§ 4.2. Объем и
содержание швартовных испытаний электрооборудования на судне
В состав методики кроме указаний по проведению
испытаний включают: перечень технической документации, предъявляемой
заказчику, перечень контрольно-измерительных приборов и оснастки, а
также таблицы, в которые заносятся значения измеренных параметров.
Рабочие программы и методики сдаточных испытаний головных заказов должны
включать в себя дополнительные проверки, связанные со спецификой данного
судна. Обычно к ним относят осциллографирование переходных процессов при
внезапных изменениях нагрузки на генераторах и преобразователях,
определение провалов напряжения при пусках мощных потребителей, проверку
селективности защиты и определение фактической загрузки
электродвигателей, освещенности помещений и потери напряжения до
наиболее удаленного потребителя.
Наиболее трудоемким в швартовный период является испытание источников
электрической энергии. Нагружение генераторных агрегатов может
производиться с помощью нагрузочных устройств, с помощью потребителей
судна или с использованием в качестве нагрузки промышленной (береговой)
сети. Допускается комбинация этих методов. Необходимо, чтобы к началу
испытаний были выполнены все подготовительные работы, связанные с
нагружением испытываемых машин. В частности, произведена прокладка и
подключение кабелей от нагрузочных устройств или промышленной сети к
проверяемым судовым источникам электрической энергии. Должна быть также
обеспечена и проверена готовность к действию телефонной и
громкоговорящей связи и средств пожаротушения. Особое внимание должно
быть обращено на вопросы обеспечения техники безопасности.
Каждый режим испытаний (етартерный пуск, одиночная и параллельная работа
генераторов) начинают с замера сопротивления изоляции в точках,
оговоренных рабочими программами испытаний и инструкциями по
эксплуатации промеряемого электрооборудования.
Испытания валогенераторов (навешенных генераторов) практически не
отличаются от проверок автономных генераторных агрегатов. Проверку
кратковременной параллельной работы валогенераторов (навешенных
генераторов) с генераторными агрегатами судовой электростанции следует
выполнять при изменении частоты вращения главных механизмов силовой
установки в пределах, предусмотренных программой испытаний конкретного
судна.
Электромашинные (общесудовые) преобразователи испытываются одновременно
со своими щитами управления и распределения электрической энергии. После
измерения сопротивления изоляции в течение 10 мни проверяют работу
преобразователя на холостом ходу. При этом каждые 5 мин проводят
измерения напряжения питающей сети, выходного напряжения и частоты
вращения преобразователя.
Во время проверки преобразователя и его аппаратуры в режиме номинальной
нагрузки контролируют точность поддержания выходных параметров, а также
их изменение в заданных пределах прн всех видах управления, производят
визуальную оценку степени искрения на коллекторе электрических машин.
В этом режиме каждые 30 мин со стороны привода измеряют напряжение сети,
ток и активную мощность; со стороны генератора — напряжение, ток,
активную мощность, частоту вращения. В конце режима проверяют пределы
регулирования напряжения генератора преобразователя с помощью
сопротивления уставки напряжения (при наличии автоматического регулятора
напряжения) или с помощью ручного регулятора. Проверка пределов
регулирования частоты вращения производится с помощью сопротивления
уставки автоматического регулятора.
Проверку систем автоматического регулирования напряжения и частоты
вращения электромашинных преобразователей при одиночной и параллельной
работе выполняют так же, как и при испытаниях генераторных агрегатов.
Статические полупроводниковые преобразователи электрической энергии
также проходят проверку с распределительными щитами и кабельной сетью.
После контроля сопротивления изоляции в течение 10 мин поддерживается
режим холостого хода, во время которого каждые 5 мин измеряются
напряжение питающей сети, потребляемый ток, потребляемая мощность,
напряжение на выходе и ток нагрузки.