ЛЕДОВАЯ ПРОВОДКА

  Главная       Учебники - Морское дело      Справочник лоцмана (Корнараки В. А.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36 

 

 

 

§ 8. ПЛАВАНИЕ ПРИ ОСОБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

ЛЕДОВАЯ ПРОВОДКА

К самостоятельному плаванию во льдах допускаются суда, имеющие ледовый класс Регистра Союза ССР с учетом района плавания и конкретно складывающейся ледовой обстановки.

Перед выходом в рейс надлежит получить ледовую информацию по району плавания. Судно должно быть подготовлено для плавания в соответствии с правилами для судов, проводимых через лед. Суда, идущие в балласте, необходимо забалластировать так, чтобы винты были погружены в воду.

Необходимо обеспечить постоянное наблюдение за состоянием моря и погоды. Кромку льда следует обнаружить своевременно, чтобы заблаговременно уменьшить скорость судна и выбрать путь для следования во льдах. При этом следует учесть направление и силу ветра, который может изменить ледовую обстановку.
Выбор безопасной скорости судна зависит от его конструкции, прочности корпуса, мощности двигателей и условий проходимости льда.

Первый признак приближения к кромке льда — понижение температуры воды.

В условиях ограниченной видимости (туман, снегопад) плавание во льдах осложняется. Радиолокационное изображение ледовой обстановки лучше всего наблюдается на дистанции 2—3 мили.

Входить в лед при штормовой погоде опасно. Возникает угроза повреждения корпуса судна, винта и руля. Входить в лед следует на малом ходу, маневрируя среди разряженного льда, не допуская сильных ударов о лед.

При плавании во льдах следует ежечасно производить замеры уровня воды в льялах.

При самостоятельном плавании вблизи берегов, при наличии свежих прижимных ветров рекомендуется, по возможности, располагать курсы дальше от береговой черты и мелководья, чтобы обезопасить судно о возможности быть выжатым подвижкой льда на берег.

Целесообразно следовать разводьями, обходя перемычки тяжелого льда, даже если это удлиняет путь.

Не рекомендуется форсировать сплошной или крупнобитый лед. При тяжелой ледовой обстановке запросить помощь ледокола.

При форсировании дрейфующего льда, в случае заклинивания судна, следует работать машинами переменными ходами вперед и назад, перекладывая руль с борта на борт. Если форсировать лед прямыми ударами форштевня, то под углом 80—90° к кромке льда.

Крутые повороты следует выполнять с особой осторожностью, на малой инерции, толчками, чтобы не повредит^ винт.

Входить в лед следует на малом ходу, так как лопасти застопоренного винта подвержены повреждению. Увеличить скорость можно лишь тогда, когда судно войдет в сплоченный лед.

Скорость судна при плавании во льдах необходимо определять наиболее точно при каждом изменении режима работы двигателя и при каждом изменении плотности (сплоченности) льда. Следуя во льду, границы которого не видны, следует, по возможности, придерживаться рекомендованного курса. При необходимости отклонения от курса лучше отворачивать против ветра, так как разводья чаще всего встречаются с наветренной стороны.

Во избежание заклинивания или замерзания судна во льдах нельзя длительное время оставлять его без движения. Необходимо периодически, с максимальной осторожностью, перемещать судно, работая передним и задним ходом.

Становиться во льду на якорь опасно при всех обстоятельствах, особенно в узкостях, где возможен дрейф льда под действием течения.
 

При проводке в тяжелом льду след за ледоколом быстро закрывается, дистанция между судами каравана в таких случаях должна быть сокращена.

Суда, следующие за ледоколом, должны выполнять поворот, придерживаясь внутренней кромки канала. При падении скорости на поворотах следует увеличить частоту вращения двигателя, не допуская остановки судна и в то же время выдерживая безопасную дистанцию.

Связь между ледоколом и проводимыми судами осуществляется с помощью звуковой и визуальной сигнализации либо по радиотелефону в соответствии с правилами связи при проводке судов во льду.