§
3.3. Разметка, установка конструкций, крепление и заземление
электротехнических устройств на судне
Разметка и установка конструкций для крепления электротехнических
устройств производится одновременно с разметкой и установкой конструкций
крепления кабелей (см. § 3.2).
Пользуясь чертежами при разметке и установке конструкций для крепления
электротехнических устройств, необходимо обращать особое внимание на
выполнение следующих требований по расположению судовых
электротехнических устройств.
Электрические машины устанавливают в основном вдоль судна, чтобы во
время бортовой качки их подшипники не испытывали дополнительных осевых
усилий. Коробки выводов машин должны располагаться на стороне проходов
для обслуживания.
Пусковые и пускорегулировочные реостаты и пускатели, контроллеры,
командоконтроллеры и кнопки управления устанавливают так, чтобы,
управляя с их помощью электродвигателем, можно было наблюдать за ними и
механизмом или за приборами, контролирующими их работу. Аппараты
размещают в хорошо освещенных местах на удобной для обслуживания высоте
и снабжают их четкими надписями, с указанием назначения управляемого
механизма.
Щиты питания и распределительные щиты устанавливают в хорошо освещенных
и доступных для обслуживания местах.
Главные распределительные щиты устанавливают перпендикулярно
диаметральной плоскости судна.
Электрооборудование, наружная поверхность которого может при работе
нагреваться до температуры 60° С и выше, должно иметь ограждение, чтобы
обезопасить обслуживающий персонал от случайных прикосновений. При
установке такого оборудования в помещениях, обшитых деревом или
пластиком, предусматривается термоизоляция из листового асбеста.
Все токоведущие части электрооборудования должны иметь защитные кожухи
независимо от места его установки и величины напряжения.
Аккумуляторы размещают в специальных помещениях (или шкафах) на
стеллажах из угловой стали с гнездами по размеру батарей. Батареи можно
устанавливать в несколько ярусов, но так, чтобы пробки аккумуляторной
батареи были не выше 1,5 м от палубы (для удобства обслуживания). Ящики
не должны касаться металла помещения (шкафа), поэтому со всех сторон
(снизу и с боков) устанавливают планки из изолирующих материалов (обычно
винипласт или эбонит) толщиной 15 мм. Допускается использовать для этих
целей деревянные доски, пропитанные кислото- или щелочеупорным лаком.
Помещения (шкафы) для аккумуляторов должны иметь вентиляционные
отверстия, т. е. естественную или искусственную вентиляцию.
При размещении электрооборудования необходимо обеспечивать свободный
доступ к органам управления и деталям, требующим регулярного осмотра, а
также ко всем узлам, связанным с монтажом (к местам крепления,
заземления, разводки и ввода кабелей, контактным платам, штепсельным
разъемам, соединительным муфтам, фланцам, подшипникам и т. п.). Дверцы,
люки, крышки должны свободно открываться.
На расстоянии 200—500 мм от электрооборудования не должно быть клапанов,
фланцевых и других соединений, из которых могли бы вырываться пар,
вытекать пода, просачиваться масло и т. п.; если перенос клапанов,
фланцевых и других соединений из района установки электрооборудования
невозможен, следует установить защитные кожухи. Расстояние от
электрощитов до трубопроводов, находящихся под давлением, должно быть в
пределах 500—1500 мм. Горячие трубопроводы с тепловой изоляцией
удаляются от электрооборудования на расстояние 100—150 мм. Расстояние
между электротехническими устройствами и стенками цистерн
воспламеняющихся жидкостей должно быть не менее 75 мм. Конструкции для
установки и крепления электротехнических устройств (фундаменты, рамы,
кронштейны, стойки, трубы и др.) должны в соответствии с массой,
габаритами и высотой центра тяжести обладать необходимой прочностью и
жесткостью. При установке на амортизаторах зазор между устройствами
должен быть не менее 30 мм.