Гидроакустическая поисковая аппаратура на судне

  Главная       Учебники - Морское дело      Как стать капитаном (Дмитриев В.И)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25 

 

 

Гидроакустическая поисковая аппаратура на судне

 

Успех ведения промысла во многом определяется применением гидроакустической поисковой аппаратуры, исключающей работу промыслового судна «вслепую», по внешним признакам, основанную лишь на опыте и наблюдательности судоводителей. С помощью этой аппаратуры повышается производительность труда рыбаков (в результате экономии времени, затрачиваемого на поиск рыбы), обеспечивается прицельный облов рыбных скоплений.

Гидроакустические рыбопоисковые приборы — эхолоты и гидролокаторы—построены на том же принципе, что и навигационный эхолот.

Рыбопоисковый эхолот отличается от навигационного некоторыми конструктивными усовершенствованиями и введением дополнительного блока — электронного отметчика, позволяющего обнаруживать рыбные скопления непосредственно у дна.

Рыбопоисковый гидролокатор дает возможность обнаруживать рыбные косяки не только под днищем судна, но и в стороне от него с помощью поворотно-выдвижной антенны.

Как производится прицельный лов донных и пелагических (находящихся в толще воды) рыб?

С помощью гидролокатора обнаруживают косяк, например пелагической рыбы, в стороне от судна. Для оп-

ределения параметров косяка и его промысловой оценки проходят над ним, и по записям на ленте самописца эхолота и изображению на экране электронного отметчика получают нужную информацию. Облавливаются косяки тралом, который буксируется за кормой на расстоянии до одного километра и приходит в то место, где косяк был зафиксирован эхолотом, естественно, с некоторым запозданием. Продолжительность запоздания зависит от длины вытравленных ваеров и скорости траления. О глубине хода трала, о его вертикальном раскрытии, о количестве рыбы, заходящей в трал, о температуре воды в районе действия трала, о наполнении тралового мешка рыбой узнают с помощью сетевых или траловых зондов.

Теорию и устройство гидроакустических рыбопоисковых приборов и сетевых зондов, а также правила их эксплуатации изучает дисциплина гидроакустические рыбопоисковые приборы.

В древние времена, когда судно уходило в море, казалось, что в бескрайних водных просторах уже ничто не поможет указать верный путь мореплавателю. Однако моряки уверенно совершали плавания, ориентируясь по небесным светилам, определяя по ним свое местонахождение. С тех пор технический прогресс привел к появлению на судах совершенной навигационной аппаратуры, но, как и раньше, небесные светила широко используются мореплавателями в целях судовождения. Получили дальнейшее развитие астрономические методы, усовершенствовались приборы, открылись обсерватории и появились новые астрономические инструменты для наблюдения за небесными светилами. Как наука, изучающая способы определения места судна в море по небесным светилам, мореходная астрономия возникла в XV веке.

Почему же в наш космический век моряки не сдали в архив способы и методы, доступные мореплавателям древности? А дело в том, что мореходная астрономия позволяет определять место судна без использования береговых объектов, простыми инструментами и с одинаковой точностью, как бы далеко ни находилось судно от берега. Вместе с тем применение астрономических методов возможно только при ясной погоде, да и вычисления трудоемки и требуют специальных знаний и навыков.

Для определения места судна в море астрономическим методом необходимо измерить высоту светила, заметив время по хронометру, произвести соответствующие
вычисления и построить высотную линию положения. Аналогичные действия нужно произвести с другим светилом. Пересечение высотных линий положения даст об-сервованное (определенное по наблюдениям) место судна. Высотные линии положения обладают тем свойством, что измеренные высоты светила из любой точки такой линии будут равны между собой.

 

 

 

 

Измерение высоты светила производится морским угломерным инструментом — секстаном. Судоводитель измеряет угол, заключенный между плоскостью истинного горизонта и направлением на светило. После этого по специальным таблицам на данный момент времени рассчитывают счислимую высоту и азимут светила. Разность между истинной, т. е. полученной из наблюдений, и счислимой высотами откладывают в виде отрезка от предполагаемого места судна в направлении светила (по азимуту). Через конец отложенного отрезка проводят перпендикулярную линию, которая с достаточной степенью приближения принимается за высотную линию положения. Выполнив такие же построения для второго светила, судоводитель получает вторую линию положения, а в их пересечении — обсервованное место судна.

Астрономические определения производятся днем (по Солнцу), а также вечером и утром (по звездам и планетам), когда хорошо виден горизонт. Если же хорошо видимые звезды или планеты не удается опознать из-за облачного неба, пользуются звездным глобусом. Он представляет собой пустотелый шар, изображающий небесную сферу, с нанесенными на нем основными кругами, линиями и положениями звезд. Звездный глобус помогает судоводителю подобрать заранее удобные для наблюдений звезды, приближенно определить их высоту и азимут и в случае необходимости определить названия звезд и планет.

При работе на рыбопромысловом судне от судоводителя кроме специальных знаний, позволяющих ему успешно справляться с обязанностями помощника капитана и капитана на любом транспортном судне, требуется также умение вести промысел рыбы и морепродуктов. Выполнение плана вылова часто зависит от эффективности использования орудий лова — сетей, неводов, тралов, ярусов и др., а это в свою очередь предполагает знание судоводителем их устройства, принципа действия и особенностей применения. Для изучения способов расчета, постройки и эксплуатации орудий промышленного рыболовства предназначена дисциплина промышленное рыболовство.

Рассмотренные дисциплины профилирующего цикла закладывают основной фундамент профессии инженера-судоводителя, вооружают его теми знаниями и умениями, которые необходимы будущему специалисту в практической деятельности в должности помощника капитана, а в дальнейшем и капитана на транспортном или промысловом судне.
 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25