УПРАВЛЕНИЕ ОДНОВИНТОВЫМ СУДНОМ

  Главная       Учебники - Морское дело      Справочник лоцмана (Корнараки В. А.)

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ОДНОВИНТОВЫМ СУДНОМ

Продольное перемещение судна с механическим двигателем и изменение направления его движения по заданной траектории осуществляются при помощи комплекса руль—винт. В результате взаимодействия подводной части корпуса, винта, руля и обтекающей массы воды возникают силы, которые подчиняют судно этому взаимодействию и делают его управляемым.

Руль одновинтового судна расположен на одной линии с осью винта и обтекается струей воды от винта. На заднем ходу винтовой поток в основном устремляется на кормовые обводы судна.

Струя от винта, вращающегося на передний ход, создает наибольшее давление на руль, когда судно еще не имеет движения или движение его незначительно. С возрастанием переднего хода давление струи на руль уменьшается и при полной частоте вращения винта неощутимо, так как сила потока воды, обтекающая судно, значительно больше силы винтового потока.

Влияние корпуса судна и гребного винта на движение судна взаимно: при движении корпус увлекает за собой массы воды, создавая попутный поток, который оказывает влияние на упор винта и его к. п. д. Работающий винт изменяет картину обтекания водяного потока кормовой оконечности судна и сопротивления воды движению судна.

При движении судна вперед (винт не работает) при прямом положении руля вода равномерно обтекает подводную часть корпуса и одинаково давит на перо руля, не вызывая отклонения судна от прямого курса. При движении судна назад по инерции, когда руль находится в положении «Прямо», судно также должно передвигаться прямолинейно, если на него не влияют силы, мешающие этому движению. Руль, выведенный из диаметральной плоскости при движении судна вперед, отклонит носовую часть в сторону положения руля, при движении назад — в противоположную сторону.

 

Наиболее эффективно действует руль при положении 35 град; дальнейшая перекладка увеличивает тормозящее действие руля и ухудшает управляемость судна.

Руль, отклоненный от диаметральной плоскости судна, начинает работу одновременно с винтом, даже если судно не имеет поступательного движения или движение вперед незначительно. Действие руля с увеличением скорости судна увеличивается.

Наибольшее влияние при повороте судна винт и руль оказывают в положении, когда судно неподвижно, руль положен на борт, а машина работает полным ходом вперед.

При руле, отклоненном от прямого положения, движущееся! судно будет поворачиваться вокруг оси вращения, положение которой зависит от многих факторов: положения руля, режима работы и направления вращения движителя, осадки, крена и дифферента судна, взаимного расположения центра величины и центра тяжести судна, гидрометеорологических факторов и т. д.

При движении судна вперед ось вращения находится обычно несколько впереди миделя, при движении назад — ближе к корме, а при дифференте ось вращения смещается к более глубоко сидящей оконечности судна.

На заднем ходу судно более подвержено влиянию ветра и, несмотря на противодействие руля и винта, стремится развернуться кормой к ветру.

Судно в дрейфе с застопоренными машинами, как правило, разворачивается лагом к ветру.

В начале движения судна при малых скоростях действие винта на управляемость преобладает над действием руля, поэтому маневрирование одновинтовых судов в стесненной обстановке целесообразно выполнять, работая машиной полными ходами вперед и назад, не допуская при этом развития судном значительной инерции.

При движении судна давление воды на руль наибольшее в нижней его части и уменьшается по высоте.

Действие руля на управляемость судна увеличивается с увеличением скорости судна.

На переднем ходу за кормой судна возникает попутный след. Причина его возникновения трение воды о подводную часть корпуса и стремление масс воды заполнить за кормой воронку, образовавшуюся от работы винта. Скорость попутного следа у верхнего слоя равна 20% скорости судна и с глубиной уменьшается.

Управляемость судна на заднем ходу значительно хуже, чем на переднем.

Причины плохой управляемости на заднем ходу: форма корпуса рассчитана на движение вперед; руль находится впереди (по ходу) центра тяжести, из-за чего судно не обладает устойчивостью прямолинейного движения; гидродинамические характеристики руля на заднем ходу ниже, чем на переднем, поворот судна осуществляется не суммой, а разностью моментов руля и корпуса, что значительно ухудшает управляемость и увеличивает диаметр циркуляции.

При одновременной работе винта и руля разворот судна как на переднем, так и на заднем ходу осуществляется легче и быстрее в сторону вращения винта. Диаметр циркуляции в сторону вращения винта меньше.

При движении судна назад, независимо от положения руля, под действием винтовой струи, набрасываемой на корпус судна и рулевую раму, корма пойдет влево и лишь при достаточно большой скорости и при руле, положенном «Право на борт», корма пойдет в сторону руля — вправо.

Действие руля и винта на управляемость зависят от осадки судна, с уменьшением осадки поворотливость и устойчивость на курсе улучшается.

На мелководье судно хуже слушается руля и скорость его падает.