КАК УЧАТ НА КАПИТАНА СУДНА

  Главная       Учебники - Морское дело      Как стать капитаном (Дмитриев В.И)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

КАК УЧАТ НА КАПИТАНА СУДНА

Командные кадры для судов флота рыбной промышленности готовят высшие и средние специальные учебные заведения.

Главными задачами высших учебных заведений являются подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих марксистско-ленинской теорией, глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками по специальности; организация массово-политической и воспитательной работы; воспитание у студентов высоких моральных качеств, коммунистической сознательности, культуры, социалистического интернационализма, готовности к защите Социалистической Родины.

В высшем инженерном морском училище, как и в любом другом высшем учебном заведении, подготовка специалистов осуществляется в соответствии с указаниями и требованиями квалификационной характеристики, утвержденной и введенной в действие Министерством высшего и среднего специального образования СССР. Квалификационная характеристика является государственным документом, устанавливающим цели обучения по каждой специальности. Она указывает профессиональное назначение специалиста и определяет совокупность
 

знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения трудовых и общественных обязанностей. Содержание характеристик отражает основные требования к выпускнику высшей школы, предъявляемые конкретной отраслью народного хозяйства (сферой профессиональной деятельности) на современном этапе строительства коммунизма с учетом перспектив социально-экономического и научно-технического прогресса, а также раскрывает профессиональные задачи, для решения которых ведется подготовка кадров.

На основе квалификационных характеристик осуществляется составление всех типовых, индивидуальных и рабочих учебных планов и программ учебных дисциплин.

Учебный процесс в высшем инженерном морском училище складывается из различных видов и форм учебной работы. Он организуется и ведется кафедрами и факультетами училища на основе утвержденного Министерством рыбного хозяйства СССР и согласованного с Министерством высшего и среднего специального образования СССР учебного плана, утвержденных ректором рабочего учебного плана и графика учебного процесса, а также с учетом конкретных условий, в которых работает училище.

Общее содержание учебного процесса училища выражено в учебном плане. Учебный план — это государственный руководящий документ, определяющий общее направление и основное содержание подготовки специалистов, а также виды и формы учебной работы, включая производственную практику, формы и сроки проверки знаний курсантов. Направление и содержание подготовки специалиста определяется перечнем учебных дисциплин. Формой выражения содержания изучаемых предметов, видов обучения, применения средств и методов занятий являются программы учебных дисциплин. Учебный план в значительной мере определяет содержание и систему самостоятельной работы курсантов, предусматривая необходимую ее планомерность и последовательность, допуская при этом полную возможность самостоятельного планирования ее курсантами на протяжении всего срока обучения в училище.

Комплекс дисциплин учебного плана специальности 1606 «Судовождение на морских путях», изучаемых курсантами за время нахождения в училище, включает следующие циклы:
 


Цикл общественно-политических дисциплин:

История КПСС

Марксистско-ленинская философия Политическая экономия Научный коммунизм

Общенаучный цикл:

Высшая математика Физика

Теоретическая механика Английский язык

Цикл общеинженерных и специальных дисциплин:

Прикладная механика

Судостроительные материалы и организация судоремонта,

Инженерная графика

Электротехника и электрооборудование судов Радиотехника и электроника Вычислительная техника и программирование Математическая обработка результатов наблюдений Судовые энергетические установки Теория и устройство судов Теоретические основы судовождения Промысловая ихтиология и сырьевая база Автоматизация промыслового судовождения Военно-морская подготовка экипажей промысловых судов Гражданская оборона

Профилирующий цикл:

Навигация, лоция и промысловая навигация Мореходная астрономия Технические средства судовождения Гидроакустические рыбопоисковые приборы Управление судном и его техническая эксплуатация Промышленное рыболовство Навигационная и промысловая гидрометеорология Введение в специальность

Цикл инженерно-экономических и правовых знаний:

Экономика рыбной промышленности

Организация, планирование и автоматизированные системы управления работой флота рыбной промышленности Советское морское, рыболовное право и охрана природы Охрана труда

В программах учебных дисциплин содержится детальный перечень основных разделов и тем, методические и организационные указания. Курсант может познакомиться с планом действий, средствами и методами изучения данного предмета. Здесь же дается рекомендуемая литература — основная и дополнительная.

На основании утвержденного Министерством рыбного хозяйства графика учебного процесса, календаря на следующий учебный год и конкретных условий, в которых работает училище, ежегодно учебной частью составляется оперативный график учебного процесса. После согласования с деканами он утверждается ректором. В графике учебного процесса указывается число недель, отводимых на учебные занятия, практику, каникулы, сессии, сборы, на сдачу курсантами Государственных экзаменов и т. п.

Также ежегодно для каждого курса деканат составляет рабочие учебные планы, согласовывает с выпускающей кафедрой и сдает в учебную часть для утверждения. В них указываются дисциплины, изучаемые курсантами каждого курса в течение учебного года, а также число часов в неделю, отводимых на их изучение в каждом семестре (осеннем и весеннем) с разбивкой по видам учебных занятий (количество часов в неделю, отводимое на лекции, лабораторные и практические занятия, обязательные консультации по курсовым проектам и работам).

В рабочем учебном плане указывается также форма отчетности курсантов в каждом семестре и по каждой дисциплине (экзамены или зачеты).

На каждый учебный год непосредственно для курсантов каждого курса деканат составляет графики самостоятельной работы. Кроме перечня изучаемых дисциплин, количества недель текущего семестра и часов, отводимых на различные виды учебных занятий, эти графики содержат все формы отчетности курсантов не только в конце семестров, но и в течение учебного года: контрольные работы, домашние задания, коллоквиумы, отчеты по лабораторным работам и т.п. Графики самостоятельной работы курсантов позволяют деканату равномерно распределить загрузку курсантов, а курсантам планировать свою работу в течение семестра.

Все изучаемые в училище дисциплины делятся на обязательные и факультативные.

 

К обязательным относятся специальные дисциплины широкого научного значения (все общенаучные и общеинженерные), общие для всех специальностей высшего инженерного морского училища, профилирующие и инженерно-экономические. Обязательной для всех курсантов дневной формы обучения является учебная и производственная практика.

К факультативным дисциплинам относятся, как правило, некоторые специальные дисциплины или разделы дисциплин, развивающие и углубляющие профессиональную подготовку, готовящие курсантов к конкретной работе по специальности. Однако к ним могут быть отнесены и некоторые общетеоретические дисциплины, расширяющие кругозор курсантов. Так, изучаемый на 5-м курсе раздел «Расхождение судов в море» из дисциплины «Управление судном и его техническая эксплуатация» относится к факультативному материалу. В процессе его изучения курсанты на навигационном тренажере закрепляют полученные ранее теоретические знания по Международным правилам предупреждения столкновения судов в море и приобретают навыки по управлению судном во время маневрирования.

Факультативный курс английского языка, который на судоводительном факультете читается в дополнение к основному на 1-ми 5-м курсах, позволяет курсантам овладеть практическими навыками разговорного языка, составлять деловые бумаги, пользоваться английскими пособиями по судовождению и др.

Факультативно изучаются основы марксистско-ленинской этики и эстетики, история мореплавания, общественно-политическая работа, основы научного атеизма.

Важнейшее место во всех учебных планах отводится общественным наукам — истории КПСС, марксистско-ленинской философии и научному коммунизму. Они создают необходимую методологическую базу для всех специальностей, формируют у курсантов марксистско-ленинское мировоззрение, политически правильный подход к явлениям и событиям общественной жизни. Изучение этих дисциплин начинается на первом курсе и продолжается до последнего, тем самым достигается постепенное углубление знаний законов общественного развития и правильное применение марксистско-ленинской теории к конкретным жизненным явлениям.
 

Важным средством оптимальной организации обучения является последовательность при изучении учебных дисциплин, прочные связи между предметами и видами обучения. Поэтому на первых курсах изучаются общенаучные и общеинженерные дисциплины, такие, как высшая математика, физика, инженерная графика, теоретическая механика и др. При этом особое внимание обращается на то, чтобы не нарушалась связь между взаимосвязанными дисциплинами. Курс теоретической механики, например, начинается лишь со 2-го семестра, когда курсанты получают необходимые математические знания.

В свою очередь, строго соблюдается связь между теоретическими и профилирующими предметами: физикой, теоретической механикой, электротехникой, радиотехникой и электроникой, с одной стороны, и «Техническими средствами судовождения», «Гидроакустическими и рыбопоисковыми приборами»—с другой.

Все это дает будущим специалистам глубокую научно-теоретическую подготовку, расширяет их научный кругозор и повышает квалификацию, служит гарантией того, что в дальнейшем они смогут решать сложные научные и практические задачи перспективного значения.
 

Важнейшей частью подготовки высококвалифицированного специалиста является производственная практика курсантов. Действующим учебным планом специальности 1606 «Судовождение на морских путях» предусмотрена практика продолжительностью *60 недель. Плавательная практика проводится на судах флота рыбной промышленности. Различают ознакомительную, шлюпочную, транспортную, промыслово-производственную и штурманскую практику.

В процессе практики курсанты на учебном, учебнопроизводственном или производственном судне выполняют задания, необходимые для овладения соответствующими профессиональными навыками.

Главная цель производственной практики — закрепление и расширение знаний, полученных курсантами в училище, на основе всестороннего изучения работы судна; овладение профессиональными навыками и передовыми методами труда и управления; выполнение плавательного ценза установленной продолжительности; привитие курсантам высоких деловых и моральных качеств, физической закалки, чувства долга и ответственности, любви к морю и избранной специальности. На судне курсанты приобретают опыт общественно-политической, организационной и воспитательной работы.

Конкретные задачи производственной практики определяют профилирующие кафедры, ответственные за качественное ее проведение. На основе типового учебного плана и других нормативных документов они разрабатывают необходимую учебно-методическую документацию, учитывающую профиль специалиста, этап подготовки, характер судов — объектов практики.

Формы организации практики по судоводительской специальности различны: учебная, производственная

практика на рабочих местах в составе палубной команды и преддипломная.

Учебная практика курсантов проводится с руководителями от учебного заведения и организуется на судах, входящих в учебные отряды. Например, Балтийский отряд учебных судов, базирующийся в Риге, имеет в своем составе два крупнейших в мире парусника — барки «Седов» и «Крузенштерн», транспортные и рыбопромысловые суда «Николай Зыцарь», «Эхолот», «Курсограф», «Диплот», «Призвание». Все они оснащены современным штатным и учебным навигационным оборудованием, учебными штурманскими рубками, классами и кабинетами для проведения занятий и самоподготовки, библиотеками с художественной и технической литературой.

Учебно-производственные суда ведут промысел рыбы и занимаются транспортировкой рыбопродукции, как и все суда флота рыбной промышленности. Поэтому курсанты получают знания непосредственно на рабочих местах, выполняя обязанности дублеров вахтенного помощника капитана, занимаются прокладкой пути судна, производят астрономические наблюдения, определяют место судна различными методами и др. Все вопросы программы практики отрабатываются под руководством опытных преподавателей и лиц командного состава судна.

К основным формам учебного процесса в высшей школе относятся лекции, практические и лабораторные занятия, групповые и индивидуальные консультации, курсовое и дипломное проектирование, учебная практика, зачеты и экзамены. Все эти звенья единого процесса находятся в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга и одновременно имеют свои особенности.

Важнейшей формой учебного процесса в высшей школе является лекция. Через нее курсант познает предмет, приучается думать, приобретает интерес к творчеству и навыки самостоятельной работы. Лекции, как правило, предшествуют лабораторным и практическим занятиям. Это позволяет реализовать основное педагогическое требование о сочетании теоретических и практических занятий при изучении всех без исключения дисциплин.

Лекции на младших курсах в основном закладывают фундамент специального образования, формируют систему знаний, мышления. На старших курсах лекции раскрывают вполне конкретную область или раздел науки, знакомят курсантов с современным состоянием затрагиваемых в курсе проблем, дают необходимые профессиональные знания по избранной специальности.

Дополнительной помощью, оказываемой курсантам в процессе обучения, является консультация преподавателя. В ходе консультации курсант получает объяснение наиболее сложных теоретических вопросов, овладевает методикой освоения материала. Но не следует идти на консультацию неподготовленным, надеясь приобрести необходимые знания не путем самостоятельной работы, а прослушав «что говорит преподаватель». Без предварительной подготовки к консультации польза от нее будет минимальной, так как преподаватель не просто излагает программный материал, а объясняет наиболее трудные вопросы, с которыми курсанты столкнулись при изучении дисциплины. Не просмотрев конспект, рекомендованную литературу, не заготовив заранее вопросов к преподавателю, курсант наверняка не поймет доброй половины объяснений. Во время консультации курсанты могут удовлетворить свою любознательность по тем проблемам, которые их особенно интересуют, проверить свои возможности в приобщении к научно-исследовательской работе.

Половина учебного года носит название семестра. По завершении его курсанты сдают экзамены. Период сдачи экзаменов называется экзаменационной сессией. Последняя неделя семестра, предшествующая экзаменационной сессии, считается зачетной. Курсантам, успешно занимавшимся по данной дисциплине в семестре и не имеющим по ней задолжностей, зачеты проставляются в экзаменационные ведомости и зачетные книжки, а курсантов, имеющих задолженность и не показавших в ходе обучения твердых знаний по дисциплине, опрашивают по содержанию курса.

Цель зачетов — проверить выполнение курсантами лабораторных и расчетно-графических работ, курсовых работ и проектов, усвоение учебного материала практических и семинарских занятий, выполнение учебных заданий за время производственной практики, усвоение теоретического материала по курсам, не имеющим экзаменов.

Курсанты обязаны в установленные сроки получить все зачеты в строгом соответствии с учебным планом и утвержденными программами.

Декан имеет право разрешить досрочную сдачу зачетов (до начала зачетной недели) как учебным группам, так и отдельным курсантам при согласовании с соответствующими кафедрами.

Зачеты по практическим и лабораторным работам принимаются по мере их выполнения. По отдельным дисциплинам зачеты могут проводиться в виде контрольных работ на практических занятиях. Зачеты по семинарским занятиям проставляются на основе представленных рефератов (докладов) или выступлений курсантов на семинарах.

По общественным наукам зачеты проводятся путем опроса курсантов. Преподаватель может поставить зачет без опроса тем курсантам, которые активно участвовали в семинарских занятиях.

Зачеты по курсовым проектам (работам) проставляются на основе результатов защиты курсантами курсовых проектов (работ) перед специальной комиссией, выделенной кафедрой, с участием непосредственного руководителя проекта (работы).

Результаты сдачи зачетов оцениваются отметкой «зачтено». Зачеты с дифференцированными оценками («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») проставляются по курсовым проектам и работам, производственной практике, по черчению и некоторым другим дисциплинам.

Зачеты принимаются преподавателями, руководящими практическими занятиямй группы или читающими лекции по данному курсу.

Зачет по производственной практике с дифференцированными оценками проставляется на основе результатов защиты курсантами отчетов перед специальной комиссией непосредственно на судне или в училище с участием руководителя производственной практики.

Курсанты, не выполнившие программу практики, получившие отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляются повторно на практику в период каникул или отчисляются из училища.

Если есть уважительные причины, подтвержденные документами, декан имеет право установить курсанту индивидуальные сроки сдачи зачетов. При этом соответственно меняются сроки сдачи экзаменов. Если же переносится зачет по дисциплине, по которой экзамен не установлен, курсант допускается к сдаче экзаменов, а зачет по данной дисциплине он должен сдать не позднее установленного ему срока. Индивидуальные сроки сдачи зачетов оформляются указанием по факультету, в котором конкретно оговариваются дисциплины и срок сдачи зачетов по ним для курсанта.

Курсовые экзамены по всей дисциплине или по ее части преследуют цель оценить работу курсанта за курс

(семестр): полученные им знания, прочность их, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение применять теоретические знания в решении практических задач. Курсовые экзамены сдаются в период экзаменационных сессий, предусмотренных учебным планом. Тачные календарные сроки экзаменационных сессий оговариваются графиком учебного процесса на учебный год и приказом ректора.

Курсанты допускаются к экзаменационной сессии только при условии получения всех зачетов, предусмотренных учебным планом, выполнения и сдачи расчетнографических и других работ по дисциплинам учебного плана данного семестра.

Курсант, не сдавший всех или части зачетов в зачетную неделю (или в установленный срок) и не имеющий уважительных причин для получения индивидуальных сроков, к сдаче экзаменов не допускается и представляется к отчислению.

Если курсант, своевременно не получивший зачетов, по каким-либо причинам не представлен к отчислению, то он может быть вообще не допущен к сдаче экзаменов, пока не получит установленные зачеты, или может быть допущен к сдаче экзаменов только по тем дисциплинам, по которым имеет зачеты. При этом курсант сдает зачеты по экзаменационным листкам, выдаваемым ему деканатом.

Если курсант пропускает экзамен из-за недопуска в связи с отсутствием зачета, ему проставляется по этому предмету оценка «неудовлетворительно». Если курсант пропускает таким образом три экзамена, он подлежит отчислению из училища.

Экзамены проводятся в устной или письменной форме по билетам, утвержденным заведующим кафедрой. Перечень вопросов, включенных в билеты, сообщается курсантам до начала зачетной недели.

При проведении экзаменов могут быть использованы технические средства. Во время экзамена курсанты могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения экзаменатора справочной литературой и другими пособиями. Экзаменатор может задавать курсантам вопросы сверх билета, а также помимо теоретических вопросов — задачи и примеры, не выходя за рамки данной дисциплины.

Знания курсантов оцениваются отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Пересдача экзамена по одному и тому же предмету (если в сессию получена неудовлетворительная оценка) разрешается не более двух раз в дополнительную сессию или в индивидуально установленные курсанту сроки, но не позже первого месяца, следующего за сессией семестра.

Последняя (вторая) пересдача проводится, как правило, в присутствии комиссии, состоящей из экзаменатора, принимавшего у курсанта экзамен по данному предмету дважды, и двух-трех преподавателей той же кафедры. Курсант, пересдававший экзамен по данному предмету дважды и получивший в обоих случая неудовлетворительные оценки, подлежит отчислению из училища за академическую неуспеваемость.

В период сессии пересдача экзамена при получении неудовлетворительной оценки, как правило, не допускается.

Для текущего контроля успеваемости курсантов и ритмичности их работы в течение семестра, а также для оперативного контроля за организацией, ходом учебного процесса и его качеством в училище действует система ежемесячной аттестации курсантов.

Курсант аттестуется положительно за систематическую и успешную учебную работу и соблюдение дисциплины в течение аттестационного периода. Результаты предыдущих аттестаций не учитываются. Форма й средства проверки учебной работы курсанта выбираются с точки зрения возможно более полного охвата материала курса, равномерности распределения проверок по времени и с учетом объема и уровня изучения соответствующего раздела дисциплины. В зависимости от характера учебной работы кафедры в аттестационный период при аттестации курсантов учитываются:

результаты выполнения контрольных работ;

результаты работы на практических и лабораторных занятиях;

результаты и активность участия в семинарах и коллоквиумах;

результаты и объем выполнения домашних заданий;

количество и результаты бесед с курсантами по материалу курса;
 

посещение курсантами лекций, практических и лабораторных работ, консультаций;

систематичность и результаты работы над домашними заданиями, чертежами и т. п.;

другие данные о работе курсанта, имеющиеся в распоряжении преподавателя.

Итоги аттестации курсантов оцениваются или по четырехбалльной системе (5, 4, 3, 2), либо, где это не представляется возможным, словами «аттестован» или «не аттестован». Форма аттестации применяется в соответствии с принятыми на кафедре для всех дисциплин критериями и требованиями по итогам работы курсанта за аттестуемый период.

Курсанту, ритмично работающему и хорошо успевающему в течение семестра, как правило, зачеты проставляются автоматически. Ритмичная работа, хорошая и отличная аттестация в течение семестра дает право рекомендовать курсанта:

для перевода на обучение по индивидуальному учебному плану;

для досрочной сдачи экзамена; для занесения на Доску почета; для премирования из фонда декана и ректора. Неуспевающие и недисциплинированные курсанты обязаны дать объяснение коллективу группы и учебно-воспитательному совету, которые после выяснения обстоятельств принимают специальное решение, в том числе о наложении комсомольского взыскания, о ходатайстве наложить административное взыскание или отчислить из училища.

 

 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..