Разметка, установка конструкций, крепление и заземление электротехнических устройств на судне

  Главная       Учебники - Морское дело      Технология судовых электромонтажных работ  

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

§ 3.3. Разметка, установка конструкций, крепление и заземление электротехнических устройств на судне

 

 

Разметку мест установки конструкций для кренления электротехнических устройств производят в соответствии с рабочими чертежами. Затем конструкции, изготовленные в цехе, приваривают предварительно, а после повторной проверки правильности их расположения приваривают окончательно. Это особенно относится к установке тяжелых фундаментов, рам и кронштейнов. Установка скоб и стоек осуществляется с применением шаблонов в виде плоскости, к которой после разметки мест крепления конкретного устройства привертываются скобы. Затем шаблон прикладывают к месту установки устройства, приваривают скобы и отвинчивают их от шаблона.

Трубы и консоли для держателей светильников, скобы для мелкой аппаратуры приваривают по месту.

После окончания работ по приварке конструкций приступают к установке и креплению электротехнических устройств.

По характеру установки различают электрооборудование, подлежащее точной и свободной установке.
 

 

При точной установке электрооборудования применяют клинья, которые пришабривают по контрольной плите. С помощью этих клиньев производят центровку машин на фундаменте. Ее начинают с того, что на валы машин надевают контрольные скобы. Затем добиваются такого положения, что при вращении валов машин вручную в пределах одного оборота расстояние между скобами (по длине и высоте) сохраняется неизменным. После этого в лапах и фундаменте развертывают два отверстия и устанавливают в них болты. Затем снова проверяют центровку и закрепляют все другие болты.

Выполнять на судне такую сложную операцию, как центровка агрегатов, довольно затруднительно. Поэтому в последнее время все чаще применяют метод, при котором агрегат центруют и монтируют в цехе на промежуточном фундаменте, последний крепят к основному фундаменту болтами. Все более широко практикуется также установка механизмов на специальной мастике, укладываемой между лапами оборудования и клиньями фундамента. При обжатии болтов мастика заполняет все неровности, что позволяет отказаться от припилива-ння и шабровки фундаментов.

Электрооборудование свободной установки крепят получистыми болтами. Диаметры болтов выбирают в соответствии с диаметрами отверстий в лапах электрооборудования, при этом зазоры между болтами, шпильками и стенками отверстий в лапах не должны быть более 1,5—2 мм. Болты всегда устанавливают нарезной частью к лапам прибора, иод головку болта и гайку подкладывают шайбы, крепят болты нормальными гайками и контргайками. При диаметре болта менее 12 мм вместо контргайки ставят пружинную шайбу. Резьбовая часть болта должна выступать над гайкой на 2—10 мм. Болты всегда изготовляются стальными. Гайки в сухих помещениях применяются стальные, в сырых помещениях — латунные.

Одновременно с установкой и креплением электротехнических устройств осуществляется защитное заземление, предотвращающее поражение людей электрическим током в случаях пробоя изоляции токоведущих частей на корпус устройства и прикосновения человека к этому корпусу. Защитное заземление стационарно установленного электрооборудования согласно требованиям Регистра СССР выполняется при напряжении электросети относительно корпуса судна выше 30 В переменного тока и 55 В постоянного тока. Передвижное, переносное и ручное электрооборудование заземляется при напряжении выше 24 В постоянного тока и 12 В переменного тока. Обеспечение защитного заземления заключается в наличии надежного электрического соединения между металлическим корпусом (внешней оболочкой) электротехнического устройства и металлическим корпусом судна. Сопротивление этого соединения должно быть не более 0,02 Ом.