Одним из лучших вариантов обтекателей,

  Главная       Учебники - Морское дело      Системы, приборы и устройства подводного поиска

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Одним из лучших вариантов обтекателей, наматывающихся на барабан обычной лебедки, оказался сплошной резиновый обтекатель, закрепленный на кабель-буксире, предназначавшийся, в частности, для буксировки гидролокаторов на различной глубине. Сообщается, что при использовании такого обтекателя возникли, однако, некоторые трудности, которые заключались в следующем. При наматывании кабель-буксира с закрепленным на нем обтекателем на барабан лебедки обтекатель должен иметь возможность осевого перемещения по кабель-буксиру по мере увеличения числа шлагов на барабане, так как толщина обтекателя меньше диаметра кабель-буксира. Во время буксировки кабель-буксир удлиняется под действием возникающего натяжения. Обтекатель должен иметь такую же величину удлинения при обеспечении свободного вращения его вокруг кабель-буксира. На установившемся режиме буксировки составляющая силы, действующая на обтекатель параллельно кабель-буксиру, направлена к буксируемому НА. Эта сила, обусловливая скольжение обтекателя по кабель-буксиру, вызывает значительную деформацию его вблизи НА. При наматывании кабель-буксира с обтекателями на барабан вьюшки сила трения, препятствующая свободному вращению обтекателя вокруг кабель-буксира, вызывает растяжение обтекателя, которое в ряде случаев приводит к его разрушению.

В целях предотвращения повреждения резинового обтекателя он был разрезан на ленты длиной около 11 м. Каждая лента прикреплена к буксиру зажимами, которые могут вращаться вокруг кабель-буксира (рис. 4.8) [10]. От соскальзывания вниз ленты обтекателя удерживаются кольцами, что предотвратило наблюдавшееся ранее сползание обтекателя по буксиру, а также искривление и скручивание его. Удерживающее кольцо изображено на рис. 4.8, а и б. Оно состоит из эластичной прокладки, вулканизированной на кабель-буксире и на разъемметаллическом кольце, обе половины которого скреплены двумя металлическими обручами. Эластичная прокладка соединяет металлическое кольцо с буксиром при неизбежном растяжении кабель-буксира и уменьшении его диаметра при буксировке. Резиновые ленточные обтекатели не могут существенно уменьшить Сд буксира, но значительно снижают его вибрацию.

 

 

Рис. 4.8. Ленточный резиновый обтекатель:
о —общий вид; б — разрез удерживающего кольца:
1 — кабель-буксир; 2 — удерживающее кольцо: 8 — зажим; 4 — эластичная прокладка; 5 — металлические обручи; 6 — разрезное металлическое кольцо


Вторым вариантом конструкции обтекателей, которые можно наматывать вместе с кабель-буксиром на обычные барабаны лебедок и вьюшек, являются обтекатели волосяного типа (рис. 4.9) [10]. Они применяются в сочетании с кабель-буксиром. Обтекатель представляет собой стальной гибкий и удобный в эксплуатации чулок, надеваемый поверх кабель-буксира. По образующей чулка в него вплетены гибкие пластмассовые нити малого диаметра длиной около 10—20 см. Не обеспечивая существенного снижения гидродинамического сопротивления, обтекатель значительно уменьшает вибрацию кабель-буксира и является удобным в эксплуатации, что и спообствовало широкому применению его в морской практике.

При конструировании буксируемых систем с обтекателями, постоянно закрепленными на кабель-буксире, возможен и другой подход, при котором повышенное внимание уделяется лебедке-выошке, проектирующейся с учетом размещения на ее барабане кабель-буксира с обтекателем. Лебедка такого типа впервые спроектирована американской компанией СЕС при создании буксируемой системы для автоматической записи температуры на двадцати трех профилях по глубине на ходу буксирующего систему судна [10]. Лебедка снабжена дизель-гидравлическим проводом. На барабане ее (рис. 4.7) намотано около 185 м специальной цепи с шарнирно соединенными звеньями длиной 28 см. Внутри звеньев, имеющих в горизонтальном сечении U-образную форму, размещены резиновые лотки с уложенными в них электропроводами. После закрепления проводов задняя часть звена закрывается пластическим обтекателем, придающим звену обтекаемую форму. К концу цепи присоединяется рыбовидный груз массой около 1500 кг. Конструкция лебедки включает простые приспособления для стравливания и подъема груза. Скорость буксировки допускается до 15 уз. Измеритель глубины гидростатического типа, имеющий потенциометр со шкалой до 14 кгс/см2, смонтирован в прочном кожухе рыбовидного груза.
Возможен еще один вид обтекателей жесткого типа [10]. Секции обтекателей напоминают по внешнему виду топор. В проушины «топора» продевается кабель-буксир, и секции оказываются нанизанными на него, как бусы. Схематический внешний вид таких обтекателей показан на рис. 4.10,0. К обтекателям съемного типа, устанавливаемым на кабель-буксир при спуске носителя аппаратуры и снимаемым при подъеме его, относятся обтекатели S-образного и U-образного типов. Пружинящий обтекатель S-образного типа, показанный на рис. 4.10, в, изготавливается из алюминиевого сплава и имеет длину около 1 м. Он легко надевается на кабель-буксир и удерживается на месте втулкой или зажимом. Пружинящий обтекатель U-образного типа (рис. 4.10,6) используется так же, как и обтекатель S-образного типа. В поперечном сечении он имеет форму буквы U. Между его удлиненными щеками укладываются электрические провода или шланги, размещаемые параллельно буксиру. Обтекатель U-образного типа применяется, когда буксирная часть выполнена по принципу кабель-троса, т. е. разгруженный кабель присоединен к тросу, несущему нагрузку. Опытным путем установлено, что значение коэффициента Сд для обтекателя S-образного типа равно 0,26, а для обтекателя U-образного типа равно 0,45. Такое снижение коэффициента Сд приводит к существенному снижению гидродинамического сопротивления и позволяет уменьшить необходимую тягу буксировочного судна, увеличить глубину погружения буксируемых приборов и уменьшить их отстояние от кормы корабля, увеличить скорость буксировки при прочих равных условиях.
 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..