Технология судовых электромонтажных работ в общем цикле проектирования и строительства судов

  Главная       Учебники - Морское дело      Технология судовых электромонтажных работ

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

§ 1.1. Технология судовых электромонтажных работ в общем цикле проектирования и строительства судов

 

 

 

прокладку магистральных кабелей в каждом районе производят после укладки местных кабелей. Сначала затягивают и укладывают магистральные кабели внутри автономного района, затем — между смежными автономными районами и так далее без промежуточной их бухтовки. Таким образом, при окончании электромонтажных работ в последнем автономном районе прокладывают также последние межрайонные магистральные кабели. Внешний и внутренний монтаж электрооборудования на судне на этом заканчивают.

Автономно-районная технология имеет следующие положительные качества:

обеспечивает равномерную загрузку электромонтажных участков и цехов;

позволяет сократить число электромонтажников при выполнении электромонтажных работ;

обеспечивает ритмичную работу судостроительного завода и широкий фронт работ всех специализаций; исключает бухтовку магистральных кабелей; позволяет создать гибкую систему управления электромонтаж и ы м производством.

Подобная технология рекомендуется к применению на больших и крупных судах. При этом рабочая документация должна разрабатываться с учетом следующих требований:

размещение электрооборудования необходимо производить с учетом обеспечения возможно большей замкнутости кабельных связей внутри автономных районов;

трассы кабелей должны быть разделены на трассы местных и магистральных внутрирайонных кабелей и трассы межрайонных кабелей; в некоторых случаях целесообразно также выделить в отдельную трассу смежные межрайонные кабели;

трассы кабелей необходимо располагать в местах, доступных для укладки кабелей в течение всего времени их монтажа;

в рабочих чертежах зашивки помещений необходимо предусматривать свободный доступ к отдельным участкам трасс магистральных кабелей на протяжении всего времени монтажа или установку зашивки в этих местах (в сетевом графике постройки судна) после окончания всех работ по затяжке, укладке и креплению кабелей.

Узловая технология основана на выполнении в цеховых условиях большей части электромонтажных работ путем сборки на шаблонах и натурных макетах монтажных и кабельных узлов. Это наиболее прогрессивный вид технологии. Подобный метод позволяет выполнить в условиях цеха до 50—65% всех электромонтажных работ.

Подготовка и технология выполнения работ по данному методу состоят в следующем:

1) конструкторы и технологи в процессе проектирования заранее определяют номенклатуру электрооборудования и кабелей, подлежащих сборке в монтажные и кабельные узлы;

2) в цехе на макетах-шаблонах производят сборку монтажных и кабельных узлов, предусмотренных проектом;

3) до начала этапа монтажа во всех помещениях судна выполняют подготовительные работы;

4) после подписания акта о готовности судна к этапу монтажа на судно доставляют в нужной последовательности монтажные и кабельные узлы, отдельные кабели II производят их монтаж, прокладку и крепление в предусмотренной очередности. Монтаж отдельных кабелей, не вошедших в состав узлов, производят с соблюдением правил параллельной технологии;

5) внутренний монтаж электрооборудования, не смонтированного в узлы, ведут одновременно с внешним монтажом, как и при параллельной технологии.

Узловая технология обеспечивает наименьшую продолжительность этапа монтажа электрооборудования на судне, наибольшую производительность труда и высокое качество работ. Она рекомендуется к применению на катерах и других мелких судах.

Необходимо отметить также, что при монтаже судов любых типов и при любой технологии всегда целесообразно максимально возможный объем работ выполнять с применением элементов узловой технологии.

Опыт строительства судов показал, что монтаж электрооборудования некоторых комплексов в особо насыщенных помещениях—критических зонах по обычной, параллельной, технологии заканчивается значительно позднее, чем и остальных помещениях, что тормозит окончание электромонтажных работ и строительства судна в целом. Поэтому для монтажа таких систем (комплексов) в особо насыщенных помещениях применяется так называемая технология критических зон, предусматривающая выделение их в самостоятельные технологические районы по схемному (системному) признаку. В технологический район могут входить помещения, расположенные в разных районах судна, но насыщенные электрооборудованием, составляющим один комплекс. В укрупненном сетевом графике, который согласуется с судостроительным заводом, в этих помещениях предусматривается первоочередное выполнение работ, находящихся па критическом пути с таким расчетом, чтобы окончание монтажа, наладки и регулировки системы или комплекса систем, предназначенных для решения одной задачи, заканчивалось одновременно с остальными помещениями.

Всякое отступление от перечисленных технологических методов выполнения электромонтажных работ неизбежно приводит к выборочному монтажу. При этом подготовительные работы на судне выполняются в небольшом объеме, большую часть этих работ производят одновременно с монтажом электрооборудования. Монтаж электрооборудования ведут в недостаточно подготовленных помещениях. На судне отсутствуют четко определенные технологические районы монтажа. Монтаж электрооборудования выполняют в любом помещении независимо от готовности соседних помещений, в случайной последовательности.

При выборочном монтаже почти все кабели в процессе их прокладки подвергаются многократному бух-тованию, что приводит к многочисленным их повреждениям; электрооборудование длительное время находится в процессе монтажа, в связи с чем неизбежны его повреждения.

Весь объем электромонтажных работ подразделяют на следующие этапы:

электромонтажные работы в цехе; подготовительные работы на судне; электромонтажные работы на судне; подготовка и проведение сдаточных испытаний.

В зависимости от принятой принципиальной технологии монтажа электрооборудования объем и содержание работ в этапах могут изменяться в значительных пределах.

Абсолютные значения объемов отдельных этапов (выраженные в единицах трудоемкости, например в человеко-часах) прямо пропорциональны насыщенности судна электрооборудованием и кабелями, а также зависят от типа судна, его водоизмещения и порядкового номера в серии (т. е. степени освоения монтажа судов одного типа). Наиболее наглядно объемы отдельных этапов характеризуются удельными значениями, т. е. отношением трудоемкости работ данного этапа к общей трудоемкости всех электромонтажных работ, выполняемых в цехе и на судне. Удельные значения объемов отдельных этапов электромонтажных работ для некоторых типов судов приведены в табл. 1.1.