§
4.3. Объем и содержание проверка электрооборудования во время ходовых
испытаний судна
В период ходовых испытаний производится окончательная проверка
работоспособности судового электрооборудования, систем и устройств в
режимах, установленных программой. Эта программа предусматривает только
те проверки, которые не проводились на швартовных испытаниях.
В программе ходовых испытаний судна должны быть отмечены
электротехнические устройства, проверку работоспособности которых
следует выполнять с измерением рабочих значений параметров. При этом
должны быть приведены требуемое количество замеров, общая
продолжительность проверки и методические указания по выполнению.
По результатам обработки замеров данные заносятся в протоколы приемки.
Измерение параметров производится штатными измерительными приборами.
Данные по наработке и отказам электрооборудования в составе
электрифицированных механизмов, систем и устройств фиксируются в
установленном порядке. Необходимо вести учет срабатывания электрической
защиты электроэнергетической системы судна от токов короткого замыкания.
Проверка работоспособности электрооборудования и, в первую очередь,
электроэнергетической системы судна производится при всех вилах
управления и в режимах, принятых в проекте и оговоренных программой
испытаний.
На головном судне производится измерение фактической нагрузки источников
электрической энергии в различных режимах, в том числе при стоянке
судна.
Для генераторов переменного тока фиксируются напряжение, сила тока,
частота и активная мощность. Коэффициент мощности при отсутствии
фазометра определяется расчетным путем. Для генераторов постоянного тока
фиксируются напряжение, сила тока и частота вращения.
На ходовых испытаниях перед выходом в море производятся замеры
сопротивления изоляции электрооборудования в холодном состоянии.
Результаты измерений заносят в таблицу, в которой указывают наименование
оборудования, его заводской номер, сопротивление изоляции в холодном и
нагретом состоянии (измеряется после окончания режима). Все замеры,
выполняемые в период ходовых испытаний, производятся с помощью штатных
измерительных приборов.
Работа судовой электростанции проверяется только по прямому назначению в
различных режимах работы судна (ходовом, маневровом, аварийном). При
этом по измерительным приборам контролируются напряжение, ток, активная
мощность, частота вращения каждого генераторного агрегата. Активную
мощность и costp, полученные в результате измерений в различных режимах,
сравнивают с расчетными значениями. Проверку электрооборудования
валогенераторов (навешенных генераторов) проверяют совместно с работой
рулевого комплекса и винта регулируемого шага (BPIII), если он есть, при
перекладке рулей и лопастей ВРШ в крайнее положение на полном переднем и
заднем ходу, а также при изменении частоты вращения главных механизмов
силовой установки судна. При этом производится измерение напряжения,
частоты вращения и тока вало-геператоров. Проверяется также воможность
перевода нагрузки с валогенератора (навешенного генератора) на
генераторные агрегаты судовой электростанции.
Электрооборудование рулевого устройства в период ходовых испытаний
испытывают при перекладке руля с борта на борт на полном переднем ходу
при спецификационной осадке судна. Проверку выполняют с каждого поста
управления. При этом определяют продолжительность перекладки руля с
борта на борт и измеряют напряжение питающей сети, пределы изменения
тока каждого исполнительного электродвигателя и ток каждого
электродвигателя вспомогательных насосов. В конце проверки проводят
визуальную оценку степени искрения на коллекторах электрических машин
постоянного тока, а также после остановки электрических машин состояние
поверхностей щеток и коллектора. Далее проверяют работу
электрооборудования рулевого комплекса при среднем заднем ходе путем
нескольких перекладок руля на максимально возможные углы каждым
исполнительным электродвигателем, а также при их совместной работе. При
этом измеряют те же параметры, что и на переднем ходу.
Оценивают работу рулевого электрооборудования при удержании судна на
курсе в течение 1 ч. Проверяют работу при питании рулевого комплекса от
резервной сети. Во всех режимах испытаний проверяют работу рулевых
телеграфов и указателей.
Электрооборудование палубных механизмов проверяют по прямому назначению.
Так, например, шпиль испытывают при двух-, трехкратном опускании и
поднятии якоря с отрывом от грунта. При этом измеряют напряжение, ‘ток и
потребляемую электродвигателем мощность. Работу электромагнитных
тормозов проверяют при резкой остановке опускающегося на полной скорости
якоря или прекращении выбирания швартовного троса.
Остальное судовое электрооборудование в период
ходовых испытаний также проверяется по прямому назначению.
Следует иметь в виду, что в период швартовных и ходовых испытаний
производится сбор данных о надежности работы электрооборудования.
Проведение этих мероприятий возлагается на персонал испытательной партии
и сдаточной команды. Данные заносятся в таблицу, в которой указывается
наименование отказавшего электрооборудования, его заводской номер, режим
работы на момент отказа, продолжительность работы до отказа, а также
принятое решение.
При перерывах в испытаниях или получении неудовлетворительных
результатов вопрос о повторении испытаний решает представитель ОТК по
согласованию с представителем заказчика.
Замена отказавшего электрооборудования и повторные испытания не
допускаются до установления причин отказа и принятия согласованного
решения.
На головном судне осуществляется контроль реализации
проектно-конструкторских решений и, в частности, проверяется
соответствие состава и размещения электрооборудования договорной
спецификации, удобство обслуживания и эксплуатации электрооборудования.