В зависимости от угрожающей судну опасности или
вида аварии установлены следующие виды тревог:
Сигналы тревог сопровождаются командами голосом или
по судовой трансляции.
При объявлении тревоги все члены экипажа обязаны немедленно занять свои
места по расписанию, иметь при себе спасательные жилеты (нагрудники) и
надеть их по приказанию капитана или вахтенного помощника капитана.
Каждый член экипажа имеет каютную карточку (она прикрепляется над его
штатной койкой), представляющую собой выписку из судового расписания по
тревогам; ее содержание член экипажа обязан знать наизусть.
Порядок судовой жизни регламентируется на каждом судне правилами
внутреннего распорядка, в которых точно расписаны время работы и отдыха,
порядок соблюдения санитарных правил, время принятия пищи,
культурно-массовых мероприятий и т.п. Эти правила вывешиваются на видном
месте, чтобы все находящиеся на судне могли с ними ознакомиться.
Вахта является одной из основных частей судовой жизни и является особым
видом выполнения служебных обязанностей, она требует повышенного
внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте
Члены экипажа, находящиеся на вахте, называются
вахтенными.
Вахтенная служба на всех находящихся в эксплуатации судах несется
круглосуточно. Вахты делятся на ходовые и стояночные; первые
устанавливают за несколько часов до выхода судна в рейс и несут во время
плавания, вторые — в период длительной стоянки судна в порту.
Продолжительность одной ходовой вахты не должна превышать 4 часов.
Четырехчасовые вахты были установлены великим английским мореплавателем
Джемсом Куком и с тех пор стали морской традицией на флотах всего мира.
Продолжительность стояночной вахты устанавливается капитаном в
зависимости от обстановки.
Если на судне помимо капитана, не несущего вахты, есть, три помощника,
то вахты распределяются следующим образом: второй помощник капитана
несет вахту с О до 4 и с 12 до 16 часов; старший помощник —с 4 до 8 и с
16 до 20 часов; третий помощник — с 8 до 12 и с 20 до 24 часов.
Кроме перечисленных выше вахт (ходовых и стояночных) есть еще пожарные
вахты во время стоянки судна в порту. Все назначенные на пожарную вахту
имеют право отдыхать одетыми только в установленном вахтенным помощником
капитана помещении, будучи готовыми в соответствии с пожарным
расписанием по первому сигналу пожарной тревоги выполнить свои
обязанности. В случае объявления пожарной тревоги участие в ликвидации
огня на судне обязаны принимать не только несущие пожарную вахту, но и
все члены экипажа.
Морские суда оборудованы средствами внутренней и внешней связи и
сигнализации. Их постоянная готовность к немедленному использованию —
необходимое условие безаварийного и успешного плавания.
Как обеспечивается безопасность судов и гарантированная связь с берегом?
Земной шар разделен на шесть зон, в которых действует установленное
расписание радиовахт. В течение каждого часа есть два интервала, в
которых передачи прекращаются. В эти интервалы — «минуты молчания» —
радисты слушают эфир на волне бедствия, чтобы не пропустить сигнал СОС
попавшего в беду судна.
Сигнал бедствия (СОС) передается только по приказанию капитана — в
случаях, когда судну угрожает
неминуемая гибель. Помимо названных букв, сообщение
содержит название, координаты терпящего бедствие судна и другие
сведения, необходимые для оказания ему немедленной помощи. Сигнал
бедствия, передаваемый по радиотелефону, должен состоять из
произносимого вслух слова «Мэйдей».
Средства внешней сигнализации и связи (зрительные, звуковые и
радиотехнические) обеспечивают двустороннюю связь судна с берегом и
другими судами.
В случаях возникновения языковых трудностей при общении используется
Международный свод сигналов (МСС). Он применяется, когда необходимо
обеспечить безопасность мореплавания и охрану человеческой жизни в море.
Передача сообщений с помощью МСС осуществляется всеми способами связи —
флагами, светом и звуком (по азбуке Морзе), голосом через мегафон,
средствами радиотелеграфа, радиотелефона, а также сигнальными флажками
(или руками).
Для каждого судна в зависимости от района плавания и его назначения
устанавливается минимум обязательного радиооборудования. Этим же
определяются время и продолжительность несения радиовахты на судне.
Радиосвязь позволяет своевременно связаться судну с берегом или другими
судами, обменяться нужной информацией, запросить помощь, предупредить о
грозящей опасности.
Комитет Международной морской организации ООН по безопасности на море
подготовил и рекомендовал для практической проверки на судах Стандартный
морской навигационный словарь-разговорник. Он предназначен для связи
между судами, а также между судами и берегом, когда отсутствует общий
язык и возникают трудности в языковом обмене.