ПЛАВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ

  Главная       Учебники - Морское дело      Справочник лоцмана (Корнараки В. А.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36 

 

 

ПЛАВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ

При ухудшении видимости необходимо принять меры предосторожности для обеспечения безопасного плавания или стоянки судна на якоре. Если возникают сомнения в возможности обеспечить безопасность движения судна, необходимо воздержаться от проводки его.

Плавание в узкости в условиях плохой видимости сопряжено с возможностью потери ориентировки, поэтому входить в узкость в таких условиях не рекомендуется, а если видимость ухудшилась при следовании судна в узкости, поставить судно на якорь до улучшения погоды.

Если обстоятельства не позволяют стать на якорь, необходимо принять меры предосторожности для обеспечения безопасного продвижения судна: следовать умеренным ходом, тщательно сообразуясь с условиями плавания.

Перед входом в туман и при внезапном ухудшении видимости необходимо:

определить место судна, а если представляется возможным то и поправку компаса;

следовать безопасной скоростью;

подавать туманные сигналы;

выставить наблюдателей на баке и мостике судна;

предупредить машинную вахту о возможных реверсах;

включить РЛС, а при плавании в мелководном районе — и эхолот;

включить ходовые огни.

Судно, которое обнаружило присутствие другого судна только с помощью радиолокатора, должно определить, развивается ли ситуация чрезмерного сближения и существует ли опасность столкновения. Если это так, то оно должно своевременно предпринять действие для расхождения, причем, если этим действием является изменение курса, то, насколько это возможно, следует избегать: изменения курса влево (если другое судно находится впереди траверза и не является обгоняемым); изменение курса в сторону судна, находящегося на траверзе или позади траверза. Когда установлено, что опасности столкновения нет, каждое судно, которое услышит впереди своего траверза туманный сигнал другого судна или которое не может предотвратить чрезмерного сближения с другим судном, находящимся впереди траверза, должно уменьшить ход до минимального, достаточного для удержания судна на курсе. Оно должно, если это необходимо, остановить движение и в любом случае следовать с крайней осторожностью до тех пор, пока не минует опасность столкновения.

Кроме того, при следовании в тумане рекомендуется:

учесть предельные ошибки в скорости и курсе судна и при необходимости построить на карте цлощадь вероятного местонахождения судна;

подход к берегу осуществлять на самом малом ходу с непрерывным измерением глубин и, в зависимости от глубин в месте подхода, притравить якорь;

если с подходом к предостерегающей зоне не представляется возможности надежно определить место судна, то в зависимости от конкретной обстановки следует стать на якорь, лечь в дрейф или развернуться на обратный курс.

Глазомерная проводка в узкостях по РЛС. Задача состоит в том, чтобы удерживать начало развертки (отображающей судно) в таких положениях относительно окружающих объектов, при которых судно будет перемещаться по заданному пути.

Предпочтительнее производить ориентировку изображения на экране РЛС по режиму «курс» и включить подвижный или неподвижный круги дальности и отметку курса.

Проводка. Заметить расположение фарватера на карте, лечь на соответствующий курс и наблюдать по экрану РЛС, как располагается отметка курса и где находится судно. По мере движения судна оценивать расстояния до берегов и при заметном смещении корректировать курс, главное при этом не ошибиться в опознавании приметных мест, для чего регулярно отмечать на карте траверз приметных ориентиров.

Время от времени необходимо переходить на более мелкий масштаб изображения, чтобы просмотреть узкость впереди, подготовиться к повороту и заблаговременно обнаружить другие суда.

Если повороты небольшие 5—10°, то затруднений в проводке не возникает. Для этого определяют на глаз или с помощью визира угол поворота и подают рулевому соответствующую команду*

При поворотах на большие углы происходит значительное смазывание радиолокационного изображения, мешающее в течение некоторого времени ориентировке по нему. Чтобы избежать этого, необходимо при повороте снижать скорость и выполнять поворот плавно.

При плавании в узкости полезно использовать фотосхемы сложных участков пути.

 

Радиолокационную проводку по фарватерам, оборудованным плавучими знаками ограждения, следует осуществлять на принципе ориентировки судна по этим знакам и контроля движения судна по изображению береговой черты.

При радиолокационной проводке, наряду с использованием кругов дальности, необходимо, глазомерно оценивать расстояние до берегов по радиолокационному изображению.

Радиолокационная проводка усложняется при наличии сноса судна под действием ветра или течения. В таких случаях, в условиях плохой видимости, необходимо при первой возможности поставить судно на якорь до улучшения погоды.

Для обеспечения безопасности судна в условиях ограниченной видимости при плавании по фарватерам, на рейдах, входах в порты применяются специальные установки: створные радиомаяки, ведущий кабель, радиолокационная проводка судов с помощью БРЛС.

Опознание места судна по курсу и глубинам. Достаточно надежные результаты возможны у берегов, где глубины изменяются равномерно и нанесены на карте по направлениям, перпендикулярным берегу.

Для опознания места следует снять с карты расстояния между обозначениями глубин на пути следования судна, рассчитать время плавания судна между двумя соседними точками обозначенных глубин и через вычисленные промежутки измерять глубины, замечая момент по часам.

Сделав около 10 измерений, нанести на кальку в масштабе карты курс судна и цифры измеренных глубин.

Наложить кальку на карту в том районе, где по счислению находится судно, и, сохраняя параллельность меридианов на карте и кальке, передвигать кальку, пока нанесенные на ней цифры не совпадут с такими же или близкими к ним цифрами на карте.

Прямая между крайними точками на кальке и ее оттиск на карте — вероятный путь судна за время, в течение которого измерялись глубины.

Опознать или уточнить место судна можно также по отличительным глубинам, резко отличающимся от окружающих глубин.

Место, опознанное по глубинам, должно быть при первой возможности проверено и уточнено всеми доступными способами определения.

Наблюдение за глубинами позволяет контролировать безопасность движения судна:

если курс судна проходит между двумя изобатами, систематическое измерение глубины позволит своевременно обнаружить отклонение судна от курса;

если курс судна пересекает изобаты под углом, близким к прямому, регулярное измерение глубин позволит обнаружить ошибки в счислении от неточного учета скорости судна;

если судно приближается к предостерегающей изобате, то измерение глубин предупредит о приближении к опасности.