановых бензинов АИ-93, АИ-98 может привести к прогару клапанов и седел, к обгоранию свечей. Однако при отсутствии бензина А-72, А-76 некоторое время можно без вредных последствий пользоваться высокооктановым бензином (в пределах пробега 200—500 км в переменном режиме движения).

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..