Разметка, установка конструкций, крепление и заземление электротехнических устройств на судне

  Главная       Учебники - Морское дело      Технология судовых электромонтажных работ

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

§ 3.3. Разметка, установка конструкций, крепление и заземление электротехнических устройств на судне

Разметка и установка конструкций для крепления электротехнических устройств производится одновременно с разметкой и установкой конструкций крепления кабелей (см. § 3.2).

Пользуясь чертежами при разметке и установке конструкций для крепления электротехнических устройств, необходимо обращать особое внимание на выполнение следующих требований по расположению судовых электротехнических устройств.

Электрические машины устанавливают в основном вдоль судна, чтобы во время бортовой качки их подшипники не испытывали дополнительных осевых усилий. Коробки выводов машин должны располагаться на стороне проходов для обслуживания.
Пусковые и пускорегулировочные реостаты и пускатели, контроллеры, командоконтроллеры и кнопки управления устанавливают так, чтобы, управляя с их помощью электродвигателем, можно было наблюдать за ними и механизмом или за приборами, контролирующими их работу. Аппараты размещают в хорошо освещенных местах на удобной для обслуживания высоте и снабжают их четкими надписями, с указанием назначения управляемого механизма.

Щиты питания и распределительные щиты устанавливают в хорошо освещенных и доступных для обслуживания местах.

Главные распределительные щиты устанавливают перпендикулярно диаметральной плоскости судна.

Электрооборудование, наружная поверхность которого может при работе нагреваться до температуры 60° С и выше, должно иметь ограждение, чтобы обезопасить обслуживающий персонал от случайных прикосновений. При установке такого оборудования в помещениях, обшитых деревом или пластиком, предусматривается термоизоляция из листового асбеста.

Все токоведущие части электрооборудования должны иметь защитные кожухи независимо от места его установки и величины напряжения.

Аккумуляторы размещают в специальных помещениях (или шкафах) на стеллажах из угловой стали с гнездами по размеру батарей. Батареи можно устанавливать в несколько ярусов, но так, чтобы пробки аккумуляторной батареи были не выше 1,5 м от палубы (для удобства обслуживания). Ящики не должны касаться металла помещения (шкафа), поэтому со всех сторон (снизу и с боков) устанавливают планки из изолирующих материалов (обычно винипласт или эбонит) толщиной 15 мм. Допускается использовать для этих целей деревянные доски, пропитанные кислото- или щелочеупорным лаком. Помещения (шкафы) для аккумуляторов должны иметь вентиляционные отверстия, т. е. естественную или искусственную вентиляцию.

При размещении электрооборудования необходимо обеспечивать свободный доступ к органам управления и деталям, требующим регулярного осмотра, а также ко всем узлам, связанным с монтажом (к местам крепления, заземления, разводки и ввода кабелей, контактным платам, штепсельным разъемам, соединительным муфтам, фланцам, подшипникам и т. п.). Дверцы, люки, крышки должны свободно открываться.

На расстоянии 200—500 мм от электрооборудования не должно быть клапанов, фланцевых и других соединений, из которых могли бы вырываться пар, вытекать пода, просачиваться масло и т. п.; если перенос клапанов, фланцевых и других соединений из района установки электрооборудования невозможен, следует установить защитные кожухи. Расстояние от электрощитов до трубопроводов, находящихся под давлением, должно быть в пределах 500—1500 мм. Горячие трубопроводы с тепловой изоляцией удаляются от электрооборудования на расстояние 100—150 мм. Расстояние между электротехническими устройствами и стенками цистерн воспламеняющихся жидкостей должно быть не менее 75 мм. Конструкции для установки и крепления электротехнических устройств (фундаменты, рамы, кронштейны, стойки, трубы и др.) должны в соответствии с массой, габаритами и высотой центра тяжести обладать необходимой прочностью и жесткостью. При установке на амортизаторах зазор между устройствами должен быть не менее 30 мм.