КАПИТАН ФЛОТА. ЧЕРЕЗ НАУКУ—К ПРОЧНЫМ ЗНАНИЯМ

  Главная       Учебники - Морское дело      Как стать капитаном (Дмитриев В.И)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

КАПИТАН ФЛОТА. ЧЕРЕЗ НАУКУ—К ПРОЧНЫМ ЗНАНИЯМ

У каждого вуза есть своя специфика профессиональной подготовки будущих специалистов. Что касается судоводительского факультета высшего инженерного морского училища, то его цель — готовить высококвалифицированных специалистов для работы непосредственно на промысловых и транспортных судах флота рыбной промышленности, хотя нередки случаи, когда инженеры-судоводители работают в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, отделах и службах рыбопромысловых управлений, судоремонтных заводах и портах.

Инженер-судоводитель по характеру производственной деятельности — эксплуатационник. Большинство профилирующих дисциплин, входящих в учебный план его подготовки, содержит определенные правила, рекомендации и положения, невыполнение которых во время рейса или стоянки может нанести серьезный ущерб судну, перевозимому грузу и здоровью экипажа, а сам судоводитель в этом случае может быть привлечен к административной или даже уголовной ответственности. Следует ли из этого, что строгое подчинение судоводителя правилам лишает его творческих поисков в производственной деятельности, осуществления оригинальных решений и исследований? Конечно нет! Научно-технический прогресс постоянно выдвигает на повестку дня новые прогрессивные методы в организации работы экипажей судов, перевозки рыбопродукции, ведения промысла, судовождения и др. Быстрое пополнение флота крупными высокоавтоматизированными судами, внедрение все более сложных средств судовождения и поиска рыбных скоплений требуют углубления и расширения инженерных знаний специалистов, научного подхода в решении производственных вопросов. Поэтому выпускник судоводительного факультета должен не только обладать глубокими знаниями, основанными на широком
 

теоретическом фундаменте, но и уметь аналитически мыслить, делать правильные обобщения и конкретные выводы.

Говорят, что наш современник в течение своей жизни должен, по меньшей мере, шесть раз осваивать новую технику. Значит, мерилом квалификации становится не только степень отработки узкоспециализированных приемов, но и способность быстро ориентироваться в новой технике и технологии, непрерывно совершенствоваться в практической деятельности.

Многолетний опыт вузов страны показывает, что действенным способом решения этой задачи является привлечение студентов (курсантов) к научной работе.

Научно-исследовательская работа курсантов позволяет освоить методику и средства самостоятельного решения научных и технических задач, навыки работы в научных коллективах, подготовить из числа наиболее способных и успевающих курсантов резерв научных и научно-педагогических кадров.

Организуется научно-исследовательская работа в училище непосредственно на кафедрах. Она ведется по двум линиям: по линии внеаудиторной, которая является добровольной формой приобщения курсантов к научному творчеству; по линии учебно-исследовательской работы курсантов, которая включается в учебный план факультетов. Ее содержание сводится к обязательным занятиям исследовательской работой по расписанию.

Общее руководство научно-исследовательской работой курсантов и ответственность за ее постановку в училище несет ректор (на факультете — декан, на кафедре— заведующий кафедрой), возглавляющий совет по научно-исследовательской работе курсантов училища. На факультетах действуют факультетские советы НИРК, возглавляемые деканами. На кафедрах работа* ют научные кружки.

На факультетские Советы НИРК возлагается: контроль за деятельностью научных кружков на кафедрах и оказание им практической помощи;

представление курсантов к поощрению за успешное выполнение научно-исследовательской работы;

подведение итогов научно-исследовательской работы курсантов на факультете на каждый семестр.

Курсанты, участвующие в научной и научно-исследовательской работе, объединяются в научное общество

курсантов (НОК), возглавляемое на факультетах советами НОК.

Совет НОК оказывает помощь руководству факультетом, кафедрам, профессорско-преподавательскому составу в широком привлечении курсантов к непосредственному участию в научно-исследовательской работе; содействует развитию всех форм научно-исследовательской работы курсантов, распространению положительного опыта организации этой работы; активно участвует в проведении научных конференций, смотров и конкурсов научных курсантских работ, выставок технического творчества; содействует внедрению в производство или учебный процесс лучших курсантских работ.

Учебно-исследовательская работа курсантов выражается в следующих формах:

составление конспекта по курсу «Введение в специальность»;

выполнение лабораторных работ с исследовательскими элементами по расширенной программе;

решение нестандартных задач на практических занятиях;

подготовка рефератов по циклу общественно-политических дисциплин;

подготовка реферата «Моя специальность»; выполнение курсовых и дипломных работ с элементами научных исследований;

выполнение дипломных работ исследовательского характера;

выполнение заданий научно-исследовательского характера во время производственной практики;

участие в научно-технических семинарах, конференциях, Дне науки.

На судоводительском факультете курсанты приобщаются к научной и учебно-исследовательской работе, начиная с первого курса.

При прохождении лабораторных практикумов на общенаучных и общетехнических кафедрах наряду с изучением физической сущности явлений курсантов обучают навыкам наблюдений, измерений различных физических величин, приемам обработки результатов наблюдений, построению графиков и др. Применяемые формы и методы творческой самостоятельной работы позволяют обучать исследовательским приемам всех без исключения курсантов. Одной из первых возможностей проявить свои потенциальные возможности в самостоятельной творческой работе для курсантов первых курсов является их участие в разработке рефератов на кафедрах общественных наук. Работа над рефератом развивает у курсанта навыки самостоятельной работы с книгой, умение анализировать и обобщать литературные данные, способности четко и логично излагать усвоенное. Подготовленные рефераты публично обсуждаются в группах, лучшие отбираются для участия в конкурсе студенческих работ.

В Мурманском высшем инженерном морском училище установилась традиция: первую лекцию на тему «Наш факультет» для первокурсников читает заведующий выпускной кафедрой или декан. В этой лекции дается обстоятельный анализ учебной, научной и общественно-политической деятельности факультета. Особое внимание уделяется знакомству с традициями факультета, рассказам о прославленных капитанах — выпускниках училища.

На первых курсах обучения идет интенсивное развитие любознательности, расширяется кругозор курсантов. Для удовлетворения и развития естественной потребности в знаниях курсанты привлекаются к работе в научных кружках, где под руководством преподавателей получают навыки самостоятельного отбора, изучения специальной литературы, работы с ней; учатся ставить несложные эксперименты и производить расчеты, делать выводы и обобщения по результатам исследования; готовить рефераты и выступать с ними на заседаниях научных кружков или кафедр.

Для курсантов первого и второго курсов научные кружки работают при кафедрах высшей математики, физики, промыслового судовождения и морского дела.

У каждого кафедрального кружка есть научный руководитель, назначаемый из наиболее опытных и квалифицированных преподавателей. Какими бы способностями и трудолюбием курсанты ни обладали, какой бы интерес ни проявляли к научному творчеству, без квалифицированного, целенаправленного и повседневного руководства результаты будут незначительными. Научный руководитель оказывает помощь в выборе темы, руководит составлением библиографии, обучает методам сбора материала, дает консультации и индивидуальные задания в процессе работы над исследованием, поможет в оформлении работы.

В процессе учебных занятий курсанты выполняют ряд лабораторных работ с элементами научных исследований, на практических занятиях решают нестандартные задачи. Все это позволяет им глубже освоить программный материал по таким дисциплинам, как высшая математика, теоретическая и прикладная механика, физика, инженерная графика, навигационная гидрометеорология.

Желающим совершенствоваться в знании английского языка предоставляется возможность принять участие в конкурсе на лучший перевод художественного текста. Курсантское бюро технического перевода на кафедре английского языка осуществляет перевод и реферирование научных статей на иностранных языках по тематике научной работы кафедр промыслового судовождения и морского дела, теории устройства судна и промышленного рыболовства. Ежегодно проводится конференция на английском языке по итогам плавательной практики курсантов на учебно-парусных судах «Крузенштерн» и «Седов», принимавших участие в международных регатах Операция Парус.
На 2-м курсе успевающие курсанты привлекаются к выполнению научно-исследовательской работы по индивидуальному заданию кафедр промыслового судовождения и морского дела, теории устройства судна и промышленного рыболовства, технических средств судовождения. физики.

На 3-м и 4-м курсах научно-исследовательская работа курсантов начинает базироваться на дисциплинах профилирующего и специального циклов, таких, как «Металлургия промышленного рыболовства», «Навигация, лоция и промысловая навигация», «Мореходная астрономия», «Электронавигационные и рыбопоисковые приборы» и др. В лабораторные работы и курсовые проекты включаются элементы самостоятельного научного творчества, при их защите требуется углубленное знание предмета. Как правило, при выполнении курсовых проектов и работ курсанты обязаны проработать индивидуальное задание, также содержащее элементы научного исследования. Наиболее способные курсанты привлекаются к госбюджетной и хоздоговорной научно-исследова-тельской работе, выполняемой во внеучебное время, к написанию научных отчетов, докладов на научно-техни-ческих конференциях.

В этот период курсанты имеют возможность работать в научных кружках при кафедрах марксизма-ленинизма, промыслового судовождения и морского дела, теории устройства судна и промышленного рыболовства, судовой автоматики, технических средств судовождения.

Все курсанты 4-го курса принимают участие в конкурсах на лучшего навигатора, девиатора, электронавигатора, гидроакустика; в проведении обзора и патентного поиска по темам индивидуального задания; выполняют учебно-исследовательские лабораторные работы по радиотехнике и электронике, вычислительной технике* радионавигационным приборам, морской практике и другим специальным дисциплинам.

Во время плавательной практики предусмотрено выполнение научно-исследовательской работы по индивидуальному заданию, а при возвращении в училище каждый курсант представляет отчет.

Широко практикуется выступление курсантов с докладами на студенческих научно-технических конференциях вузов Министерства рыбного хозяйства СССР, с докладами и лекциями по вопросам науки и техники и

 

результатам исследований в школах и на судах рыбопромышленных управлений. Студенческие научно-технические конференции проводятся с целью всемерного повышения качества подготовки специалистов, привлечения все большего числа студентов (курсантов) к активному участию в научно-технических, исследовательских работах, обмене опытом в организации научно-исследователь-ской работы студентов, а также для развития и укрепления деловых контактов между родственными кафедрами вузов, повышения эффективности обмена научной информацией.

По приглашению Оргкомитета в работе конференций по секциям, определяющим профиль подготовки специалистов, принимают участие в качестве гостей или докладчиков делегации студентов родственных специальностей других институтов и морских училищ. Постоянными участниками таких конференций являются Горьковский и Ленинградский институты инженеров водного транспорта, Ленинградское, Новороссийское и Одесское выс* шие инженерные морские училища, Ленинградский и Николаевский кораблестроительные институты и др.

На конференцию представляются студенческие и курсантские работы, являющиеся результатом самостоятельного творчества, носящие характер законченного теоретического или экспериментального исследования.

Курсанты судоводительской специальности выступают с докладами на секциях истории КПСС, научного коммунизма, марксистско-ленинской философии, политической экономии, экономики, организации управления и планирования рыбной промышленности, промыслового судовождения и морского дела, теории и устройства судов и промышленного рыболовства, морского права и защиты морской среды от загрянения, технических средств судовождения и др.

Разносторонние научные интересы курсантов-судово-дителей подтверждают темы их докладов: «Особенности идеологической борьбы в современных условиях», «Критика потребительской психологии», «Предотвращение загрязнения моря и его правовые вопросы», «Повышение эффективности использования спутниковой навигационной системы в условиях промысла», «Сравнительная оценка способов отбора водного пространства рыболока-торами и горизонтального действия» и многие другие.
 

Авторы лучших студенческих (курсантских) работ решением Оргкомитета награждаются памятными медалями, дипломами и грамотами. Авторы лучших работ по общественным наукам могут отмечаться также грамотами областных и районных комитетов КПСС и ВЛКСМ.

Ежегодно во всех высших инженерных морских училищах проводятся олимпиады под девизом «Студент и научно-технический прогресс». В рамках их проводятся предметные олимпиады по высшей математике, физике* химии, теоретической механике и другим общенаучным и общетехническим дисциплинам; смотры-конкурсы курсовых работ и проектов; конкурс на лучший перевод научно-технических текстов; смотры-конкурсы дипломных работ, отчетов по производственной практике и др. Представители деканата в торжественной обстановке поздравляют курсантов-победителей и вручают им награды.

На 5-и и 6-м курсах учащиеся закрепляют навыки научно-исследовательской работы, приобретенные ранее. Во все дипломные работы включаются задания научно-исследовательского характера, темы работ увязываются с научной работой кафедр. В курсовые проекты по дисциплинам «Навигация, лоция и промысловая навигация», «Гидроакустические и рыбопоисковые приборы» входят элементы научных исследований. Практически по всем профилирующим дисциплинам работают кафедральные научные кружки. По результатам выполнения госбюджетных и хоздоговорных работ курсанты готовят доклады и статьи, принимают участие в научных конференциях, семинарах и выставках.

Ряд дипломных работ выполняется курсантами почти исключительно на базе исследований. Это могут быть натурные исследования на судах рыбопромыслового флота, проводимых в период плавательных практик, лабораторные исследования, выполняемые в лабораториях кафедр, комбинированные, т. е. натурные и лабораторные исследования, а также самостоятельные теоретические исследования. Примерами таких дипломных работ могут служить следующие: «Исследование разновременных методов определения места судна по Солнцу в условиях промысла», «Алгоритм обработки промысловой гидроакустической информации на судовой ЦВМ», «Анализ рельефа и грунтов дна в целях глубоководного промысла рыб», «Сравнительная эффективность использования комбинированных приемов определения места судна в Баренцевом море», «Комплексирование навигационных средств, систем и измерений» и др.

Комсомольская организаций судоводительского факультета принимает активное участие в активизации научной работы курсантов.

Она немало делает для создания рабочей атмосферы и положительного общественного мнения вокруг НИРК: вовлекает в активную работу курсантов; популяризирует достижения кафедральных научных кружков (члены бюро принимают участие в организации выставок научных работ курсантов, деятельность кружковцев широко отражается в стенной комсомольской печати); производит отбор курсантов и рекомендует их для работы по госбюджетной и хоздоговорной научно-исследовательской тематике кафедр;

совместно с профкомом училище объявляет конкурс на лучший научный курсантский кружок, лучшую академическую группу по организации НИРК;

участвует в отборе выпускников в аспирантуру и для работы в училище;

совместно с профкомом направляет активистов НОК для работы со школьниками;

проводит совместные заседания факультетского бюро с советом НОК по важным вопросам его деятельности.

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..