Приборы определения курса судна

  Главная       Учебники - Морское дело      Как стать капитаном (Дмитриев В.И)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25

 

 

Приборы определения курса судна

 

Судно подвергается воздействию как воздушной, так и водной среды. Судоводитель должен уметь анализировать внешнюю обстановку, прогнозировать ее последующие изменения с тем, чтобы принять своевременные решения, направленные на обеспечение безопасности судна, орудий лова и груза. Знание приливо-отливных явлений, учет скорости и направления течений, умение уклоняться от ураганов и других явлений помогает при выборе наивыгоднейшего пути следования и стоянки, ведения промысла. Изучением средств и способов учета влияния гидрометеорологических факторов на судно и занимается навигационная и промысловая гидрометеорология.

Для определения направлений в открытом море служит компас. В настоящее время существует три типа компаса: магнитные, гироскопические и гиромагнитные. Для судовождения на судах рыбопромыслового флота пользуются магнитными и гироскопическими компасами.

Благодаря простоте устройства, автономности, небольшим размерам, постоянной готовности к работе магнитный компас с давних времен получил признание мореплавателей. В основе его устройства лежит свойство магнитной стрелки располагаться вдоль магнитных силовых линий Земли, одним концом указывая на северный магнитный полюс, другим — на южный. Однако постройка стальных судов усложнила условия использования магнитного компаса. При постройке судна его стальной корпус и обшивка приобретают магнитные свойства. Намагниченность зависит и от магнитных полей электроустановок и электропроводов. Взаимодействие магнитно-го поля Земли и судна определяют направление магнитной стрелки у судового компаса, в показаниях которого появляются погрешности. Затрудняют использование магнитного компаса и магнитные аномалии в некоторых районах земной поверхности, где элементы земного магнетизма резко отличаются по величине и знаку от значений в прилегающих областях.

Судоводители должны знать, как магнитные поля Земли и судового железа влияют на работу магнитного компаса, как это влияние уменьшить и определить погрешности в показаниях магнитного компаса на различных курсах судна.

В начале XX века был создан курсоуказатель нового типа — гироскопический компас (гирокомпас). На его работу не оказывает влияния магнитное поле Земли и судна. Гирокомпас обладает высокой устойчивостью в меридиане (внешние возмущения мало влияют на него), дает возможность автоматизировать процессы судовождения, а погрешности в его показаниях легко учитываются. В устройстве гирокомпасов использовано свойство быстровращающегося ротора гиромотора сохранять постоянным направление главной оси вращения вдоль меридиана.

Чтобы знать текущее местонахождение судна, необходимо располагать данными не только о направлении его перемещения, но и о скорости и пройденном расстоянии. Эту информацию дают лаги.

По физическому принципу, положенному в основу измерения скорости, лаги подразделяются на:

а) гидродинамические — использующие зависимость между скоростью судна и давлением набегающего потока воды;

б) индукционные — использующие зависимость между скоростью судна и электродвижущей силой, наведенной в морской воде источником магнитного поля, жестко связанным с корпусом судна;

в) доплеровские — основанные на измерении разности излучаемых и принимаемых после отражения частот ультразвуковых волн, пропорциональной скорости движения судна;

г) геоэлектромагнитные — основанные на измерении электродвижущей силы, возникающей в измерительных проводниках, перемещающихся вместе с судном в магнитном поле Земли;
д) корреляционные гидроакустические — базирующиеся на взаимной связи эхо-сигналов от дна, принимаемых разнесенными в днище судна гидроакустическими антеннами;

е) вертущечные — использующие свойства винта (вертушки) приходить во вращение при движении судна относительно воды;

 

 

 

Указатель (слева) и самописец (справа) эхолота НЭЛ—5



 


При плавании судна, особенно вблизи берегов, возникает необходимость в измерении глубины под килем. Это позволяет проконтролировать место судна по отметкам глубин, нанесенным на карте, а также выбрать место якорной стоянки. Глубины с движущегося судна измеряют с помощью навигационных эхолотов. Работа их основана на автоматическом измерении промежутка времени между моментом посылки ультразвукового импульса в воду в сторону дна и моментом прихода его назад в виде эха. Ультразвуковые импульсы вырабатываются генератором и излучаются с помощью гидроакустической антенны, установленной в днище судна. Отраженный от дна сигнал принмается аналогичной антенной, усиливается и поступает на индикатор. Данные о глубине получают в виде вспышек лампочек на круговой шкале, отградуированной в метрах, или на цифровом табло и на ленте самописца, где вычерчивается профиль дна.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25