ОТ АВТОРА

  Главная       Учебники - Морское дело      Как стать капитаном (Дмитриев В.И)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

ОТ АВТОРА

 

Каждый выбирает свою дорогу. У меня она связана с морем. Позади остались многие тысячи миль, будни и праздники судовой жизни, встречи и расставания... Ни разу в жизни не пожалел я о выбранном пути.

Свежи в памяти впечатления о первом пережитом шторме. Небольшая учебная баркентина «Капелла» с пятьюдесятью курсантами на борту металась по взбесившимся волнам Рижского залива. Свободные от вахты, завалившись на койки, пытались забыться в аппатичной дреме. Судно то проваливалось вниз, то стремительно взлетало вверх. Звонкй громкого боя и команда «Парусный аврал» заставили меня выбраться из опротивевшего кубрика. Выскочил на палубу. По расписанию мое место на нижнем фока-pee. Не успел добежать по накренившейся палубе до фок-мачты, как раздался оглушительный треск. Это от налетевшего шквала в клочья разорвался фок. Обрывки парусины хлопали на ветру. Не мог отделаться от мыслишки, что теперь не нужно будет лезть наверх для его уборки. От стремительной качки сорвало со штатного места ящик-холодильник. Вместе с боцманом бросились крепить его. Убрав лишние паруса, баркентина ушла штормовать под прикрытие островов.

Согласитесь, не просто было недавним школьникам заставить себя подниматься по раскачивающейся мачте и там, на высоте, закоченевшими руками подтягивать мокрую парусину и крепить ее к реям. Нужно было подавить в себе чувство страха, преодолеть предательскую дрожь в ногах, чтобы противостоять разбушевавшейся стихии.

Капитаном я стал в двадцать шесть лет. Капитаном морского спасателя, на котором после окончания высшего инженерного морского училища начал работать
вторым помощником капитана. Спасатель занимает особое место среди судов морского флота. Как правило, нужда в нем возникает тогда, когда требуется выполнить операции, непосильные обычному судну — буксировку сложных плавучих сооружений, снятие с мели, борьбу с пожаром, спасение гибнущих судов и людей. Капитан транспортного или рыбопромыслового судна перед выходом в рейс имеет конкретное рейсовое задание, а экипажу спасателя приходится зачастую действовать с учетом реальной обстановки, детали которой выясняются только после прихода его на место аварии. Добрым словом помянул я свое родное училище, где получил не только хороший запас знаний и практических навыков, но и закалил характер и укрепил волю.

После окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации я перешел на преподавательскую работу. Занимаясь многие годы педагогической работой, воочию убедился, как меняются требования к профессии судоводителя, совершенствуются промысловые суда и морской промысел. Система морского образования у нас в стране признается одной из лучших в мире. Не случайно советских специалистов приглашают работать во многие зарубежные страны. Мне пришлось в течение двух лет работать на Кубе преподавателем-консультан-том, оказывая помощь в подготовке национальных кадров для кубинского рыбопромыслового флота.

Много незабываемых впечатлений связано с учебным барком «Крузенштерн». Впервые я совершил на нем плавание в 1974 году в качестве руководителя практики кубинских курсантов. В тот год по приглашению Национального института рыболовства Кубы «Крузенштерн» пришел к острову Свободы, чтобы обеспечить плавательную практику учащихся Высшей рыболовной школы Гаваны. Совместное плавание советских и кубинских курсантов имело большое воспитательное значение для молодого поколения, укрепило узы интернациональной дружбы между народами, разделенными океаном.

Участвуя на «Крузенштерне» в международных регатах Операция Парус, я вынес твердое убеждение в необходимости и полезности такой практики для курсантов, особенно младших курсов.

У меня было много встреч с выпускниками школ, стоящими перед выбором жизненного пути. Большинство из них не очень ясно представляли себе профессию моряка,

не знали, какими качествами для этого необходимо обладать, каковы обязанности моряков, условия жизни.

Даже курсанты младших курсов недостаточно хорошо представляют свою будущую специальность. «Как лучше овладеть профессией моряка? Какие черты характера надо воспитывать в себе?» — такие вопросы мне часто приходится слышать.

Все это побудило меня ответить на эти и многие другие вопросы, представляющие интерес для молодых людей, выбирающих или уже выбравших одну из самых романтичных, мужественных и трудных профессий — профессию инженера-судоводителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..