§
1.2. Организация, планирование и нормирование судовых электромонтажных работ
Выбор технологических и организационных принципов выполнения
электромонтажных работ является важной производственной задачей, от
решения которой зависят производительность труда, продолжительность
монтажа электрооборудования и строительства судна в целом, т. е.
эффективность или технико-экономические показатели электромонтажного
производства.
Практическое решение этой задачи состоит в выборе и обосновании
принципиальной технологии выполнения электромонтажных работ и
структурной схемы организации электромонтажного производства.
Выбор наиболее целесообразного варианта принципиальной технологии
электромонтажных работ производится автором проекта на стадиях эскизного
и технического проектирования. При этом учитываются следующие основные
факторы:
принятый метод постройки судна; серийность судов данного типа;
количество одновременно строящихся судов на судостроительном заводе;
производственные возможности завода-строителя в обеспечении
подготовительных работ;
производственные возможности монтажного предприятия по выполнению
электромонтажных работ;
степень сложности и общий объем работ по монтажу электрооборудования;
плановые сроки постройки судна и время, необходимое для выполнения
электромонтажных работ.
Анализ указанных факторов и существующих разновидностей технологии
строительства судов и монтажа электрооборудования (рассмотренных в §
1.1) показывает, что поставленная задача может быть решена путем
создания такой технологии, которая бы учитывала как электромонтажные
работы, так и работы по постройке судна в целом.
По каждому варианту оцениваются особенности рассматриваемой технологии
применительно к данному судну (число и границы технологических районов,
последовательность работ на судне, увязка с технологией постройки судна,
возможность организации потока и т. п.), выполняются необходимые
технико-экономи-ческис расчеты (продолжительности этапа монтажа,
требуемого числа электромонтажников на период монтажа по месяцам
постройки судна и т. д.) и выбирается наиболее целесообразный вариант,
отвечающий как условиям строительства судна в целом, так и условиям
выполнения электромонтажных работ. Весьма важно, чтобы выбранная
технология удовлетворяла следующим требованиям:
а) согласовывалась с общей технологией постройки судна;
б) обеспечивала выполнение электромонтажных работ в строго определенном
этапе постройки судна при минимальных затратах труда и численности
рабочих;
в) позволяла максимально сокращать продолжительность монтажа
электрооборудования, общего цикла постройки судна и взаимные задержки в
работе электромонтажного и смежных цехов;
г) обеспечивала возможность максимального переноса выполнения
электромонтажных и сдаточных работ с судна в цех;
д) позволяла применять организацию работ по методу монтажного потока при
условии выполнения каждого технологического объема работ одними и теми
же бригадами на всех судах серии;
е) способствовала равномерности загрузки электромонтажного цеха в
течение года, улучшению качества работ и повышению производительности
труда.
Выбор структурной схемы организации электромонтажного производства
осуществляется электромонтажным предприятием при разработке рабочей
технологии (см. § 1.3).
Организация электромонтажного производства — целенаправленная
координация работы всех производственных звеньев (бригад
электромонтажников, технологической службы, службы материального
снабжения и т. д.), обеспечивающая выполнение работ в соответствии с
принятым технологическим планом.
Основными задачами организации электромонтажного производства являются:
повышение экономической эффективности производства;
сокращение цикла монтажа электрооборудования и
длительности постройки судна в делом;
использование серийных методов производства при мелкосерийной и
единичной постройке судов;
совершенствование схемы монтажного потока с учетом конкретных
особенностей производства;
применение наиболее совершенных методов (в том числе — математических)
планирования работы электромонтажных цехов, их служб и производственных
участков;
изыскание оптимального движения потоков информации и использования ее
для онеративно-диспетчерского управления п регулирования хода
производства.
Конкретные положения по организации электромонтажного производства
разрабатываются на основе структурной схемы организации монтажа
электрооборудования на судне, определяющей взаимосвязь всех
специализированных по видам работ подразделений и служб
электромонтажного цеха при выполнении всего комплекса электромонтажных
работ в процессе строительства судна.
В зависимости от объема и сложности выполняемых работ электромонтажные
цехи имеют разные структуры. По этим признакам их подразделяют на три
категории. К первой категории относят цехи с числом рабочих более 250
чел., ко второй — с числом рабочих 101—250 чел., к третьей — до 100 чел.
На рис. 1.4 представлена примерная структура электромонтажного цеха
первой категории. Как видно из рисунка, службы цеха состоят из аппарата
управления и производственных участков.