КАПИТАН ФЛОТА. УМЕТЬ УЧИТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО

  Главная       Учебники - Морское дело      Как стать капитаном (Дмитриев В.И)

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

КАПИТАН ФЛОТА. УМЕТЬ УЧИТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО

С бурным развитием науки и техники непрерывно увеличивается объем знаний, необходимый для подготовки квалифицированного командира производства, инженера. Однако сроки обучения остаются прежними, а это значит, что для качественного усвоения большого объема учебной информации курсанты должны уметь планировать и рационально использовать свое время.

Сами по себе знания не делают инженера-судоводителя подготовленным к выполнению служебных обязанностей. В процессе обучения курсанты должны приобрести такие практические навыки и умения, которые в сочетании с глубокими теоретическими знаниями позволят им успешно овладеть судоводительской специальностью.

В условиях быстрого роста флота, непрерывного совершенствования его технической вооруженности, методов и технических средств судовождения и поиска рыбных скоплений ни одно высшее инженерное морское училище не может дать своим выпускникам такой запас знаний, которого хватило бы им на весь период работы на судах флота рыбной промышленности. Поэтому каждый инженер-судоводитель после окончания училища должен пополнять свой багаж знаний, непрерывно заниматься самообразованием.

Таким образом, овладение умениями и навыками самостоятельной работы является необходимой предпосылкой для качественного усвоения учебной программы училища и успешного выполнения служебных обязанностей на судне и на берегу.

Современная психология и педагогика выработали ряд научно обоснованных рекомендаций по методике умственного труда в высшей школе, где процесс обучения все больше основывается на творческой активности и высокой самостоятельности учащихся.

Характерной чертой работы курсантов должен быть индивидуальный, самостоятельный поиск знаний. Такая самостоятельная работа, как по заданию, так и по собственному желанию, позволяет закрепить, расширить и
углубить получаемые знания, а также усвоить новый материал без посторонней помощи.

В большей или меньшей степени самостоятельная работа требуется от курсантов на занятиях всех видов, особенно в часы самоподготовки, т. е. в течение всего времени, отведенного для учебы. На лекциях курсант должен осмысливать преподносимый материал, вести конспект, делать зарисовки с доски и плакатов и т. д. На практических занятиях доля самостоятельной работы увеличивается, так как здесь приходится решать задачи и примеры, производить расчеты, приобретать навыки в использовании той или иной аппаратуры и тд. Еще в большей мере самостоятельная работа курсантов проявляется на лабораторных занятиях, особенно исследовательского характера, где проводятся опыты, наблюдаются и изучаются явления, описанные в лекциях, налаживается и регулируется оборудование, устанавливаются закономерности процессов и т. д.

В наибольшей степени самостоятельная работа курсантов имеет место в часы самостоятельной подготовки (самоподготовки), которая установлена для них распорядком дня. В это время курсанты выполняют домашние задания, конспектируют первоисточники, готовятся к семинарам, лабораторным и практическим занятиям, зачетам и экзаменам, выполняют курсовые и дипломные работы и т. д.

Познавательный процесс невозможен без активной мыслительной деятельности самого учащегося. Только активная работа курсанта, направленная на усвоение учебного материала, позволит ему глубоко проникнуть в сущность явления и обеспечит прочное запоминание.

Самостоятельная работа развивает такие необходимые для будущего судоводителя качества, как организованность, дисциплинированность, активность, инициатива, способность анализировать факты и явления, настойчивость в достижении поставленной задачи.

Умение самостоятельно работать, выработанное курсантом в училище, окажет ему неоценимую услугу впоследствии, при решении практических задач в море и при стоянке в порту. Выпускник может оказаться в затруднительном положении, если за годы учебы в училище не научится навыкам самостоятельного приобретения знаний, навыкам повседневного самообразования. Исследования показали, что в настоящее время пример-
 

но 10 % знаний ежегодно обесцениваются. Иными словами, через пять лет выпускник училища теряет половину знаний, полученных за годы учебы.

Вот почему так важно курсанту научиться сосредоточенно и внимательно работать, настойчиво преодолевать трудности, развивать память, вести наблюдения и записи, уметь контролировать себя.

Рациональная организация самостоятельной работы предусматривает достижение максимального эффекта при минимальных затратах времени и энергии. Важнейшими вопросами такой организации являются планирование и техника самостоятельной работы.

Поступив в училище, курсант попадает в совершенно новые для себя условия. Прежде всего нужно подчиняться установленному распорядку дня: подъем, отбой, построения, несение вахтенной службы — все это так непохоже на привычный образ жизни! Учеба же требует в обязательном порядке планирования и организации самостоятельной работы.

К сожалению, не все курсанты понимают необходимость планирования. Некоторые считают, что перегруженность обязательными учебными занятиями не оставляет никакого времени на чтение художественной литературы, занятия спортом, посещение театра, концертного зала. В лучшем случае выкраивается время на кино и танцы. В итоге молодые люди духовно обкрадывают себя, не используют в молодом возрасте богатейшие возможности для гармоничного развития личности.

Тщательно продуманный личный план курсанта помогает ему работать ритмично, без перегрузок, позволя* ет сделать значительно больше, чем при работе без плана. Исходными данными для его составления служат расписания занятий и графики самостоятельной работы курсантов.

Личный план, составляемый курсантом на месяц, дает общее направление в работе, устанавливает перспективу и намечает основные и промежуточные итоги. Ежедневно в этот план необходимо вносить коррективы. Такое планирование позволит целесообразно распределить занятия по месяцам и неделям, избежать штурмовщины, с первых дней «без раскачки» включиться в учебный процесс.

При планировании самостоятельной работы рекомендуется руководствоваться следующим.
В первые часы самоподготовки нужно заниматься наиболее трудноусваиваемыми предметами. Учитывая, что при однообразной работе человек утомляется больше, чем при разнохарактерной работе, не следует заниматься только одним предметом или одним видом занятий. Браться за многие предметы в один и тот же день, тоже нерационально, так как на начальном этапе занятий производительность труда низкая, и чем большим количеством предметов занимаются, тем больше потери времени. Оптимальным считается ежедневная работа по двум-трем предметам.

Самостоятельно прорабатывать лекционный материал нужно в тот же день или, по крайней мере, не позже чем через два-три дня после прослушивания лекции. В противном случае резко увеличиваются затраты времени.

Подготовку к лабораторным и практическим работам нужно начинать за два-три дня до их проведения. В этом случае никакие непредвиденные обстоятельства накануне не застанут врасплох.

Выполнение курсового проекта (работы) следует начинать в первую же неделю после получения задания. Оставляя эту работу на последние недели, можно просчитаться в затратах времени и не уложиться в отведенные графиком учебного процесса сроки.

Подготовку к экзаменам нужно планировать за три* четыре недели до сессии.

Рассмотрим примерную технику планирования самостоятельной работы.

В самом начале на целый семестр намечаются время и сроки выполнения наиболее трудоемких работ (курсовых проектов, контрольных и домашних заданий, лабораторных и практических работ, зачетов и экзаменов и т.д.). Затем п-еред каждой неделей определяются дни и часы, отводимые на отработку лекционного материала и изучение рекомендованной литературы, подготовку к практическим и лабораторным работам, конспектирование первоисточников и т. д. Здесь же следует предусмотреть время для занятий в спортивных секциях, работы в научном обществе курсантов, участия в общественно-политических мероприятиях.

Личный план самостоятельной работы составляется, как правило, в произвольной форме. Произвольно выбирается и время для тех или иных видов работ. Оно зависит от индивидуальных склонностей каждого курсанта, трудоемкости конкретного задания и не может быть одинаковым для всех. Для трудноусваиваемых предметов времени выделяется, как правило, больше.

Удачно составленный личный план служит залогом успешного достижения цели. Но самое главное — уметь претворить намеченный план в жизнь. Это не так просто. Здесь от курсанта требуется не только сознательное отношение к делу, но и целеустремленность, твердость характера. Штурмовщина в конце семестра не даст глубоких знаний предмета, какими бы способностями учащийся не обладал.

Планирование самостоятельной работы — это предпосылка правильной организации умственного труда, а его продуктивность во многом зависит от техники личной работы.

Металлургия личной работы, так же как и ее организация, должна быть направлена на выработку таких методов, которые бы позволяли выполнять тот же объем работы, что и раньше, но за более короткий срок.

Примером трудолюбия, высокой собранности, умения беречь время могут служить многие выдающиеся люди. Характерно, что трудолюбие и работоспособность этих людей не являлись результатом исключительного здоровья или каких-то необыкновенных способностей. Наоборот, многие из них от природы были слабыми, а поразительные успехи достигались замечательной организацией личного труда и упорством.

Известно высказывание К. Маркса о том, что все виды экономии в обществе в конечном счете сводятся к экономии времени. В полной мере это относится и к учебному времени. Каждый час учебных занятий должен использоваться продуктивно и строго по назначению.

Если посмотреть на себя критически, то окажется, что мы обходимся со временем крайне расточительно. И не задумываемся о невосполнимости этих потерь.

Почему времени не хватает? Человек берется за одну работу, не доводит ее до конца, берется за другую. Если что и сделает, то наспех, кое-как. Казалось бы, все время в деле, а дело не идет. А причина проста. Неумение работать, неорганизованность. Вырабатывать же в себе собранность, умение рационально использовать бюджет времени необходимо в молодости. В подавляющем большинстве случаев непроизводительные потери времени происходят из-за отвлечения от работы, а то и просто из-за «ничегонеделания».

Вот несколько примеров. Во время самоподготовки, когда все курсанты заняты учебными делами, кто-то вдруг вспомнил спорный эпизод из недавнего футбольного матча. Товарищ с ним не согласился. В разгорев-шуюся дискуссию невольно вовлекаются все остальные. Долго не утихают страсти, и еще много времени пройдет, прежде чем спорящие успокоятся и вернутся к своим занятиям. В результате из-за одного недисциплинированного отвлекутся от дела все остальные.

Бывает и так, что человек сидит над книгой или конспектом, а мысли его заняты совсем другим, не относящимся к учебному материалу.

Встречается еще тип людей, которые не могут заставить себя заниматься делами, требующими от них определенных усилий, не всегда доставляющими удовольствие. Приятнее, конечно, посидеть перед телевизором или с увлекательной книгой, утешая себя мыслью, что все сделаешь, если будет очень нужно. Но привыкнув к праздности и безделью, занимаясь лишь теми делами, которые не требуют значительных усилий, человек постепенно приобретает такие негативные черты, как слабоволие и лень. В итоге такой человек не сможет заставить себя заняться той работой, которая лишает его комфорта, требует напряжения, сосредоточенности и усидчивости.

Высокая продуктивность умственного труда во многом зависит от рационального режима, правильного чередования работы и отдыха. Распорядок дня в закрытом учебном заведении, каким является училище, избавляет курсантов от необходимости самому распределять время на те или иные виды деятельности. Однако организация продуктивной работы и нормального отдыха в отведенные часы — дело самих курсантов.

Предположим, что по распорядку дня предстоят самостоятельные занятия. Вначале необходимо подумать о том, какими предметами заниматься и как прорабатывать материал. Далее следует подготовить рабочее место — отобрать нужную литературу, конспект, тетради, инструмент. Все эти предметы должны быть разложены в определенном порядке, чтобы не терялось время на их поиск. Порядок на рабочем месте и тишина во время самоподготовки стимулируют продуктивную работу, способствуют сосредоточению внимания. Анкетный опрос показал, что в подавляющем большинстве случаев самостоятельной работе мешают шум, посторонние разговоры и неорганизованность.

Во время занятий необходимо обеспечить правильное освещение тетради или книги, так как недостаточная освещенность повышает утомляемость, может привести к ухудшению зрения. Установлено, что при правильном освещении производительность труда повышается примерно на 10—30 %.

При организации самостоятельной работы важно учитывать тот факт, что работоспособность людей в течение дня изменяется. Существует суточный цикл работоспособности человека: наибольшая умственная производительность у некоторых людей наблюдается в утренние часы (с 9 до 12 часов), наименьшие — в середине дня (с 14 до 16 часов). Второй пик, правда, несколько меньший, умственной производительности наблюдается с 16 до 20 часов. Наихудшие условия для занятий умственным трудом приходятся примерно на часы с 14 до 16 и с 20 до 22. Естественно, здесь могут быть отклонения как в ту, так и в иную сторону.

Приступая к самостоятельной работе, следует помнить, что центральная нервная система некоторое время еще находится под влиянием предшествующей деятельности и, чтобы войти в работу, требуется некоторое время. Поэтому в первый час самоподготовки надо избегать значительных нагрузок.

Как известно, при монотонном труде на нервную систему воздействует немного раздражителей. В состоянии возбуждения находятся лишь некоторые отделы коры больших полушарий головного мозга, в то время как деятельность многих из них заторможена. При разнообразной же работе, наоборот, большинство центров головного мозга находятся в активном функциональном состоянии. Утомление организма происходит не потому, что люди много работают, а оттого, что своевременно не отдыхают. Поэтому для восстановления работоспособности необходимо устраивать кратковременные перерывы во время работы. Их рекомендуется делать через каждые 45 минут, максимум через час-полтора. Подобный кратковременный отдых, немного сокращая фактическое время занятий, в последующем позволяет восполнить потери времени за счет высокой производительности труда. В целом же снижается и утомляемость. Продолжительность перерывов должна составлять 10—15 минут, и проводить их следует на свежем воздухе. Более длительные перерывы в работе нецелесообразны, так как приводят к ослаблению или даже исчезновению вра* ботанности, приобретенной в процессе труда.

Заниматься одним предметом нужно не более одно-го-двух часов, затем лучше переключиться на другую дисциплину.

Большое значение при умственной деятельности имеет способность человека сосредоточивать свое внимание на предмете изучения. Это касается как самостоятельных занятий, так и аудиторных под руководством преподавателя. Такая способность подлежит тренировке. Это поможет добиваться серьезных успехов не только при изучении той или иной дисциплины, но и в будущем при освоении технических новшеств своей специальности.

Ни способности, ни талант человека не могут сделать то, что сделает умение трудиться. Усидчивость, волю, умение концентрировать внимание, наконец, умение думать можно и должно тренировать, так же как тренируют свое тело, чтобы быть здоровым, выносливым и сильным.

Для успешной сдачи экзаменов и получения зачетов необходимо систематизировать свои знания, полученные в течение семестра на лекциях и семинарах, практических и лабораторных работах. Если в процессе занятий проработка материала велась регулярно, то курсанты не испытывали больших трудностей во время зачетной неделц и экзаменационной сессии.

По ряду предметов, особенно если по ним не предусмотрены лабораторные или практические занятия, зачет проводится в виде собеседования по лекционному материалу. В любом случае к зачету курсанты обязаны повторить пройденный материал по записям, сделанным на лабораторных и практических занятиях, — это способствует более глубокому закреплению знаний и обеспечивает продуктивную подготовку к экзаменам.

На экзамене проверяется не память человека, а уровень усвоения знаний, умения в дальнейшем применять их на практике. Поэтому при подготовке к ним необходимо обобщить полученные ранее знания, глубже осмыслить методологию предмета, его систему, выделить в нем основное, воспроизвести общую картину с тем, чтобы яснее понять связь между отдельными разделами дисциплины. Работа эта не простая, требует напряжения воли и сознания, больших затрат умственных и физических сил.

Прежде всего нужно обратиться к программе дисциплины, чтобы установить для себя общую картину, структуру предмета, выделить главные и второстепенные вопросы. Как ни странно, курсанты не всегда считают нужным это делать. Некоторые просто не подозревают о существовании таких программ, другие же считают, что достаточно иметь вопросы экзаменационных билетов, выдаваемые преподавателем. Такую практику нельзя считать удачной, так как подготовка к ответам на экзаменационные вопросы по билетам обеспечивает только ограниченный уровень знаний определенной темы и не дает представления о логической взаимосвязи между разделами изучаемого предмета.

Далее следует распределить время для подготовки к экзамену так, чтобы успеть весь материал проработать дважды. На первую проработку рекомендуется затрачивать 60—80 процентов всего отведенного времени. Она должна быть основательной. Весь материал изучается досконально, чтобы никаких неясных вопросов не оставалось. Второй раз возвращаются к проработанному материалу для контроля, формулируя ответы на экзаменационные вопросы устно или письменно. Для проверки правильности ответа можно обращаться к конспекту или учебной литературе.

В день экзамена за 1,5—2 часа до его начала можно дополнительно просмотреть весь материал по конспекту или учебнику, но ни в коем случае не останавливать свое внимание на каком-либо одном разделе.

Готовиться к экзамену лучше всего индивидуально. При групповом методе тоже можно получить необходимый объем знаний, достаточный для сдачи экзамена. Однако полезнее прорабатывать материал самостоятельно, до всего доходить самому, а не получать разъяснения по трудным вопросам у более подготовленных товарищей. Иначе развивается ленность ума, неспособность заставить себя глубоко вникать в сущность рассматриваемых явлений, привычка к чужой помощи для решения более или менее сложных вопросов. К групповому методу можно прибегать лишь эпизодически, да и то

для разбора непонятных схем, решения трудных задач и т. п., когда самостоятельных усилий оказывается недостаточно.

Некоторые курсанты вместо того, чтобы добросовестно проработать материал, разобраться в физическом смысле рассматриваемых явлений и процессов, доказательствах с применением математических выкладок, заготавливают шпаргалки. Что на это сказать? Если человек поступил в училище, имея искреннее желание стать грамотным специалистом, высококвалифицированным судоводителем, а не для того, чтобы любым путем заполучить заветный диплом, то оправданий ему нет. Привычка ловчить, а только так и можно назвать пользование шпаргалками, хочет этого человек или нет, вырабатывает пагубную черту характера — добиваться своих целей путем мелкого обмана.

В период подготовки к экзаменам нужно выбрать такой режим работы, который обеспечивал бы высокопроизводительный труд в течение всей сессии и сочетался с активным отдыхом. Чтобы сократить потери времени на включение в работу, рабочие периоды следует делать более длительными. Сон должен продолжаться не менее 7—8 часов. В канун сдачи экзамена лучше всего устроить для себя отдых с обязательной прогулкой на свежем воздухе. Ни в коем случае нельзя во время подготовки к экзаменам изнурять себя занятиями, засиживаться с учебниками за полночь, а тем более заниматься ночью. Такой режим работы ни к чему, кроме подрыва здоровья, не приводит.

Металлургия сдачи экзаменов на разных кафедрах может быть различна. На одних экзаменующийся готовится у доски, на других — сидя за столом. В любом случае, прежде чем что-то писать, необходимо четко уяснить вопрос экзаменационного билета, тщательно продумать ответ и лишь потом составлять краткий конспект своего сообщения. Писать слишком подробно не следует. Конспект нужно составлять в виде тезисов, сопровождая их математическими выкладками, формулами или графиками. В устном ответе надо четко выразить свою мысль, соблюдая логическую последовательность в изложении материала. Отвечать нужно спокойно, продуманно, не торопясь, не проглатывая концы фраз и слов. Спокойно и обстоятельно следует отвечать и на уточняющие вопросы экзаменатора.
 

Бывает, что излишнее волнение мешает курсанту уяснить, с чего начать свой ответ. В этом случае нужно обратиться за помощью к преподавателю, который ободряющими словами поможет справиться с переживаниями и робостью, укажет на основные положения, которые должны фигурировать в ответе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..