§ 1.1. Технология судовых электромонтажных
работ в общем цикле проектирования и строительства судов
прокладку магистральных кабелей в каждом районе
производят после укладки местных кабелей. Сначала затягивают и
укладывают магистральные кабели внутри автономного района, затем — между
смежными автономными районами и так далее без промежуточной их бухтовки.
Таким образом, при окончании электромонтажных работ в последнем
автономном районе прокладывают также последние межрайонные магистральные
кабели. Внешний и внутренний монтаж электрооборудования на судне на этом
заканчивают.
Автономно-районная технология имеет следующие положительные качества:
обеспечивает равномерную загрузку электромонтажных участков и цехов;
позволяет сократить число электромонтажников при выполнении
электромонтажных работ;
обеспечивает ритмичную работу судостроительного завода и широкий фронт
работ всех специализаций; исключает бухтовку магистральных кабелей;
позволяет создать гибкую систему управления электромонтаж и ы м
производством.
Подобная технология рекомендуется к применению на больших и крупных
судах. При этом рабочая документация должна разрабатываться с учетом
следующих требований:
размещение электрооборудования необходимо производить с учетом
обеспечения возможно большей замкнутости кабельных связей внутри
автономных районов;
трассы кабелей должны быть разделены на трассы местных и магистральных
внутрирайонных кабелей и трассы межрайонных кабелей; в некоторых случаях
целесообразно также выделить в отдельную трассу смежные межрайонные
кабели;
трассы кабелей необходимо располагать в местах, доступных для укладки
кабелей в течение всего времени их монтажа;
в рабочих чертежах зашивки помещений необходимо предусматривать
свободный доступ к отдельным участкам трасс магистральных кабелей на
протяжении всего времени монтажа или установку зашивки в этих местах (в
сетевом графике постройки судна) после окончания всех работ по затяжке,
укладке и креплению кабелей.
Узловая технология основана на выполнении в цеховых условиях большей
части электромонтажных работ путем сборки на шаблонах и натурных макетах
монтажных и кабельных узлов. Это наиболее прогрессивный вид технологии.
Подобный метод позволяет выполнить в условиях цеха до 50—65% всех
электромонтажных работ.
Подготовка и технология выполнения работ по данному методу состоят в
следующем:
1) конструкторы и технологи в процессе проектирования заранее определяют
номенклатуру электрооборудования и кабелей, подлежащих сборке в
монтажные и кабельные узлы;
2) в цехе на макетах-шаблонах производят сборку монтажных и кабельных
узлов, предусмотренных проектом;
3) до начала этапа монтажа во всех помещениях судна выполняют
подготовительные работы;
4) после подписания акта о готовности судна к этапу монтажа на судно
доставляют в нужной последовательности монтажные и кабельные узлы,
отдельные кабели II производят их монтаж, прокладку и крепление в
предусмотренной очередности. Монтаж отдельных кабелей, не вошедших в
состав узлов, производят с соблюдением правил параллельной технологии;
5) внутренний монтаж электрооборудования, не смонтированного в узлы,
ведут одновременно с внешним монтажом, как и при параллельной
технологии.
Узловая технология обеспечивает наименьшую продолжительность этапа
монтажа электрооборудования на судне, наибольшую производительность
труда и высокое качество работ. Она рекомендуется к применению на
катерах и других мелких судах.
Необходимо отметить также, что при монтаже судов любых типов и при любой
технологии всегда целесообразно максимально возможный объем работ
выполнять с применением элементов узловой технологии.
Опыт строительства судов показал, что монтаж электрооборудования
некоторых комплексов в особо насыщенных помещениях—критических зонах по
обычной, параллельной, технологии заканчивается значительно позднее, чем
и остальных помещениях, что тормозит окончание электромонтажных работ и
строительства судна в целом. Поэтому для монтажа таких систем
(комплексов) в особо насыщенных помещениях применяется так называемая
технология критических зон, предусматривающая выделение их в
самостоятельные технологические районы по схемному (системному)
признаку. В технологический район могут входить помещения, расположенные
в разных районах судна, но насыщенные электрооборудованием, составляющим
один комплекс. В укрупненном сетевом графике, который согласуется с
судостроительным заводом, в этих помещениях предусматривается
первоочередное выполнение работ, находящихся па критическом пути с таким
расчетом, чтобы окончание монтажа, наладки и регулировки системы или
комплекса систем, предназначенных для решения одной задачи,
заканчивалось одновременно с остальными помещениями.
Всякое отступление от перечисленных технологических методов выполнения
электромонтажных работ неизбежно приводит к выборочному монтажу. При
этом подготовительные работы на судне выполняются в небольшом объеме,
большую часть этих работ производят одновременно с монтажом
электрооборудования. Монтаж электрооборудования ведут в недостаточно
подготовленных помещениях. На судне отсутствуют четко определенные
технологические районы монтажа. Монтаж электрооборудования выполняют в
любом помещении независимо от готовности соседних помещений, в случайной
последовательности.
При выборочном монтаже почти все кабели в процессе их прокладки
подвергаются многократному бух-тованию, что приводит к многочисленным их
повреждениям; электрооборудование длительное время находится в процессе
монтажа, в связи с чем неизбежны его повреждения.
Весь объем электромонтажных работ подразделяют на следующие этапы:
электромонтажные работы в цехе; подготовительные работы на судне;
электромонтажные работы на судне; подготовка и проведение сдаточных
испытаний.
В зависимости от принятой принципиальной технологии монтажа
электрооборудования объем и содержание работ в этапах могут изменяться в
значительных пределах.
Абсолютные значения объемов отдельных этапов (выраженные в единицах
трудоемкости, например в человеко-часах) прямо пропорциональны
насыщенности судна электрооборудованием и кабелями, а также зависят от
типа судна, его водоизмещения и порядкового номера в серии (т. е.
степени освоения монтажа судов одного типа). Наиболее наглядно объемы
отдельных этапов характеризуются удельными значениями, т. е. отношением
трудоемкости работ данного этапа к общей трудоемкости всех
электромонтажных работ, выполняемых в цехе и на судне. Удельные значения
объемов отдельных этапов электромонтажных работ для некоторых типов
судов приведены в табл. 1.1.