Система смазки двигателя — комбинированная (под давлением и
разбрызгиванием). Схема смазки приведена на рис. 6.
Основным масляным резервуаром является нижняя часть картера двигателя.
Масло засасывается из поддона через сетчатый фильтр 4 шестеренчатым
насосом, приводящимся в действие от распредели-
тельного вала при помощи пары шестерен со
спиральными зубьями В корпусе масляного насоса установлены две шестерни,
кото-ые нагнетают масло в главную магистраль 37. Из магистрали Р(аСло
подается по каналам 24 и 35 к двум маслоуловителям 8, из которых
поступает в пальцы кривошипа и смазывает шатунные подшипники, по каналу
17 к левому (по ходу мотоцикла) цилиндру л через трубку 32 к шестерням
распределения и генератора. Излишки масла выливаются из маслоуловителей
и шатунных подшипников и разбрызгиваются по всему картеру.
Интенсивное разбрызгивание масла и высокая температура способствуют
образованию в картере густого масляного тумана, которым смазываются
рабочие поверхности цилиндров, поршневые пальцы, втулки малых головок
шатунов, кулачки, коренные шарикоподшипники, направляющие толкателей и
клапанов. Для обеспечения более надежной смазки заднего подшипника
распределительного вала в картере имеется специальный карман 9, в
котором осаждается часть разбрызгиваемого масла. Из кармана масло по
каналу 10 поступает самотеком к подшипнику. Аналогично смазывается
подшипник шестерни привода маслонасоса.
Разбрызгиваемое масло попадает на верхнюю стенку левого цилиндра в
недостаточном количестве, так как это место оказывается недоступным для
масляных капель, которые срываются с коленчатого вала. Здесь масляный
туман не обеспечивает необходимой смазки. Поэтому в левом цилиндре по
каналу 17 масло подается к кольцевой канавке на фланце цилиндра и оттуда
через три отверстия 13 к верхней стенке цилиндра.
Чтобы избежать выбивания масла через сальники и прокладки в момент
схождения поршней в обоих цилиндрах, предотвратить потерю мощности на
сжатие воздуха в картере и удалить отработавшие газы, пробивающиеся
через поршневые кольца из камер сгорания в полость картера, на конце
распределительного вала смонтирован золотниковый сапун 42 (рис. 5).
При схождении поршней отверстие в сапуне совпадает с отверстием
вентиляционной трубки 28, благодаря чему картер сообщается с атмосферой.
При расхождении поршней сапун прекращает сообщение картера с атмосферой,
в последнем создается разрежение, и масляный туман отсасывается из
коробки распредительных шестерен в картер.
Даже кратковременное отсутствие или недостаток смазки может привести к
аварии. Признаками недостатка смазки являются чрезмерное перегревание
цилиндров и головок, снижение мощности, стуки в двигателе.
Доливать масло в картер двигателя необходимо из
чистой посуды и обязательно через воронку с сеткой, не допуская
попадания в картер пыли, грязи и влаги.
Смена масла производится при горячем двигателе, предварительно очистив
от грязи пробки сливного и заливного отверстий. Через каждые 10 ООО км
пробега систему смазки двигателя следует промывать. Для этого нужно
слить отработанное масло, завинтить пробку сливного отверстия и залить в
картер 1,5 л промывочного масла, запустить двигатель и, дав ему
поработать 2—3 мин на средних оборотах, снова слить масло. Снять и
промыть поддон картера. После этого залить в картер свежее масло. В
зимнее время масло перед заливкой надо подогревать до температуры 70—80
°С.