Уплотнение мест прохода кабелей сквозь палубы и переборки, заземление и крепление кабелей на судне

  Главная       Учебники - Морское дело      Технология судовых электромонтажных работ

 поиск по сайту    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

§ 3.5. Уплотнение мест прохода кабелей сквозь палубы и переборки, заземление и крепление кабелей на судне

Уплотнение мест проходов кабелей сквозь переборки и палубы производят для обеспечения непотопляемости судна при затоплении отдельных его отсеков. Это уплотнение, кроме того, предотвращает распространение газов и паров, выходящих из котельных, машинных, топливо-насосных, санитарных и других специальных помещений, по смежным помещениям и всему судну.

Уплотнение места прохода может быть выполнено адгезионным, механическим и комбинированным способами.

Адгезионный способ используют при уплотнении в кабельных коробках. Пространство между кабелями п корпусом коробки заполняют жидким или тестообразным веществом, которое после полимеризации твердеет и, прилипая к корпусу коробки (проникая в структуру металла) и оболочкам кабелей, обеспечивает уплотнение.

Достоинство этого способа состоит в простоте уплотняющих конструкций и отсутствии воздействия больших механических усилий на оболочки кабелей. Недостатки этого способа заключаются в ненадежном иногда уплотнении кабелей и проводов, имеющих металлические и волокнистые оплетки, и сложности восстановления герметичности в случае ее нарушения.

Механический способ можно применять при уплотнении как в кабельных коробках, так и в сальниках для одиночных кабелей. Одна из деталей уплотнения перемещается вдоль кабеля и сжимает набивочный материал, который под действием давления плотно прилегает к корпусу и кабелям, создавая необходимое уплотнение.

Достоинством механического способа является большая уплотняющая способность и быстрое восстановление герметичности простым поджатием нажимного устройства. К числу недостатков механического способа уплотнения относится сложность его выполнения и необходимость прикладывания больших механических усилий на оболочки кабелей при обжатии нажимных устройств. Последнее препятствует применению механического способа уплотнения при использовании кабелей, оболочки которых не обладают достаточной механической прочностью (типов РК, КМГ1В и др.). В эксплуатации эти уплотнения требуют периодического контроля, так как вследствие самоотворачивания нажимных устройств или выдавливания части набивочной массы состояние уплотнения может ухудшаться.

Комбинированный способ представляет собой сочетание адгезионного и механического. В этом случае используют адгезионные материалы, которые подвергают небольшому механическому обжатию. В качестве уплотняющих применяют замазочные, заливочные, пастообразные и набивочные материалы. Замазочный материал 211 наносится в нагретом состоянии; при остывании в течение 30 мин он затвердевает. Эпоксидная замазка пригодна к использованию в течение 60—80 мин после приготовления, а затем затвердевает. Заливочный эиоксидно-тиоколовый компаунд К-126 сохраняет свойства в течение 25—30 мин и затвердевает после введения в него отверднтеля (иолиэтилепполиамина). Пастообразный компаунд К-126р сохраняет вяжущие свойства в течение 40—60 мин после приготовления, а затем затвердевает. Набивочный материал 421а создает уплотнение под действием механического обжатия.

Замазка 211 и эпоксидная замазка применяются для покрытия поверхности кабельных коробок, заделки концов труб и т. п. Заливочный компаунд К-126 используется для уплотнения пучков кабелей в кабельных коробках. Пастообразный компаунд К-126р применяется для уплотнения кабелей в патрубках. Материал 421а применяется для уплотнения кабелей в сальниках.

Все уплотнительные материалы обеспечивают надежное уплотнение при изменении температуры окружающей среды в пределах от —50 до +85° С в течение эксплуатации судна до капитального ремонта.

Компаунд К-126 приготовляют путем смешивания эпоксидной смолы (33%), полиэфира (2%) и тиокола (65%). Вначале смешивают смолу и полиэфир в течение 10 мин, затем добавляют тиокол и продолжают перемешивание в течение 30 мин. Через 2—3 ч компаунд готов к передаче на судно (хранить можно не более 3 сут). Перед заливкой коробок в компаунд добавляют полиэтиленполиамип в количестве 8% от массы компаунда.

Компаунд К-126р получают из компаунда К-126 с добавлением полиэтиленполиамина (6%) и резиновой крошки (23—28%).

Эпоксидную замазку приготовляют путем смешивания эпоксидной смолы и полиэфира (40%). К ним добавляют полиэтиленполиамип (6%), молотый кварц (120%) и хризолитовый асбест.