ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ НА СУДНЕ

  Главная       Учебники - Морское дело      Как стать капитаном (Дмитриев В.И)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ НА СУДНЕ

Ранним июльским утром БМРТ «Гоголь» вел промысел в Баренцевом море в районе острова Новая Земля. Видимость была хорошая, свежий юго-западный ветер создавал умеренное волнение. Ходовую вахту несли старший и четвертый помощники капитана. Сам капитан также находился в рулевой рубке, наблюдая за показаниями рыбопоисковых приборов. На борт судна только что был поднят очередной трал и убраны сигналы судна, занятого рыбной ловлей, дан полный ход вперед.

В этом же районе, слева впереди на расстоянии одной мили, параллельным курсом следовал с тралом БМРТ «Певек».

Видя, что судно уклоняется влево, старший помощник дал команду рулевому изменить курс на 10 градусов вправо, чтобы увеличить расстояние между судами при расхождении. Однако в этот момент внезапно остановился дизель-генератор и судно обесточилось. Рулевой не смог выполнить команды об изменении курса, и судно стало опасно сближаться с БМРТ «Певек». Для предотвращения столкновения капитан приказал дать полный ход назад. Эту команду также не удалось выполнить из-за отсутствия электропитания на машинный телеграф. Из-за обесточивания судна перестали работать масляные насосы и возникла угроза повреждения главного двигателя — и тогда вахтенный механик самовольно остановил двигатель.
 

Неуправляемое судно продолжало двигаться по инерции вперед, обгоняя «Певек» и все больше уклоняясь в его сторону. За полторы-одну минуту до столкновения на БМРТ «Гоголь» был поднят сигнал по MCG (Международный свод сигналов): «Мое судно остановлено и не имеет хода относительно воды». Считая, что все возможности по предотвращению столкновения исчерпаны, капитан и его вахтенные помощники выбежали на левое крыло рулевой рубки и начали кричать и размахивать руками, пытаясь обратить на себя внимание БМРТ «Певек».

Примерно за минуту до столкновения на БМРТ «Гоголь» был дан ток в судовую сеть и запущен главный двигатель. Но ни капитан, ни вахтенная служба на мостике этого своевременно не заметили. После запуска главного двигателя механиком был дан полный ход вперед в соответствии с положением телеграфа.

Когда на БМРТ «Певек» заметили уклонение «Гоголя» влево на пересечение курса, то подали звуковой сигнал для привлечения внимания и, чтобы предотвратить столкновение, переложили руль лево на борт. БМРТ «Гоголь» с поднятым флагом «Мое судно остановлено и не имеет хода относительно воды» продолжал двигаться вперед. По корме судна был виден бурун от работающего винта. На «Певеке» дали полный ход назад, но было уже поздно. Когда «Певек» остановился, «Гоголь», двигаясь вперед и продолжая уклоняться влево, на волне дважды навалился левым бортом на форштевень «Пе-века».

В результате столкновения на БМРТ «Гоголь» были повреждены четыре шлюпбалки и две шлюпки по левому борту, в районе ватервейса шлюпочной палубы деформирована наружная обшивка. БМРТ «Певек» получил незначительную деформацию наружной обшивки корпуса в районе форштевня.

Анализ аварии показал, что столкновение произошло только по вине БМРТ «Гоголь», командный состав которого нарушил Международные правила предупреждения столкновения судов в море. Было принято неправильное решение об обгоне судна, идущего с тралом в непосредственной близости от него; после выхода из строя рулевого управления и остановки главного двигателя на траулере не были выставлены сигналы судна, лишенного возможности управляться; не подавались сигналы для
привлечения внимания обгоняемого судна. Кроме того, на судне отсутствовала и должная организация вахтенной службы, грубо нарушался Устав службы на судах флота рыбной промышленности СССР — непосредственно перед столкновением на судне был поднят сигнал по МСС, не соответствующий его действиям и требованиям обстановки; момент дачи переднего хода машиной остался незамеченным на мостике (вахтенная служба мостика не находилась на своих местах); нарушенная связь с мостика с машинным отделением не восстанавливалась; тифон не работал (не был проверен старшим помощником при заступлении на вахту).

Командный состав судомеханической службы не обеспечил бесперебойную работу энергетической установки. Об остановке главного двигателя вахтенный механик на мостик не доложил, не перевел он и телеграф в положение «стоп» при остановке машины, не пытался наладить связь с мостиком.

Итак, основной причиной столкновения явилась плохая организация вахтенной службы на судне, невыполнение экипажем всех уставных требований.

Надо сразу же оговориться, что приведенный пример не является типичным, но он позволяет с достоверностью показать роль деловых взаимоотношений членов экипажа, важность знания ими своих обязанностей. Подавляющее большинство моряков — грамотные специалисты, с высоко развитым чувством ответственности. Если этого недостает, случаются аварии, подобные той, о которой мы рассказали.

Какими же документами должны руководствоваться моряки во время плавания и стоянки, где записаны их основные обязанности и права?

Организация службы на судах Минрыбхоза СССР определяется Уставом службы на судах флота рыбной промышленности СССР, Кодексом торгового мореплавания, Правилами совместного плавания и промысла для судов ФРП СССР, наставлениями, приказами, инструкциями, международными конвенциями и соглашениями, участником которых является Советский Союз.

Основные обязанности и права членов экипажа, основы организации службы на судах флота рыбной промышленности определены в Уставе. Знание и строгое соблюдение его является первой обязанностью каждого работающего на флоте, способствует выполнению планов
по обеспечению населения нашей страны рыбой и продуктами моря, безаварийному плаванию и ведению промысла. Требованиям Устава подчиняются не только члены штатного состава экипажа судна, но и все другие лица, временно пребывающие на борту.

На каждом вступающем в строй судне после получения им свидетельства на право плавания под флагом Союза ССР поднимается Государственный флаг, указывающий на принадлежность судна Советскому Союзу. День первого подъема флага считается судовым праздником и отмечается ежегодно. Чувство глубочайшего уважения к своему корабельному флагу — одна из замечательных традиций русских и советских моряков.

Государственный флаг поднимается ежедневно в 8 часов утра: на гафеле — если судно на ходу, на кормовом флагштоке — во время стоянки. Спускают флаг с заходом солнца. За Полярным кругом зимой флаг должен нестись в пределах времени его видимости, а при полярном дне — с 8 до 20 часов. При выходе судна из порта и входе в него, при встрече в море с военными и торговыми судами, плавающими под флагом СССР, Государственный флаг должен быть поднят независимо от времени суток.

При стоянке судна в иностранном порту одновременно с Государственным флагом поднимается флаг страны, которой принадлежит порт.

Подъем и спуск Государственного флага Союза ССР, вымпелов и других флагов на судне производятся по приказанию вахтенного помощника капитана.

При встрече в море суда приветствуют друг друга однократным приспусканием Государственного флага. Торговое или промысловое судно обязано первым приветствовать военные корабли.

Согласно Уставу на судне действуют правила, запрещающие курить в неотведенных для этого местах, а также во время тревоги и учений; выносить какие-либо вещи с судна без разрешения вахтенного помощника капитана; перевозить на судне без разрешения капитана посторонних лиц, их груз и багаж, а также груз, принадлежащий членам экипажа; отвлекать неслужебными разговорами лиц, несущих вахту, держать на источниках света, видимых снаружи, цветные абажуры либо закрывать источники света цветными шторами; выбрасывать за борт мусор, золу, пищевые отходы и откачивать

 

нефтепродукты и загрязненную ими воду; играть в азартные игры; купаться с борта без разрешения вахтенного помощника капитана; распивать спиртные напитки и находиться на судне в нетрезвом состоянии.

Коллектив моряков, выполняющий обязанности, связанные с обеспечением мореплавания и производственной деятельности судна, образует экипаж, состоящий из командного состава и судовой команды.

К командному составу относятся капитан, помощники капитана, механики, электромеханики, механики рефрижераторных установок, начальник радиостанции, радиоспециалисты всех категорий, электронавигатор, гидроакустик, мастера по добыче и обработке, технологи, инженеры, заведующий продовольствием, руководители практики, судовые врачи и фельдшеры, другие лица, занимающие на судне инженерно-технические должности.

Судовую команду составляют все остальные члены экипажа.

Все члены экипажа в зависимости от выполняемых ими производственных обязанностей распределяются по службам.

Общесудовая служба обеспечивает безопасное судовождение и ведение промысла, эксплуатацию палубных механизмов и корпуса судна, обслуживание экипажа. В эту службу входят судоводители, помощник капитана по пожарно-технической части, палубная команда во главе с боцманом и команда бытового обслуживания. Возглавляет общесудовую службу старший помощник капитана.

Судомеханическая служба обеспечивает техническую эксплуатацию судовой энергетической установки, рефрижераторной установки, технологического оборудования и судовых систем. Возглавляет службу старший механик.

В службу добычи входят специалисты по добыче и промысловая команда. Возглавляется она старшим мастером добычи.

Служба обработки обеспечивает обработку и производство рыбопродукции, возглавляет ее помощник капитана по производству.

Радиотехническая служба обеспечивает радиосвязь и работу радиотехнических средств, электронавигацион-ных, радионавигационных и гидроакустических рыбопоисковых приборов и систем.
 

 

Медико-санитарная служба, возглавляемая судовым врачом, обеспечивает охрану здоровья экипажа и оказывает ему медицинскую помощь.

Учебно-судовая служба на учебных и учебно-произ-водственных судах обеспечивает организацию учебного процесса для курсантов и студентов, проходящих плавательную практику. Возглавляет ее помощник капитана по учебной работе.

Всякое морское транспортное или промысловое судно, выходящее из порта, обязано иметь на борту судовой экипаж в составе, обеспечивающем безопасное плавание.

Комплектование экипажа проводится в точном соответствии с утвержденным для данного судна списком должностей, при этом палубный командный состав должен иметь соответствующие дипломы на право управления судном в зависимости от типа, тоннажа и района плавания, машинный командный состав — в зависимости от типа машины (паровая, дизельная или дизель-электрическая) и ее мощности.

Для лиц судоводительского командного состава предусмотрены следующие звания: капитан дальнего плавания, штурман дальнего плавания, капитан малого плавания, штурман малого плавания.

Звания устанавливаются в соответствии с теми или иными требованиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..