У каждого вуза есть своя специфика профессиональной подготовки будущих
специалистов. Что касается судоводительского факультета высшего
инженерного морского училища, то его цель — готовить
высококвалифицированных специалистов для работы непосредственно на
промысловых и транспортных судах флота рыбной промышленности, хотя
нередки случаи, когда инженеры-судоводители работают в
научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, отделах и
службах рыбопромысловых управлений, судоремонтных заводах и портах.
Инженер-судоводитель по характеру производственной деятельности —
эксплуатационник. Большинство профилирующих дисциплин, входящих в
учебный план его подготовки, содержит определенные правила, рекомендации
и положения, невыполнение которых во время рейса или стоянки может
нанести серьезный ущерб судну, перевозимому грузу и здоровью экипажа, а
сам судоводитель в этом случае может быть привлечен к административной
или даже уголовной ответственности. Следует ли из этого, что строгое
подчинение судоводителя правилам лишает его творческих поисков в
производственной деятельности, осуществления оригинальных решений и
исследований? Конечно нет! Научно-технический прогресс постоянно
выдвигает на повестку дня новые прогрессивные методы в организации
работы экипажей судов, перевозки рыбопродукции, ведения промысла,
судовождения и др. Быстрое пополнение флота крупными
высокоавтоматизированными судами, внедрение все более сложных средств
судовождения и поиска рыбных скоплений требуют углубления и расширения
инженерных знаний специалистов, научного подхода в решении
производственных вопросов. Поэтому выпускник судоводительного факультета
должен не только обладать глубокими знаниями, основанными на широком
теоретическом фундаменте, но и уметь аналитически
мыслить, делать правильные обобщения и конкретные выводы.
Говорят, что наш современник в течение своей жизни должен, по меньшей
мере, шесть раз осваивать новую технику. Значит, мерилом квалификации
становится не только степень отработки узкоспециализированных приемов,
но и способность быстро ориентироваться в новой технике и технологии,
непрерывно совершенствоваться в практической деятельности.
Многолетний опыт вузов страны показывает, что действенным способом
решения этой задачи является привлечение студентов (курсантов) к научной
работе.
Научно-исследовательская работа курсантов позволяет освоить методику и
средства самостоятельного решения научных и технических задач, навыки
работы в научных коллективах, подготовить из числа наиболее способных и
успевающих курсантов резерв научных и научно-педагогических кадров.
Организуется научно-исследовательская работа в училище непосредственно
на кафедрах. Она ведется по двум линиям: по линии внеаудиторной, которая
является добровольной формой приобщения курсантов к научному творчеству;
по линии учебно-исследовательской работы курсантов, которая включается в
учебный план факультетов. Ее содержание сводится к обязательным занятиям
исследовательской работой по расписанию.
Общее руководство научно-исследовательской работой курсантов и
ответственность за ее постановку в училище несет ректор (на факультете —
декан, на кафедре— заведующий кафедрой), возглавляющий совет по
научно-исследовательской работе курсантов училища. На факультетах
действуют факультетские советы НИРК, возглавляемые деканами. На кафедрах
работа* ют научные кружки.
На факультетские Советы НИРК возлагается: контроль за деятельностью
научных кружков на кафедрах и оказание им практической помощи;
представление курсантов к поощрению за успешное выполнение
научно-исследовательской работы;
подведение итогов научно-исследовательской работы курсантов на
факультете на каждый семестр.
Курсанты, участвующие в научной и научно-исследовательской работе,
объединяются в научное общество
курсантов (НОК), возглавляемое на факультетах
советами НОК.
Совет НОК оказывает помощь руководству факультетом, кафедрам,
профессорско-преподавательскому составу в широком привлечении курсантов
к непосредственному участию в научно-исследовательской работе;
содействует развитию всех форм научно-исследовательской работы
курсантов, распространению положительного опыта организации этой работы;
активно участвует в проведении научных конференций, смотров и конкурсов
научных курсантских работ, выставок технического творчества; содействует
внедрению в производство или учебный процесс лучших курсантских работ.
Учебно-исследовательская работа курсантов выражается в следующих формах:
составление конспекта по курсу «Введение в специальность»;
выполнение лабораторных работ с исследовательскими элементами по
расширенной программе;
решение нестандартных задач на практических занятиях;
подготовка рефератов по циклу общественно-политических дисциплин;
подготовка реферата «Моя специальность»; выполнение курсовых и дипломных
работ с элементами научных исследований;
выполнение дипломных работ исследовательского характера;
выполнение заданий научно-исследовательского характера во время
производственной практики;
участие в научно-технических семинарах, конференциях, Дне науки.
На судоводительском факультете курсанты приобщаются к научной и
учебно-исследовательской работе, начиная с первого курса.
При прохождении лабораторных практикумов на общенаучных и
общетехнических кафедрах наряду с изучением физической сущности явлений
курсантов обучают навыкам наблюдений, измерений различных физических
величин, приемам обработки результатов наблюдений, построению графиков и
др. Применяемые формы и методы творческой самостоятельной работы
позволяют обучать исследовательским приемам всех без исключения
курсантов. Одной из первых возможностей проявить свои потенциальные
возможности в самостоятельной творческой работе для курсантов первых
курсов является их участие в разработке рефератов на кафедрах
общественных наук. Работа над рефератом развивает у курсанта навыки
самостоятельной работы с книгой, умение анализировать и обобщать
литературные данные, способности четко и логично излагать усвоенное.
Подготовленные рефераты публично обсуждаются в группах, лучшие
отбираются для участия в конкурсе студенческих работ.
В Мурманском высшем инженерном морском училище установилась традиция:
первую лекцию на тему «Наш факультет» для первокурсников читает
заведующий выпускной кафедрой или декан. В этой лекции дается
обстоятельный анализ учебной, научной и общественно-политической
деятельности факультета. Особое внимание уделяется знакомству с
традициями факультета, рассказам о прославленных капитанах — выпускниках
училища.
На первых курсах обучения идет интенсивное развитие любознательности,
расширяется кругозор курсантов. Для удовлетворения и развития
естественной потребности в знаниях курсанты привлекаются к работе в
научных кружках, где под руководством преподавателей получают навыки
самостоятельного отбора, изучения специальной литературы, работы с ней;
учатся ставить несложные эксперименты и производить расчеты, делать
выводы и обобщения по результатам исследования; готовить рефераты и
выступать с ними на заседаниях научных кружков или кафедр.
Для курсантов первого и второго курсов научные кружки работают при
кафедрах высшей математики, физики, промыслового судовождения и морского
дела.
У каждого кафедрального кружка есть научный руководитель, назначаемый из
наиболее опытных и квалифицированных преподавателей. Какими бы
способностями и трудолюбием курсанты ни обладали, какой бы интерес ни
проявляли к научному творчеству, без квалифицированного,
целенаправленного и повседневного руководства результаты будут
незначительными. Научный руководитель оказывает помощь в выборе темы,
руководит составлением библиографии, обучает методам сбора материала,
дает консультации и индивидуальные задания в процессе работы над
исследованием, поможет в оформлении работы.
В процессе учебных занятий курсанты выполняют ряд лабораторных работ с
элементами научных исследований, на практических занятиях решают
нестандартные задачи. Все это позволяет им глубже освоить программный
материал по таким дисциплинам, как высшая математика, теоретическая и
прикладная механика, физика, инженерная графика, навигационная
гидрометеорология.
Желающим совершенствоваться в знании английского языка предоставляется
возможность принять участие в конкурсе на лучший перевод художественного
текста. Курсантское бюро технического перевода на кафедре английского
языка осуществляет перевод и реферирование научных статей на иностранных
языках по тематике научной работы кафедр промыслового судовождения и
морского дела, теории устройства судна и промышленного рыболовства.
Ежегодно проводится конференция на английском языке по итогам
плавательной практики курсантов на учебно-парусных судах «Крузенштерн» и
«Седов», принимавших участие в международных регатах Операция Парус.
На 2-м курсе успевающие курсанты привлекаются к выполнению
научно-исследовательской работы по индивидуальному заданию кафедр
промыслового судовождения и морского дела, теории устройства судна и
промышленного рыболовства, технических средств судовождения. физики.
На 3-м и 4-м курсах научно-исследовательская работа курсантов начинает
базироваться на дисциплинах профилирующего и специального циклов, таких,
как «Металлургия промышленного рыболовства», «Навигация, лоция и промысловая
навигация», «Мореходная астрономия», «Электронавигационные и
рыбопоисковые приборы» и др. В лабораторные работы и курсовые проекты
включаются элементы самостоятельного научного творчества, при их защите
требуется углубленное знание предмета. Как правило, при выполнении
курсовых проектов и работ курсанты обязаны проработать индивидуальное
задание, также содержащее элементы научного исследования. Наиболее
способные курсанты привлекаются к госбюджетной и хоздоговорной
научно-исследова-тельской работе, выполняемой во внеучебное время, к
написанию научных отчетов, докладов на научно-техни-ческих конференциях.
В этот период курсанты имеют возможность работать в научных кружках при
кафедрах марксизма-ленинизма, промыслового судовождения и морского дела,
теории устройства судна и промышленного рыболовства, судовой автоматики,
технических средств судовождения.
Все курсанты 4-го курса принимают участие в конкурсах на лучшего
навигатора, девиатора, электронавигатора, гидроакустика; в проведении
обзора и патентного поиска по темам индивидуального задания; выполняют
учебно-исследовательские лабораторные работы по радиотехнике и
электронике, вычислительной технике* радионавигационным приборам,
морской практике и другим специальным дисциплинам.
Во время плавательной практики предусмотрено выполнение
научно-исследовательской работы по индивидуальному заданию, а при
возвращении в училище каждый курсант представляет отчет.
Широко практикуется выступление курсантов с докладами на студенческих
научно-технических конференциях вузов Министерства рыбного хозяйства
СССР, с докладами и лекциями по вопросам науки и техники и
результатам исследований в школах и на судах
рыбопромышленных управлений. Студенческие научно-технические конференции
проводятся с целью всемерного повышения качества подготовки
специалистов, привлечения все большего числа студентов (курсантов) к
активному участию в научно-технических, исследовательских работах,
обмене опытом в организации научно-исследователь-ской работы студентов,
а также для развития и укрепления деловых контактов между родственными
кафедрами вузов, повышения эффективности обмена научной информацией.
По приглашению Оргкомитета в работе конференций по секциям, определяющим
профиль подготовки специалистов, принимают участие в качестве гостей или
докладчиков делегации студентов родственных специальностей других
институтов и морских училищ. Постоянными участниками таких конференций
являются Горьковский и Ленинградский институты инженеров водного
транспорта, Ленинградское, Новороссийское и Одесское выс* шие инженерные
морские училища, Ленинградский и Николаевский кораблестроительные
институты и др.
На конференцию представляются студенческие и курсантские работы,
являющиеся результатом самостоятельного творчества, носящие характер
законченного теоретического или экспериментального исследования.
Курсанты судоводительской специальности выступают с докладами на секциях
истории КПСС, научного коммунизма, марксистско-ленинской философии,
политической экономии, экономики, организации управления и планирования
рыбной промышленности, промыслового судовождения и морского дела, теории
и устройства судов и промышленного рыболовства, морского права и защиты
морской среды от загрянения, технических средств судовождения и др.
Разносторонние научные интересы курсантов-судово-дителей подтверждают
темы их докладов: «Особенности идеологической борьбы в современных
условиях», «Критика потребительской психологии», «Предотвращение
загрязнения моря и его правовые вопросы», «Повышение эффективности
использования спутниковой навигационной системы в условиях промысла»,
«Сравнительная оценка способов отбора водного пространства
рыболока-торами и горизонтального действия» и многие другие.
Авторы лучших студенческих (курсантских) работ
решением Оргкомитета награждаются памятными медалями, дипломами и
грамотами. Авторы лучших работ по общественным наукам могут отмечаться
также грамотами областных и районных комитетов КПСС и ВЛКСМ.
Ежегодно во всех высших инженерных морских училищах проводятся олимпиады
под девизом «Студент и научно-технический прогресс». В рамках их
проводятся предметные олимпиады по высшей математике, физике* химии,
теоретической механике и другим общенаучным и общетехническим
дисциплинам; смотры-конкурсы курсовых работ и проектов; конкурс на
лучший перевод научно-технических текстов; смотры-конкурсы дипломных
работ, отчетов по производственной практике и др. Представители деканата
в торжественной обстановке поздравляют курсантов-победителей и вручают
им награды.
На 5-и и 6-м курсах учащиеся закрепляют навыки научно-исследовательской
работы, приобретенные ранее. Во все дипломные работы включаются задания
научно-исследовательского характера, темы работ увязываются с научной
работой кафедр. В курсовые проекты по дисциплинам «Навигация, лоция и
промысловая навигация», «Гидроакустические и рыбопоисковые приборы»
входят элементы научных исследований. Практически по всем профилирующим
дисциплинам работают кафедральные научные кружки. По результатам
выполнения госбюджетных и хоздоговорных работ курсанты готовят доклады и
статьи, принимают участие в научных конференциях, семинарах и выставках.
Ряд дипломных работ выполняется курсантами почти исключительно на базе
исследований. Это могут быть натурные исследования на судах
рыбопромыслового флота, проводимых в период плавательных практик,
лабораторные исследования, выполняемые в лабораториях кафедр,
комбинированные, т. е. натурные и лабораторные исследования, а также
самостоятельные теоретические исследования. Примерами таких дипломных
работ могут служить следующие: «Исследование разновременных методов
определения места судна по Солнцу в условиях промысла», «Алгоритм
обработки промысловой гидроакустической информации на судовой ЦВМ»,
«Анализ рельефа и грунтов дна в целях глубоководного промысла рыб»,
«Сравнительная эффективность использования комбинированных приемов
определения места судна в Баренцевом море», «Комплексирование
навигационных средств, систем и измерений» и др.
Комсомольская организаций судоводительского факультета принимает
активное участие в активизации научной работы курсантов.
Она немало делает для создания рабочей атмосферы и положительного
общественного мнения вокруг НИРК: вовлекает в активную работу курсантов;
популяризирует достижения кафедральных научных кружков (члены бюро
принимают участие в организации выставок научных работ курсантов,
деятельность кружковцев широко отражается в стенной комсомольской
печати); производит отбор курсантов и рекомендует их для работы по
госбюджетной и хоздоговорной научно-исследовательской тематике кафедр;
совместно с профкомом училище объявляет конкурс на лучший научный
курсантский кружок, лучшую академическую группу по организации НИРК;
участвует в отборе выпускников в аспирантуру и для работы в училище;
совместно с профкомом направляет активистов НОК для работы со
школьниками;
проводит совместные заседания факультетского бюро с советом НОК по
важным вопросам его деятельности.