§ 3. УПРАВЛЕНИЕ СУДАМИ МАНЕВРЕННЫЕ КАЧЕСТВА СУДНА

  Главная       Учебники - Морское дело      Справочник лоцмана (Корнараки В. А.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

§ 3. УПРАВЛЕНИЕ СУДАМИ МАНЕВРЕННЫЕ КАЧЕСТВА СУДНА

Ходкость. Ходкость характеризуется ходовыми элементами судна: скоростью, инерцией и дальностью плавания.

Правильный выбор скорости судна при маневрировании и в различных условиях плавания — важнейшее условие безопасности.

Под термином «скорость судна» понимается проекция скорости движения судна на направление, параллельное его диаметральной плоскости.

Наибольшую скорость судно развивает, когда частота вращения гребных винтов достигает максимально допустимого предела за период времени, достаточный для разгона судна.

Наименьшую скорость судно достигает при минимальной частоте вращения гребных винтов, когда судно не теряет способности управляться с помощью руля.

Скорость техническая — скорость судна на переднем ходу, устанавливаемая в различные периоды эксплуатации, исходя из технического состояния судна.

Скорость маневренная — техническая скорость, которую способно развить судно в течение определенного промежутка времени в спокойной воде при нормальном режиме работы главных механизмов.

Скорость экономическая — скорость судна, при которой расход топлива на одну милю пройденного расстояния — минимальный.

Скорость по лагу—скорость судна относительно воды, рассчитанная по показаниям лага с учетом поправки.
 

Скорость истинная — скорость судна относительно дна моря.

Скорость судна измеряется расстоянием, которое оно проходит в единицу времени, и выражается: миля (узел), км/ч или м/с.

Для всех скоростей судов существует зависимость: полный

ход (передний или задний) в нормальных условиях соответствует 100% технической скорости; средний ход — 75% полного хода; малый ход — 50% полного хода. При плавании в узкости, на мелководье и волнении, а также во время маневров эта зависимость нарушается, так как судно по разным причинам не может развить установленную для переднего или заднего хода техническую скорость.

При маневрировании частота вращения гребных винтов судна на полном, среднем и малом ходах также соответственно уменьшается по сравнению с нормальными условиями.

Эффективность скорости судна на переднем и заднем ходу неодинакова. При постоянной частоте вращения гребного винта скорость на заднем ходу значительно меньше, чем на переднем, скорость на среднем ходу вперед примерно равна скорости на полном назад, на малом вперед — на среднем назад и т. д., так как упор винта на переднем ходу больше и сопротивление воды меньше при движении судна вперед.

При маневрировании в узкостях и при швартовных операциях необходимо, наряду с другими факторами, учитывать особенность работы силовой установки при ее реверсировании.

Реверсирование дизельных силовых установок осуществляется за 8—10 с, а мощность на валу на заднем ходу двигателя составляет 70—80% мощности на переднем ходу. У некоторых типов дизелей количество реверсов ограничено запасом сжатого воздуха.

Менее всего для маневрирования приспособлены паровые турбины — продолжительность реверса около 30 с, мощность на заднем ходу составляет около 60% мощности переднего хода.

Удобными и надежными при маневрировании являются паровые поршневые машины, которые обеспечивают реверс за 6—10 с и при работе на задний ход способны развивать почти полную мощность на валу. Однако в настоящее время паровые поршневые машины на новых судах практически не устанавливают.

Ходкость судна приводится в таблицах и графиках соответствия скорости судна частоте вращения винта при различных режимах работы главного двигателя. При постоянном режиме работы скорость судна изменяется в значительных пределах, так как на маневренные качества судна, и в частности на скорость, оказывает влияние ряд факторов: водоизмещение судна, конструкция надстроек и форма подводной части корпуса, осадка, наличие крена и дифферента, обрастание корпуса, мелководье и др. Потери скорости зависят от силы ветра, волнения и течения, от курса судна относительно этих факторов, а также от запаса воды под килем.
 

 

Скорость судна определяется на мерной линии при заданном режиме работы. Для исключения влияния ветра и волнения пробег судна совершается в прямом и обратном направлениях и рассчитывается средняя скорость судна и средняя частота вращения винта для этой скорости.

Инерция. Масса судна и приращение скорости определяют инерционные свойства, которые заключаются в способности судна развивать или гасить свою инерцию за промежуток времени. Инерция судна прямо пропорциональна его скорости и массе.

Элементы инерции: время и расстояние, необходимые судну для его остановки или приобретения другой заданной скорости после изменения режима работы двигателей.

Основным критерием оценки инерционных свойств судна является длина разгона или тормозного пути в период времени, в течение которого судно приобретает заданную скорость либо гасит движение.

Процесс торможения состоит из трех периодов:

предварительный период — с момента подачи команды по машинному телеграфу до начала падения частоты вращения двигателя;

пассивное торможение — с момента начала падения частоты вращения двигателя до момента начала вращения винта назад;

активное торможение — с момента начала вращения винта назад и до полной остановки судна.

Величину инерции судна — длину тормозного пути и время торможения определяют следующие факторы: период времени на передачу команды с мостика в машинное отделение и перевод механизмов на новый режим работы, мощность двигателей и упорная сила винта, скорость движения судна и его загрузка, сопротивление внешних сил движению судна (ветер, волнение, течение) и курс судна относительно этих факторов.

Из-за конструктивных особенностей инерция судна на переднем ходу значительно больше, чем на заднем.

Застопоренный гребной винт создает дополнительное сопротивление движению судна, что следует иметь в виду при буксировке судов с неработающими машинами.