Старший помощник капитана непосредственно
подчиняется капитану и является его первым заместителем, ответственным
за организацию службы на судне. Распоряжения старшего помощника
капитана, касающиеся поддержания на судне порядка, дисциплины и
организации службы, соблюдения распорядка дня, выполнения приказов и
распоряжений капитана, обязательны для всех членов экипажа. Будучи
начальником общесудовой службы, он руководит работой помощников
капитана, палубной командой и командой бытового обслуживания. За старшим
помощником закреплены все дела по обеспечению правильной технической
эксплуатации судна, по поддержанию его в надлежащем порядке и хорошем
состоянии. Он отвечает также за подготовку экипажа к борьбе за живучесть
судна, противопожарной защите, использованию спасательных средств, за
соблюдение
правил техники безопасности по палубной и промысловой части и др.
Второй помощник капитана ведает приемом и сдачей грузов, багажа и
почты, обеспечивает их размещение, укладку, сепарирование, крепление и
выполнение правил перевозки их. Если на судне не предусмотрена должность
заведующего продовольствием, на второго помощника возлагается
организация получения и контроль за получением продовольствия, контроль
за расходованием продуктов, ведение учета и отчетность по
продовольственной части. Если на судне не предусмотрены должности
счетных работников, второй помощник ведет кассовую книгу, составляет
кассовые и все другие установленные для судна финансовые отчеты.
Третий помощник капитана ведает навигационными картами,
руководствами и пособиями для плавания, на-вигациоными и
гидрометеорологическими приборами и инструментами, средствами
зрительного наблюдения, пиротехнической, флажной, ручной звуковой
сигнализациями и сигнальными знаками. На. третьего помощника капитана
возлагается также обслуживание дозиметрических приборов, если на судне
нет соответствующего специалиста.
Исправное содержание судна входит в обязанности всего судового экипажа,
каждый член которого несет персональную ответственность за вверенную ему
материальную часть, будь то механизмы, системы, устройства,
оборудование, снабжение и т. д.
Комплекс мероприятий по уходу за судном осуществляется экипажем
повседневно, и это служит гарантией исправности действия всех
механизмов.
Все лица командного состава под наблюдением капитана обязаны неуклонно
выполнять правила технической эксплуатации на своем участке работы и обо
всех замеченных на судне неполадках, кто бы этим участком не ведал,
своевременно докладывать вахтенному помощнику капитана (вахтенному
механику) для принятия необходимых мер к их устранению.
Мореплавание издавна связано с риском. Не всегда судно в состоянии
противостоять морской стихии. И в наше время возможны не только
повреждения, но и гибель судов из-за потери остойчивости, недостаточной
прочности, неправильной загрузки, пожаров, столкновений и посадок на
мели. Противостоять аварийным по-вреждениям, сохранять и в достаточной
мере восстанавливать мореходные качества судна, а также обеспечивать
безопасность находящихся на борту людей, сохранность груза и судового
имущества призвана организация обеспечения живучести судна. Ее основой
являются расписания по тревогам. В них определены обязанности всех
членов экипажа при аварийных ситуациях.