ПАРУСНИК. ЭКЗАМЕН ПОД ПАРУСАМИ

  Главная       Учебники - Морское дело      Как стать капитаном (Дмитриев В.И)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

ПАРУСНИК. ЭКЗАМЕН ПОД ПАРУСАМИ

 

 

— Все наверх, паруса отдавать!

— Марсовые к вантам, марсели и брамсели отдать!

Приправленные соленой морской романтикой, эти команды раздаются не в кинозале и не на съемочной площадке, воскрешающей канувший в лету век паруса, а на борту учебного парусного судна «Крузенштерн», и обращены они не к бывалым морским бродягам, которым сам черт не брат, а к курсантам-судоводителям, проходящим свою первую плавательную практику на борту одного из самых больших в мире барков.

Парусник — одно из прекрасных творений человека. Гармонично сочетая в себе монументальность и стремительность, одетый в белоснежные паруса корабль всегда вызывает особое чувство в каждом. В недалеком прошлом тысячи парусников пересекали моря и океаны, огибали мысы Горн и Доброй Надежды, ведя торговлю и перевозя иммигрантов, добывая рыбу и доставляя разнообразные грузы на побережье, являясь самым распространенным средством для перевозки товаров и единственной нитью, связующий материки и острова.

Удивительно, но чувство восхищения вызывает и грузовая шхуна с невысокими мачтами, тяжелым корпусом, низкими бортами, и чайный клипер с устремленными ввысь снастями, симметрией белоснежных парусов, готовых унести его вслед за парящими в вышине морскими птицами. Попав в зону штилей, застыв в неподвижности, этот покоритель просторов плавно опускается и поднимается от дыхания моря, пытаясь поймать хотя бы малейшее дуновение ветра. Обвисли паруса, не видно движения на палубе, вантах и реях, и стоит величественный белый айсберг, прикованный к своему отражению в лазурной воде.
 

Но вот на горизонте исчезла зеркальность водной глади, дрогнул на топе мачты «колдунчик», затрепетал угол бом-брамселя и, накренившись на подветренный борт, сначала еле заметно, а потом все быстрее и быстрее, заскользил корабль по еще не взволнованной поверхности моря.

 

Почему парусники так красивы? Это ведь только парус, мачты и реи, паруса и тросы. Сама по себе парусина не красива, не красивы и длинные реи, находящиеся на верфи, стальные листы и обшивки. Однако сочетание всего этого создает необыкновенную гармонию красоты и симметрии, даря нам незабываемое чувство восхищения.

Редко у кого из моряков не дрогнет сердце, когда на горизонте покажется одетый в белоснежные паруса гордый покоритель моря. И сворачивают со своего курса суровые капитаны современных судов, чтобы полюбоваться вблизи одним из последних представителей Великого Века Паруса. Их мало осталось в мире, но раз в два года спешат они на встречу, чтобы среди себе подобных обрести уверенность перед неумолимой действительностью технического прогресса, убедиться, что они не одиноки в этом беспокойном мире.

Начало подобным встречам было положено еще во второй мировой войны. В 1938 году под эгидой только что созданного Союза североевропейских судов в Стокгольм на встречу-парад прибыло несколько парусников, лучшим из которых был признан плававший до недавнего времени польский «Дар Поможе». Та международная встреча показала важность и необходимость подобных мероприятий — появлялась возможность обменяться опытом в обучении будущих моряков, сравнить применяемые методы в их подготовке и, кроме того, показать миру, да и дать самим морякам почувствовать, что парусный флот еще рано списывать со счета — он живет и может служить прекрасной школой воспитания флотской молодежи.

Вторая мировая война помешала осуществить запланированные встречи, и только в 1955 году по инициативе любителей парусного дела создается Союз учебных парусников, или СТА (Sail Training Association), уже объединивший парусники не только одного Европейского континента, но и Нового Света.

Первая регата под флагом созданного Союза собрала 22 парусника из 11 стран. Программа встречи включала гонку от бухты Top-Бей (Английский канал) до Лиссабона. Во время стоянки капитаны обменялись мнениями о морской подготовке экипажей и использовании в этих целях учебных парусников. Благодаря успешному проведению мероприятия и всеобщему вниманию к нему, было принято решение о проведении встреч судов стран — членов СТА раз в два года.

В Союзе учебных парусников имеется Международный совещательный комитет, в состав которого входят представители около двух десятков стран. СТА проводит большую работу по пропаганде идеи использования парусников в учебных целях и подготовке будущих моряков, оказывает помощь в организации гонок, спортивных соревнований молодежи.
С 1964 года встречи парусных судов носят название «Операция Парус» и включают обширную программу парадов, гонок, спортивных соревнований на берегу, совместных плаваний с обменом экипажей и т. д.

По Правилам гонок и плаваний, разработанных СТА, в состав экипажей учебных парусников должно входить не менее половины молодых людей в возрасте от 16 до 25 лет, не имеющих профессиональной морской подготовки и практики.

В 1974 году советские парусники впервые приняли участие в Операции Парус. Это были трехмачтовый барк «Товарищ» Херсонского мореходного училища Министерства морского флота и четырехмачтовый барк «Крузенштерн», входящий в состав Балтийского отряда учебных судов Министерства рыбного хозяйства.

Учебный барк «Товарищ» плавает под советским флагом с 1950 года. Водоизмещение судна — около 1800 тонн, наибольшая длина 89 м, ширина 12 м, осадка 5,23 м. Его 23 паруса имеют общую площадь свыше 1860 м2. Судно снабжено 500-сильным двигателем для движения 8-узловым ходом в штиль и маневрирования в узкостях. На судне могут одновременно проходить практику 140 курсантов с 6 руководителями. Постоянный экипаж — 45 человек.

Учебный барк «Крузенштерн», названный в честь первого русского мореплавателя Ивана Федоровича Крузенштерна, совершившего кругосветное плавание в 1803—1806 гг., — один из самых больших парусных кораблей в мире. Водоизмещение судна 5875 тонн, наибольшая длина 114,5 м, ширина 14,05 м, осадка 6,8 м. Общая площадь 31 паруса составляет 3700 м2. На судне установлено два 800-сильных двигателя для движения 8— 9-узловым ходом в штилевую погоду. В сильный ветер скорость хода под парусами достигает 15—16 узлов, но при слабых ветрах барк идет плохо. Судно принимает на борт 202 курсанта и 6 руководителей практики.

В 1974 г. страной-организатором Операции Парус была Польская народная республика. Суда-участники Операции Парус-74 собрались в Копенгагене. Соперниками наших парусников были барк «Горх Фок» (ФРГ), бри-гатина «Вильгельм Пик» (ГДР), трехмачтовые корабли «Георг Стейдж» (Дания) и «Дар Поможе» (ПНР). Эти семь парусников представляли класс А, к которому относятся суда с прямым или смешанным парусным воору-жением и условным тоннажем свыше 150 темзинских тонн*. Самым крупным из них был «Крузенштерн».

За три дня стоянки в Копенгагене наши курсанты побывали в гостях на многих судах, осмотрели город, приняли участие в торжественном марше-параде экипажей в столице Дании, были гостями на большом летнем балу.

В день старта суда стали выходить на рейд и выстраиваться в линию парада, чтобы торжественной колонной проследовать на предстартовую акваторию — на Дрог-денский рейд. По выстрелу пушки с датского минного заградителя «Фольстер» они должны были начать гонку на 320-мильной дистанции: от маяка Дрогден до Гдыни с обходом острова Борнхольм левым бортом и поворотом у самого острова Эланд.

Удачно стартовав, советский барк «Товарищ», одевшись парусами до самого клотика, с эффектным креном 25—30°, так что верхняя палуба левого борта уходила под воду, вырвался вперед. За ним устремился «Горх Фок», дальше следовали «Дар Поможе», «Крузенштерн», «Вильгельм Пик» и «Георг Стейдж».

В условиях неблагоприятных ветров, переменных не только по направлению, но и по силе, «Крузенштерн» оказался в невыгодном положении. На успех в гонке этот парусник мог рассчитывать только при штормовом ветре, когда соперники, опасаясь за крепость своего менее прочного рангоута, вынуждены были бы убрать часть парусов. При слабом же ветре более легкие суда не оставляли нашему гиганту никаких надежд.

Так оно и получилось. Стартовый порядок судов сохранился и на финише. После гонки капитан «Горх Фока» сказал журналистам: «Условия гонки были на редкость нелегкими и особенно тяжелыми — для огромного русского парусника, я не хотел бы оказаться на его мостике».

Парусники 11 стран финишировали в Гдыне в те дни, когда польский народ отмечал ХХХ-летие Республики — праздник Возрождения Польши. Во время трехдневной стоянки в порту наш экипаж и курсанты посетили Сопот и Гданьск, совершили экскурсии в музеи, принимали на борту гостей и сами побывали на стоящих у причала судах. Праздник включал ярмарку и рыбные торга, международную выставку морской книги и выставку марок, молодежный бал и концерт песни и пляски в «Лесной опере». Ансамбль наших курсантов «Парус» пользовался неизменным успехом у многочисленных гостей.

Программа Операции Парус предусматривала и спортивные соревнования. Успешно выступив в плавании и футболе, в гонке шестивесельных ялов и эстафете с кранцем, сборная с «Крузенштерна» заняла общее второе место, пропустив вперед спортсменов с «Дар Помо-же». Команда «Товарища» была четвертой.

В последний день стоянки состоялось награждение победителей Операции Парус. «Товарищу» вручили переходящий приз за победу в классе А — «Звезду морского содружества» (кусок гранита с мыса Горн), судовой колокол, отлитый из бронзы XVI века, поднятой с морского дня, памятную медаль и дипломы. «Крузенштерн» получил судовой колокол, грамоту за второе место в спортивных соревнованиях и хрустальный кубок с серебряной пластиной. Огромный сверкающий флорентийский кубок за абсолютное первое место был вручен «Товарищу» в Портсмуте.

В рамках Операции Парус были проведены морской парад парусников в Гдыне, групповой переход в Порт-смут (Англия), экскурсия по Лондону, посещение знаменитого клипера «Катти Сарк» и чичестеровской «Джи-пси Мот», прием на борту нельсонского «Виктори», шествие в сводной колонне экипажей по улицам Портсмута (наши курсанты шли со своим оркестром и красным флагом), встречи, бал с фейерверком, опять морской парад и групповой переход в Сен-Мало (Франция), экскурсии, приемы, спортивные встречи...

В заключение Операции Парус-74 состоялось торжественное вручение переходящего приза — серебряной модели клипера «Катти Сарк». Победителя по итогам участия в регате, парадах, переходах, по спортивным успехам команды на берегу, гостеприимству экипажа и т. д. определяло тайное голосование капитанов. Большинством голосов приз был присужден «Крузенштерну».

Следующая Операция Парус по просьбе США, праздновавших в 1976 году 200-летие принятия Декларации Независимости, включала трансатлантическую регату с финальным парадом в Нью-Йорке.

Первый этап гонки Плимут (Англия) — Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова) собрал около четырех десятков судов, из которых пять относились к классу А — «Крузенштерн» и «Товарищ» (СССР), «Дар Помо-же» (ПНР), «Христиан Радиш» (Норвегия) и ирландская бригантина «Феникс».

Жители Плимута, избалованные парусными зрелищами (отсюда уходил в кругосветное плавание знаменитый Фрэнсис Чичестер, отсюда обычно стартуют яхтсмены-одиночки, чтобы пересечь Атлантику, здесь берут старт различные регаты), с самого утра толпами стекались к набережной, с которой открывался великолепный вид на Плимутскую бухту с участниками гонки. А те, у кого были катера или лодки, или те, кто заблаговременно купил место в катере, устремились к месту старта в заливе Плимут Саунд между стоящими на якорях кораблями Королевского военно-морского флота «Тарбатнес» и «Фавн».

От капитанов больших парусников требуется большое искусство, чтобы не пересечь воображаемую линию старта раньше времени, но и не потерять на старте дорогое время. Маневры осложнялись не только трудностями управления в общем-то неповоротливыми судами, но и большим количеством катеров, лодок и яхт, снующих среди судов-гигантов, как в потревоженном муравейнике.

 

Наконец прозвучал стартовый выстрел с пушки с «Тарбатнеса». Забрав парусами полный ветер, «Крузенштерн» рванулся вперед. Его старт произвел сильное впечатление на зрителей; на следующей день о нем восторженно отзывались плимутские газеты.

Условия гонки на 1424-мильной дистанции в первые сутки были очень тяжелыми. Из-за встречного ветра в Английском канале экипажи выбились из сил на парусных авралах, неизбежных при лавировке. Затем последовало испытание штилем в Бискайском заливе! Более суток раскачивались суда на плавной зыби, не имея возможности продвигаться вперед, пока не подул устойчивый свежий ветер, и оставшуюся часть пути парусники прошли практически одним галсом. Первым финишировал «Товарищ». Остальные места с учетом гоночного бала распределились так — «Крузенштерн», «Кристиан Ра-диш», «Дар Поможе», «Феникс».

В Санта-Крусе для участников Операции проводились экскурсии, встречи, приемы, спортивные соревнования, совместное плавание вокруг острова Тенерифе с частичным обменом экипажами.

На втором, самом протяженном, этапе гонки (Канарские острова — Бермудские острова, 1537 миль), суда класса А пополнились огромной четырехмачтовой испанской шхуной «Хуан Себастьян де Элькано», португальским барком «Сагреш» и небольшой американской бар-кентиной «Регина Марис». А всего, считая суда класса Б, насчитывалось около 50 флагов. Самой представительной была английская группа судов, среди которых выделялась трехмачтовая шхуна «Сэр Уинстон Черчилль», экипаж которой, за исключением капитана и нескольких командиров, состоял из 39 девушек.

В таком обновленном составе нашим парусникам «Товарищу» и «Крузенштерну» приходилось решать задачу выбора пути. Вероятность хорошего ветра увеличивалась, если спускаться на юг, в зону пассатов, но в этом случае намного удлинялся путь. После многочисленных прикидок и анализа гидрометеоусловий в этом районе океана капитан «Крузенштерна» выбрал южный путь, рассчитывая на попутный ветер и течение. Его выбор разделил и капитан шхуны «Хуан Себастьян де Элькано». Основная группа судов вместе с «Товарищем» выбрала путь несколько севернее, а легкие яхты взяли курс прямо на Бермуды.
Но велико коварство бога ветров Эола. После того как была пройдена большая часть пути, ветер стих, и парусники с обвисшими парусами застыли в неподвижности среди просторов океана.

Руководство СТА приняло решение гонку прекратить, а судам следовать в столицу Бермуд порт Гамильтон под машинами (включив дизели). Распределение мест на этом этапе соревнования проводилось с учетом местонахождения судна на момент получения упомянутого решения. При таком условии первым оказался «Товарищ», вторым — «Крузенштерн».

Третий, самый короткий, этап (632 мили) Бермуды — Ньюпорт (США), собрал 96 участников, из которых 17 относились к классу А. К нашим соперникам прибавились барки «Игл» (США), «Мирча» (Румыния), «Горх Фок» (ФРГ), «Глория» (Колумбия), корабли «Данмарк» (Дания), «Либертад» (Аргентина), баркентины «Эра-ван» (Панама), «Эсмеральда» (Чили), «Газела Примей-ро» (США). Фаворитом считался «хозяин» финальной части Операции Парус— барк «Игл», но, забегая вперед, скажем, что он был лишь одиннадцатым.

В день старта в море творилось что-то невообразимое. Сотни катеров и яхт, судов и суденышек сновали взад и вперед среди участников регаты, ожидая вблизи увидеть начало гонки. В воздухе кружили самолеты, вертолеты и дирижабли, велась прямая телевизионная передача для миллионов телезрителей.

Протяженность стартовой линии была всего 2 мили, что при довольно большом числе участников и скоплении судов со зрителями создавало очень напряженную обстановку для капитанов парусников. Вот как описывает момент старта Иван Григорьевич Шнейдер, капитан УПС «Крузенштерн», в книге «Операция Парус»:

«Ровно в 15.00 был спущен зеленый флаг и раздался еще один пушечный выстрел: старт открыт! Суда пошли вперед, подгоняемые посвежевшим до 5 баллов ветром. «Крузенштерн» и «Товарищ» намеренно заняли места позади основной группы участников: сделано это было из соображений безопасности — с учетом тесноты. И, как показали дальнейшие события, эта мера оказалась далеко не напрасной.

Поспешив с постановкой парусов, панамская баркентина «Эраван» раньше времени оказалась у стартового створа. Опасаясь фальстарта, капитан баркентины Фи-липпе Эснос неожиданно принял решение, противоречащее всем правилам и здравому смыслу: сделал поворот и пошел вдоль стартовой линии, пересекая курс всем участникам гонки. Уклоняясь от столкновения с панамцами, шхуна «Элькано» навалилась на корабль «Либер-тад», а «Газела Примейро» — на барк «Мирча».

В момент первого столкновения мы отставали от испанской шхуны на 2—3 кабельтовых и шли под всеми парусами, имея при застопоренной машине верных 8 узлов. Когда же столкнувшиеся суда стали отрабатывать машинами на задний ход, расстояние между нами стало сокращаться угрожающе быстро. Круто положив руля «лево на борт» и растравив шкоты кормовых парусов, мы все-таки успели увалиться под ветер и избежать удара. Когда мы расходились с «Элькано», нас разделяло не более 20 м...»

В результате этого трагического происшествия пять больших парусников из-за поломок выбыли из гонки, а на испанском судне 19 человек получили ранения, в том числе и тяжелые.

Победителем третьего этапа оказался «Горх Фок», сумевший уложиться в контрольное время. Остальные парусники закончили дистанцию под машинами из-за отсутствия ветра.

По итогам трех этапов гонки победителем стал «Товарищ», «Крузенштерн» занял четвертое место. Переходящий приз «Катти Сарк» был присужден бельгийскому двухмачтовому паруснику «Зенобе Грамме», экипаж которого состоял из 15 человек, из них 8 практикантов. Эго судно класса Б успешно прошло четыре этапа гонок, участвовало во всех спортивных соревнованиях и торжественных церемониях, а самое главное, проявило настоящую морскую взаимовыручку и бескорыстность, буксировав 1000 миль через океан английскую яхту «Кукри» и швейцарский кеч «Эрика», после того как заштилевшие в Атлантике суда получили разрешение прекратить гонку.

Кульминационным моментом Операции Парус-76 явился парад кораблей на реке Гудзон.

Операция Парус-78 проводилась в Северном море. Судам класса А предписывалось стартовать от острова Винга, расположенного в устье реки Гёта-Эльв около Гётеборга. Далее парусникам необходимо было пересечь Северное море с юго-востока на северо-запад, обогнуть остров Фэр-Айл (около Шетландских островов), вернуться назад в пролив Скагеррак и финишировать у маяка Фаэрдер при входе в Осло-фиорд. Этот маршрут по протяженности составлял около 850 миль.

Соперниками нашему «Крузенштерну» по классу А были западногерманский барк «Горх Фок», польский корабль «Дар Поможе», датские корабли «Данмарк» и «Георг Стейдж», ирландская баркентина «Феникс». Кроме «Крузенштерна» советский флаг в гонке представляла ленинградская яхта «Рида» с капитаном А. Чечури-ным, соревновавшаяся во 2-м отряде класса Б. Экипаж ее составляли 8 человек, в том числе 4 курсанта из Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала С. О. Макарова.

Наибольшие шансы на победу имел сравнительно новый, 1958 года постройки, «Горх Фок». Вооруженный дакроновыми парусами, этот великолепный ходок, спроектированный с учетом опыта эксплуатации парусников 30-х годов, участвуя только на третьем этапе Трансатлантической гонки 1976 года, единственный из 96 участников финишировал под парусами.

Во время стоянки «Крузенштерна» в Гётеборге курсанты и экипаж посетили зоопарк в городке Борас, верфь Гётеверкен, совершили автобусную экскурсию по городу,
побывали в городском парке и плавательном бассейне* На борту была организована пресс-конференция для журналистов; судно посетила большая группа ветеранов парусного флота Швеции.

Гётеборгский филиал Международного клуба моря* ков организовал футбольный турнир и учредил кубок. Наша команда, большинство игроков которой составляли курсанты Калининградского высшего инженерного морского училища, обыграла экипажи польского, шведского и западногерманского парусников; завоеванный кубок украшает теперь стенд спортивных призов в училище.

За три дня стоянки в Гётеборге «Крузенштерн» посетили тысячи жителей города и иностранных туристов. Интерес к судну был так велик, что люди выстраивались в очереди задолго до начала экскурсий. Группы посетителей водили по судну гиды из числа курсантов. Все пояснения давались на английском языке. А вопросов было много. Спрашивали и об Иване Федоровиче Крузенштерне, и о размерениях судна и его скорости под парусами, и о системе морского образования в нашей стране, и о многом другом, часто проявляя поразительную неосведомленность о советском образе жизни. И хотя наши гиды окончили всего два курса училища, они, довольно бегло владея английским языком, удовлетворяли любопытство всех посетителей.

За день до старта состоялось совещание капитанов судов, были получены последние инструкции от организаторов регаты, и парусники замерли до следующего дня в ожидании начала гонки.

В воскресенье 6 августа с самого утра сотни катеров, яхт, швертботов, моторных лодок, рыболовных судов и буксиров двинулись через фиорды к месту старта в устье реки Гете-Эльв. Вскоре туда же потянулись и участники гонки.

По мнению капитанов, маршрут гонки мог явиться серьезным испытанием выучки экипажа и мореходных качеств судов. Если бы во время старта задули ветры северо-западных направлений, то судам с прямым вооружением, т. е. практически всем участникам класса А, было бы очень трудно выбираться из пролива Скагеррак в Северном море. Зато при попутных ветрах эти суда имели неоспоримое преимущество перед шхунами и яхтами.

Курсанты знали, что от быстроты их работы со снастями, от четкости и слаженности выполнения команд
боцманов зависит не только удачный старт «Крузенштерна», но и успех на всей сравнительно короткой дистанции. Не следует забывать, что ребята вышли в море впервые, все на судне им было внове, тем более искусство управления парусами. Неуверенные вначале движения по вантам и пертам вдоль рей, суетливость при смене галса к моменту старта (после трехнедельного тренировочного рейса) сменились такой слаженной работой, что нам мог позавидовать любой из экипажей участников гонки.

Опыт предыдущих регат показал, что в многодневной гонке успех определяет не только искусство управления парусами, но и знание гидрометеорологических условий района плавания. Даже при наличии регулярных метеосводок, карт погоды и лоций капитан парусника должен обладать особым «нюхом на ветер», чтобы правильно выбрать тактику гонки.

Расчетливо маневрируя, капитаны крупных судов «старались к моменту выстрела из пушки, возвещающего начало гонки, оказаться на стартовом створе. Выстрел
должен был прозвучать с корабля военно-морского флота Швеции «Визбор», на котором находились король Карл XVI Густав, посол СССР в Швеции П. М. Яковлев, представители СТА.

Удачно стартовав при слабом восточном ветре, «Крузенштерн» со скоростью 2—3 узла взял курс на выход из пролива Скагеррак. Однако на вторые сутки, уже в Северном море, более легкие суда «Горх Фок», «Дар По-може», «Кристиан Радиш» и «Георг Стрейдж» опередили нас. Сзади осталась лишь бригантина «Феникс», никогда не отличавшаяся хорошими ходовыми качествами.

Если в проливе суда держались в пределах визуальной видимости, то в море пути их разошлись. «Крузенштерн» лег курсом прямо на остров Фэр-Айл, а остальные, отклонившись от генерального курса градусов на 40, двинулись вдоль берегов Норвегии на север.

Примерно после двух третей пройденного расстояния до места поворота ветер «зашел» и стал для «Крузенштерна» почти встречным. Из-за своего парусного вооружения «Крузенштерн» круто к ветру идти не мог, и он был вынужден проложить курс почти по параллели в сторону Великобритании, отклоняясь от нужного пути почти на 45 градусов. Остальные суда, кроме «Горх Фока», также изменили курс, но сумели удерживаться курсом на Фэр-Айл. Западногерманский парусник, упорно придерживаясь своей тактики, короткими галсами поднимался все выше и выше на север.

В течение последующих суток в районе нахождения основной группы судов ветер почти отсутствовал, суда заштилили, а «Крузенштерн» еще и отнесло встречным течением назад. Зато «Горх Фок», используя попутное течение у берегов Норвегии (скорость его доходила до 4 узлов), был буквально вынесен в зону действия сильных 6—7 балльных северных ветров, обогнул остров Фэр-Айл и, имея ветер в корму, ходко двинулся в обратный путь. Чтобы не сорвать график Операции Парус, руководство СТА дало судам разрешение под машинами следовать к месту сбора у входа в Осло-фиорд. Зачет по пройденному расстоянию распределил суда в последовательности, приведенной выше. «Крузенштерн» оказался пятым, баркентина «Феникс» сошла с дистанции раньше и повернула назад, опасаясь не успеть к намеченному сроку из-за слабого хода под машиной.
 

Финалом Операции Парус-78 были морской парад по Осло-фиорду от Хартена до Осло, в котором приняли участие около 80 парусников, а также парад экипажей судов по улицам Осло до здания ратуши, где король Норвегии Улаф V вручал призы победителям гонки и спортивных соревнований. Ленинградский экипаж яхты «Рида» за второе место в своем классе был награжден кубком.

Во время стоянки в Осло наши курсанты совершили автобусную экскурсию по городу; посетили Фрогнер-Парк с грандиозным ансамблем из 150 скульптур Г. Ви-геллана, изображающих весь цикл человеческой жизни: на полуострове Бюгдё побывали в музеях «Фрам», «Кон-Тики» и «Ра»; принимали на борту кадетов с других парусников и сами ходили к ним знакомиться с условиями жизни и быта. Продолжалось, как и в Гётеборге, паломничество на наше судно. За сравнительно короткий срок на борту «Крузенштерна» побывало около шести тысяч человек.

Последним мероприятием Операции Парус-78 был прощальный пикник экипажей судов с выступлениями вокально-инструментальных ансамблей и танцами.

Местом официального сбора участников Операции Парус-80 был порт Киль (ФРГ). Он собрал парусники и яхты из 18 стран. Советский Союз представляли «Крузенштерн» и две гоночные яхты — «Рица» и «Спарта».

В Киле состоялся фестиваль, завершившийся парадом, во время которого парусные суда двумя колоннами при штормовом ветре и проливном дожде вышли из Кильской бухты. Несмотря на плохую погоду, сотни катеров и яхт сопровождали эскадру, а на берегах стояли тысячи зрителей.

Гонка проходила в сложных метеорологических условиях со шквальными ветрами (до 8 баллов), грозовыми разрядами и туманами. Экипажи парусников, особенно небольших, проявили все свое мастерство, чтобы благополучно финишировать в шведском порту Карлскруна.

Во время гонки на втором этапе (Фредериксхавы-Ам-стердам), погода была переменной. Вначале капитаны парусников пытались поймать хотя бы малейшее дуновение ветра в условиях штиля, а затем разразился шторм, да такой, что суда были разбросаны по Северному морю, хотя дистанция составляла всего 436 миль.
 

В этом рейсе экипаж «Крузенштерна» возглавлял молодой капитан А. Перевозчиков, недавний выпускник КВИМУ. Советские моряки достойно представляли нашу Родину, были активными участниками всех мероприятий, хотя и не завоевали призов в гонках.

Зато в спортивных соревнованиях среди участников регаты наши курсанты были первыми. Они победили в Киле в товарищеской футбольной встрече с командой одного из заводов, выиграли серию футбольных матчей у экипажей парусников в Амстердаме, победили в гонках на десантных резиновых плотиках в Бремерхавне, и в итоге завоевали первый приз — Серебряный узел.

Огромную популярность приобрел вокально-инструментальный ансамбль «Эрика», давший за время операции 16 двух- и трехчасовых концертов, на которых побывало в общей сложности более 80 тыс. человек.

Как и в предыдущих операциях, курсанты познакомились с жизнью и достопримечательностями городов-портов захода, стали участниками грандиозного спектакля на воде — потешного сражения более 1000 парусных судов и яхт в Амстердаме, сопровождавшегося праздничным фейерверком.

Окончилась первая плавательная практика, и около 200 юношей, теперь уже по-настоящему знакомых с морем, возвращаются в родное училище. Вряд ли многим из них придется еще когда-нибудь вскакивать с теплой постели и мчаться на верхнюю палубу под звонки громкого боя и команды боцманов — «Все наверх, паруса ставить!» Позабудется большинство мудреных названий такелажа, рангоута и парусов, сойдут мозоли на руках, все труднее и труднее будет воскрешать память ощущения, испытываемые при работе на 50-метровой раскачивающейся мачте.

Так есть ли необходимость в парусной практике курсантов на судах, не являющихся местом их будущей производственной деятельности? Почему в составе флотов всех морских держав есть учебные парусники? Неужели нельзя обучать будущих моряков на современных судах, не подвергая их опасностям и риску на зависящих от капризов стихии парусниках?

Действительно, современные суда, оснащенные мощными, энергетическими установками, совершенной элек-трорадионавигационной аппаратурой, своевременно получающие сведения о гидрометеообстановке во всех рай-онах океана, в значительно меньшей мере зависят от коварства водной стихии. Их экипажам не приходится, как в давние времени, в течение долгих месяцев страдать от жажды и голода, заштилев вдали от берегов; налетевший ураган не застанет врасплох, — не рвутся под его напором паруса и такелаж, но море, как и прежде, остается грозной стихией, и, чтобы иметь представление о его реальной силе, нужно посмотреть ему «в глаза» не из иллюминатора рубки или каюты комфортабельного теплохода, а с заливаемой палубы или раскачивающейся реи под рев ветра и грохот волн.

Проходя свою первую плавательную практику на паруснике, курсанты гораздо острее, чем на любом другом судне, чувствуют, что с морем «шутить нельзя», что только умением человек может противоборствовать ему в самых критических ситуациях. А такие ситуации в море бывают нередко. Это и потеря винта, и выход из строя машины, и кораблекрушения, в результате которых команда вынуждена спасаться на шлюпках и плотах. По данным Ливерпульской ассоциации страховщиков, ежегодно на морях и океанах гибнет в общей сложности примерно 250 крупных судов и десяток пропадает без вести.

Значит, побеждать стихию, как и сто, двести и триста лет назад, могут только люди смелые, решительные, готовые в любую минуту прийти на помощь друг другу. А работая, к примеру, на грот-бом-брам-рее, плечом к плечу с такими же парнями, как и ты сам, когда мокрая парусина вырывается из закоченевших пальцев, курсант воочию убеждается в необходимости иметь твердый характер и мускулы, быть дисциплинированным и внимательным.

Наряду с воспитанием таких качеств, как мужество и осторожность, быстрота реакции, хороший глазомер, уверенность в своих силах, так необходимых будущим командирам морского и рыбопромыслового флота, первая практика на судах дает курсантам прочные знания устройства судна, организации судовой службы, коллективных и индивидуальных спасательных средств и их эксплуатации, умения стоять на руле и нести вахту впередсмотрящего. Нахождение на борту преподавателя английского языка позволяет курсантам углублять свои знания, разговорная практика на берегу, работа в качестве гидов и стюардов дает такой эффект, которого, конечно, невозможно добиться в стенах учебного заведения. Учебно-производственное судно (а на таких судах курсанты проходят практику после 3 и 5 курсов), со своим планом добычи и транспортировки не дает такой широкой возможности для знакомства с достопримечательностями городов, жизнью и бытом моряков других стран, дружеского общения с иностранной молодежью.

После ошвартовки судна в советском порту курсанты сходят на берег полные впечатлений, окрепшие физически и морально, готовые успешно провести напряженный учебный год следующего курса.

 

 

 

 

 

 


 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..