Обслуживание коробки передач состоит в том,
чтобы регулярно следить за наличием в ней достаточного количества масла
и своевременной его замене, а также за проверкой осевых зазоров
промежуточного, вторичного и червячного валов. Уровень масла должен
соответствовать верхней метке на маслоуказателе, который крепится к
крышке 1 (рис. 9) люка регулировки сцепления.
Масло менять на прогретом двигателе лучше всего сразу после поездки:
отвернуть пробку 2 (рис. 9), слить через сливное отверстие отработанное
масло и залить через отверстие люка в левой крышке картера 0,5 . . . 1,0
л свежего масла и дать двигателю поработать 1... 2 мин. После этого
масло слить и залить 1 л свежего масла (см. табл. 3).
Для получения доступа к коробке передач и последующей ее разборки
произвести частичную разборку двигателя в следующем порядке:
- снять двигатель с рамы;
- отсоединить патрубок карбюратора;
- снять правую крышку и генератор;
- разобрать сцепление (см. раздел «Сцепление»). Из отверстия первичного
вала извлечь шток толкателя и шарик;
- вывернуть семь винтов, скрепляющих половины картера;
- выпрессовать переднюю втулку и разъединить картер (следить, чтобы не
потерялись шпонки коленчатого вала) легкими ударами деревянного молотка
по торцам валов коробки передач, одновременно отжимая половины картера
отверткой, вставленной в переднюю прорезь между половинками картера.
Все детали коробки передач, кроме вала переключения
передач и вторичного вала, могут быть вынуты из картера.
Сборку коробки передач производить на правой половине картера (рис. 10)
в следующем порядке:
- установить в отверстие промежуточный вал шестернями 10 и 11, затем
шайбу толщиной 1,4 мм пол червячный вал 7 и опорную шайбу толщиной 2 мм
на вторичный вал. Установить в вилки переключения передач шестерни 3 и
12. Шестерню 12 надеть на промежуточный вал, а червячный вал установись
в гнездо. При этом обратить внимание на то, чтобы точка от керна на
червячном валу совпадала с меткой на секторе переключения передач. После
этого установить первичный вал и шестерню I передачи 13 на промежуточный
вал 14;
- проверить зазор червячного вала, который должен быть 0,06... 0,45 мм.
Зазор регулируется установкой регулировочных шайб с левой стороны
картера.
Правильность сборки коробки передач проверять путем ее переключения.
Если передачи переключаются легко и без заеданий, то сборка коробки
передач произведена правильно.
Последующую сборку двигателя производить в следующем порядке:
- в полуось правого коленчатого вала установить шпонку и надеть выносной
маховик. Очистить плоскость разъема от старого лака и смазать ее
бакелитовым
лаком ЛБС-3 ГОСТ 901-78 или клеем БФ-4 ГОСТ
12172-74. В полуось левого коленчатого вала вставить шпонку;
- перед соединением половин картера снять шестерню 13 с промежуточного
вала 14, вставить в боковое отверстие левой половины картера и
придерживать ее рукой. Совмещая шпоночный паз выносного маховика со
шпонкой левого коленчатого вала и валы коробки пере-* дач с их
посадочными отверстиями, соединить половины картера, отжав фиксатор в
сторону. Установить втулки на место. Завернуть крепежные винты;
- для обеспечения зазора между стенками кривошипной камеры и щеками
коленчатого вала перед затяжкой выносного маховика болтом произвести
сдвиг коленчатых валов внутрь двигателя легкими ударами деревянного
молотка. Маховик установить посредине полости картера и затянуть его
болтом. В полость маховика залить автомобильное масло 0,1 л (см. табл.
3), закрепить крышку люка. Проверить легкость вращения коленчатого вала
и осевые зазоры вторичного и промежуточного валов, которые должны быть в
пределах 0,06...
0,56 мм и 0,05 ... 0,45 мм соответственно. Зазоры регулировать за счет
установки регулировочных шайб под стопорные кольца подшипников с левой
стороны картера путем смещения этих подшипников внутрь картера. Зазор
вала механизма переключения передач должен быть не более 0,45 мм,
увеличенный зазор устраняется за счет перемещения вала в сторону правой
крышки картера. При этом кулачок автомата выжима сцепления сдвинуть
влево и затянуть, после чего установить регулировочные шайбы и соединить
шплинтом.
Рис. 10. Коробка передач:
I - первичный вал; 2 -шестерня II передачи;
3 - шестерня II и IV передач; 4 - шестерня вторичного вала; 5 -сектор
переключения передач; 6 - вал механизма переключения передач; 7 - вал
червячный; 8 - вилка переключения II и IV передач; 9 - вилка
переключения I и III передач; 10 - шестерня промежуточного вала;
II - шестерня III передачи; 12 -
шестерня I и III передач; 13 - шестерня I передачи; 14 - вал
промежуточный