ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА МАНЕВРЕННЫЕ КАЧЕСТВА СУДНА

  Главная       Учебники - Морское дело      Справочник лоцмана (Корнараки В. А.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА МАНЕВРЕННЫЕ КАЧЕСТВА СУДНА

Осадка, дифферент, крен. Судно в грузу имеет больший диаметр циркуляции и большую инерцию, чем в балласте. Груженое судно медленно реагирует на перекладку руля. Поворотливость лучше, если тяжелые грузы расположены в средней части судна.

Увеличение водоизмещения при одинаковой мощности двигателей ведет к уменьшению скорости судна. С увеличением водоизмещения на 5% скорость судна уменьшается примерно на 1%.
 

Крен ухудшает управляемость: вследствие неравенства давления с бортов судно уваливается в сторону повышенного борта. Чтобы удержать судно на курсе, необходимо руль переложить в сторону крена, что оказывает тормозящее влияние на скорость судна.

Крен увеличивает осадку, что особенно следует учитывать на мелководье. Величина крена на циркуляции прямо пропорциональна скорости судна и углу перекладки руля.

Дифферент на нос увеличивает лобовое сопротивление воды, снижает эффективность работы винтов, уменьшает скорость и судно менее устойчиво на курсе — рыскливо.

Небольшой дифферент на корму благоприятен для судна; значительный дифферент на корму ухудшает управляемость и уменьшает скорость.

Обрастание корпуса судна ведет к уменьшению скорости судна. Интенсивность обрастания зависит от географических, гидрологических и биологических факторов. При интенсивном обрастании скорость в течение одного года может уменьшиться на 10—20%.

Тормозной путь и период торможения у судна с обросшим корпусом значительно меньше, чем у этого же судна с чистым корпусом.

Влияние конструкции, размерений, формы корпуса судна и надстроек. Поворотливость судна улучшается с уменьшением коэффициента полноты водоизмещения (б).

С увеличением отношения длины судна к ширине L/B улучшается устойчивость на курсе, но поворотливость ухудшается, так как на повороте возрастает боковое сопротивление воды.

Обратное явление вызывает величина отношения-В/T : широкие

и мелкосидящие суда рыскливы и малоустойчивы на курсе.

Суда с развитыми надстройками и высоким надводным бортом имеют большую площадь парусности и плохо управляются в свежую погоду, особенно на заднем ходу.

Суда с высокой носовой частью имеют тенденцию уваливаться под ветер.

Бортовые кили увеличивают остойчивость на волнении и при кренящем моменте.

Влияние ветра и волнения. Под действием ветра и волнения маневренные качества судна значительно изменяются.

Влияние ветра и волнения находится в прямой зависимости от их силы и курса судна относительно этих факторов, от конструктивных особенностей судна, отношения надводной и подводной частей корпуса, площади парусности и скорости судна

Судно, лежащее в дрейфе с неработающими машинами, развернется лагом к ветру. Судно на ходу под действием сил ветра и судовых движителей перемещается по равнодействующей этих сил. Угол между направлением диаметральной плоскости и линией фактического перемещения судна называется углом дрейфа (а).

Ветровой дрейф может достигать больших значений, и при неблагоприятных обстоятельствах судно под действием ветра может стать неуправляемым.

Влиянию ветра особенно подвержены суда с малой осадкой, высоким надводным бортом и развитыми надстройками.

Направление действия волнения, как правило, совпадает с направлением ветра, усиливая его влияние на судно.

Встречная волна вызывает сильные динамические удары о корпус судна, что создает вредную вибрацию и снижает скорость судна. При сильном встречном волнении необходимо уменьшать скорость судна во избежание возможных повреждений корпуса. Боковое волнение вызывает значительную бортовую качку и ухудшает управляемость.

Плавание в мелководных районах на волнении при небольшом запасе воды под килем особенно опасно. Для обеспечения безопасности плавания следует иметь запас воды под килем, увеличенный против минимально допустимого на величину, равную не менее половины высоты волны.

Волнение на мелководье более значительно сказывается на управляемости судна, чем при аналогичных условиях на глубокой воде.

На волнении возникает асимметричное рыскание, которое приводит к сносу судна с курса. Угол рыскания зависит от силы и курсового угла волнения.

Наиболее опасна для судна толчея — волнение, идущее от разных направлений.

На волнении не рекомендуется вести судно при помощи авторулевого.