§ 3.3. Разметка,
установка конструкций, крепление и заземление электротехнических
устройств на судне
Разметку мест установки конструкций для кренления
электротехнических устройств производят в соответствии с рабочими
чертежами. Затем конструкции, изготовленные в цехе, приваривают
предварительно, а после повторной проверки правильности их расположения
приваривают окончательно. Это особенно относится к установке тяжелых
фундаментов, рам и кронштейнов. Установка скоб и стоек осуществляется с
применением шаблонов в виде плоскости, к которой после разметки мест
крепления конкретного устройства привертываются скобы. Затем шаблон
прикладывают к месту установки устройства, приваривают скобы и
отвинчивают их от шаблона.
Трубы и консоли для держателей светильников, скобы для мелкой аппаратуры
приваривают по месту.
После окончания работ по приварке конструкций приступают к установке и
креплению электротехнических устройств.
По характеру установки различают электрооборудование, подлежащее точной
и свободной установке.
При точной установке электрооборудования применяют
клинья, которые пришабривают по контрольной плите. С помощью этих
клиньев производят центровку машин на фундаменте. Ее начинают с того,
что на валы машин надевают контрольные скобы. Затем добиваются такого
положения, что при вращении валов машин вручную в пределах одного
оборота расстояние между скобами (по длине и высоте) сохраняется
неизменным. После этого в лапах и фундаменте развертывают два отверстия
и устанавливают в них болты. Затем снова проверяют центровку и
закрепляют все другие болты.
Выполнять на судне такую сложную операцию, как центровка агрегатов,
довольно затруднительно. Поэтому в последнее время все чаще применяют
метод, при котором агрегат центруют и монтируют в цехе на промежуточном
фундаменте, последний крепят к основному фундаменту болтами. Все более
широко практикуется также установка механизмов на специальной мастике,
укладываемой между лапами оборудования и клиньями фундамента. При
обжатии болтов мастика заполняет все неровности, что позволяет
отказаться от припилива-ння и шабровки фундаментов.
Электрооборудование свободной установки крепят получистыми болтами.
Диаметры болтов выбирают в соответствии с диаметрами отверстий в лапах
электрооборудования, при этом зазоры между болтами, шпильками и стенками
отверстий в лапах не должны быть более 1,5—2 мм. Болты всегда
устанавливают нарезной частью к лапам прибора, иод головку болта и гайку
подкладывают шайбы, крепят болты нормальными гайками и контргайками. При
диаметре болта менее 12 мм вместо контргайки ставят пружинную шайбу.
Резьбовая часть болта должна выступать над гайкой на 2—10 мм. Болты
всегда изготовляются стальными. Гайки в сухих помещениях применяются
стальные, в сырых помещениях — латунные.
Одновременно с установкой и креплением электротехнических устройств
осуществляется защитное заземление, предотвращающее поражение людей
электрическим током в случаях пробоя изоляции токоведущих частей на
корпус устройства и прикосновения человека к этому корпусу. Защитное
заземление стационарно установленного электрооборудования согласно
требованиям Регистра СССР выполняется при напряжении электросети
относительно корпуса судна выше 30 В переменного тока и 55 В постоянного
тока. Передвижное, переносное и ручное электрооборудование заземляется
при напряжении выше 24 В постоянного тока и 12 В переменного тока.
Обеспечение защитного заземления заключается в наличии надежного
электрического соединения между металлическим корпусом (внешней
оболочкой) электротехнического устройства и металлическим корпусом
судна. Сопротивление этого соединения должно быть не более 0,02 Ом.